«- Зачем хорошей девочке нужен калькулятор?
- Чтобы посчитать, сколько раз она уже произнесла "извини" за то, что на самом деле не требовало извинений».
У женщин с синдромом «хорошей девочки» (ХД), четко проявляются все ключевые предпосылки для становления их личной виктимности.
Синдром ХД – это психологическое состояние, при котором женщина стремится соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих, подавляя свои желания, потребности и эмоции.
Во-первых, отмечу, что «личная виктимность» ХД – это набор психологических, социальных и физических черт, которые способствуют превращению человека в жертву преступлений.
А для «хорошей девочки» в большей степени подходит обозначение «латентная жертва» - как «жертва насилия (физического, морального материального), которая намеренно избегает огласки фактов причинения им вреда».
Разберемся, почему так происходит?
Для этого есть ряд первопричин:
- Причины биологического характера, согласно которым женщины (гормонально) больше склонны терпеть и ждать.
- Наличие наглядного примера поведения матери, ее безвольность, слабохарактерность, восприятие абъюза в семье как нормы.
- Воспитание девочки как собственного нарциссического расширения родителей, без искренней любви и заботы, но с ориентиром на успешность и красивую картинку…
- Общественные стереотипы (культурные, религиозные), в которых отмечаются наиболее одобряемые черты девушки: послушность и терпимость.
В дальнейшем, входе индивидуальной жизненной истории происходит развитие заложенных тенденций:
- Формирование качеств: повышенной тревожности, неуверенности, мягкости, отсутствие гибкости, пассивности, низкой самооценки и негативной «Я-концепции»- (я недостаточно хороша). Как следствие поведенческие маркеры: избегания конфликта, позволение себя использовать, молчать и терпеть.
- Усиление установки «зависимость от одобрения» которая толкает ХД на каждодневный самоотверженный труд по созданию красивой и очень социально одобряемой картинки счастливой семьи.
В этой позиции и ради подкрепления своей «хорошести» хорошая девочка терпит все, безропотно принимая сначала словесное и психологическое насилие агрессора, а в дальнейшем, умалчивая о фактах физического насилия.
Поэтому собственное деформированное Я хорошей девочки переводит ее в позицию жертвы и повышает личную виктимность.
Наличие подобного сценария материнского поведения в первичной семье направляет хорошую девочку на поиск более сильного, авторитарного и агрессивного человека. Характер отношений в такой семье изначально манипулятивный.
И воздействовать на личность жены - хорошей девочки агрессору очень легко - ведь ее внутренние установки (соответствовать ожиданиям и не отстаивать свои права, не допускать ошибок и не вступать в конфликт, ориентироваться на реакцию одобрения, нравиться всем и т.д.) вполне способствуют такому манипулятивному воздействию абъюзера.
А размытые личные границы позволяют беспрепятственно проникать в ее пространство, топтать и рушить ценное для нее, оставляя жертву с ощущением того, что она это заслуживает…
Заниженная самооценка хорошей девочки шепчет «Ты не достойна большего», а заблокированная агрессия лишает возможности защищаться.
Таким образом, синдром «хорошей девочки» как внутренний демон, который последовательно ведет женщину к саморазрушению.
В такой позиции «латентной жертвы» постепенно умирает ее интуитивная женская природа, утрачивается связь собой и доверие к собственному чувственному опыту.
Кларисса Эстес приводит метафору «наивной женщины как добычи», указывая на важность развития внутренних интуитивных качеств каждой женщины: любви к себе, прозорливости, острого чутья, дальновидности и интуиции».
Понимая, что синдром хорошей девочки – это некий способ адаптации ребенка, а в дальнейшем - женщины к условиям жизни, можно точно сказать- он поддается психологической коррекции.
И одним из терапевтических напутствий таким девочкам пусть станут слова К. Эстес; «Женщинам, как волчатам, нужно такое же введение, которое научило бы что внутренний и внешний миры не всегда сулят безоблачные радости. Ведь многие женщины не знают даже той самой первой науки о хищниках, которую волчица преподает своим детенышам, а именно: если что-то больше тебя и внушает опасность, спасайся бегством; если слабее – поступай как хочешь; если оно больное, оставь его в покое; если у него колючки, жало, клыки или острые когти, отойди и ступай восвояси; если оно хорошо пахнет, но его держат металлические челюсти, не приближайся». [2,c.65]
Список литературы:
Волкова, В. В. Социальнно-психологические особенности индивидуальной виктимности женщин - клиенток кризисного центра / В. В. Волкова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2014. – № 4. – С. 11.
Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях.- М., 2006.- 406 с.
Автор: Овчинникова Людмила Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru