Найти в Дзене

«Обыкновенное чудо» Марка Захарова

«Любовь – это теорема,

которую нужно доказывать

каждый день»

Марку Анатольевичу Захарову 13 сентября исполнилось бы 90 лет. Этот удивительный режиссер сделал Московский государственный театр имени Ленинского комсомола легендарным Ленкомом, он создал собственную вселенную, которая всегда стремилась творить чудо на сцене.

Для многих москвичей и гостей столицы в период «золотого века СССР» Ленком был культурным центром притяжения. Этот мир Марка Захарова мы узнавали с первой мизансцены, он сразу наполнял нас предчувствием обыкновенного чуда. Не случайно так часто его герой – творец. Поэт, мыслитель, философ, волшебник.

Сегодня, когда все в театральном деле так быстро меняется, эпоха Захарова и его театра кажется чудом. На базе психологического театра Эфроса возник театр нового типа – молодой, дерзкий, способный играть хоть классику, хоть современность, хоть новый для России жанр мюзикла. Театр, построенный романтическим авантюристом. «Юнона и Авось» – спектакль с мистической судьбой. Когда М. Захаров с А. Вознесенским и композитором А. Рыбниковым ее затевали, они мало верили в возможность воплощения замысла. И упоминание Богоматери в советском театре казалось немыслимым. И напоминание о связях России с Америкой – недопустимым.

Рок-опера на советской сцене — настоящее чудо. «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» 1976 года Марка Захарова комиссия отклоняла 11 раз. Наученный горьким опытом, Захаров с Вознесенским, как вспоминал потом поэт, поехали в Елоховский собор и поставили свечки у иконы Казанской Божией Матери, о которой идет речь в спектакле, и «Юнону и Авось» приняли с первого раза.

Еще до выхода на сцену спектакль прослушали в церкви Покрова в Филях на творческой встрече с реставраторами. В феврале 1981 года в храме установили динамики, за столом сидел композитор А. Рыбников и стоял магнитофон. Композитор произнес вступительную речь. «После этого люди просто сидели и слушали полтора часа запись. И ничего не происходило больше. Вот такой была премьера этой рок-оперы «Юнона и Авось».

10 мудростей от патриарха Ленкома Марка Захарова: «В нас сидит радостная ширь, азарт, веселое движение неизвестно куда» - KP.RU

«Марк Захаров как губка впитывал все новации мирового театра,- писал

М. Е. Швыдкой: "Его режиссерский локатор отбирал все необходимое, чтобы уловить и выразить летучесть времени, его острые противоречия и конфликты. Он не замыкался в раз и навсегда выбранных эстетических канонах. Он ухитрялся говорить прямо в пору, когда безопаснее было использовать эзопов язык. Он искал театральные образы, чтобы выразить проблемы уже постсоветского времени, когда сценическая публицистика стала расхожим способом общения с аудиторией. Он был свободен и дерзок в своих исканиях. Порой театрально провокационен. Это не могло не раздражать, но масштаб его личности перекрывал гул злоязычия".

В театре жил дух веселого бунта, Ленком стал своего рода центром социального оптимизма. Оптимизм этот столь заразителен, что перед ним пасовали даже цензоры, сдаваясь перед настоящим искусством.

-2

К юбилейной дате в театре подготовили фотовыставку «Аплодисменты не кончаются», очень точное название, потому что фильмы и спектакли, созданные Марком Анатольевичем, не утратили актуальности и очарования.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ