Найти тему

Зачем нужен репетитор

В какой-то момент перед каждым старшеклассником возникает дилемма: заниматься подготовкой самому или же обратиться к репетитору.
Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. В том числе и от финансового.
Пока не будем говорить про самоподготовку. Перечислим всё, что могут дать занятия с репетитором.

1. Качественная обратная связь.
Пожалуй, это самое главное, что может дать репетитор.
В школе обратная связь ограничивается оценкой и выделением ошибок красной ручкой.
И хотя это лучше, чем обучение вообще без обратной связи, репетитор может дать гораздо более развёрнутый комментарий к тем же ошибкам.
И не только к ним.
Например, в геометрии при решении задач очень важны рассуждения. А школьникам практически невозможно поначалу самостоятельно оценить корректность своего хода решения. Вот это нужно доказывать или эта теорема идёт без доказательства? Вот такое утверждение очевидно или нужно более строго его обосновать?
То же самое касается оформления решений. Нужно или не нужно писать именно вот так?
Хороший преподаватель будет давать не просто обратную связь.
Его задачей является обучающая обратная связь.
То есть преподаватель не просто показывает, что верно, а что неверно.
Хороший репетитор будет пытаться как-то подвести ученика к самостоятельному нахождению ошибки. Показать, почему возникла эта ошибка. И что нужно делать, чтобы её избежать в дальнейшем.
Если недочёты будут системными, то преподаватель должен подготовить отдельные задания на проработку соответствующих тем.

2. Общая стратегия подготовки.
У преподавателя должен быть в голове некое очертание плана подготовки.
Нет необходимости в подробном плане подготовки, расписанном на год вперёд. Это работает скорее для массовых онлайн курсов.
Для индивидуальных занятий план должен быть довольно гибким.
Нужно иметь возможность на некоторых важных темах при необходимости задержаться. Или если какие-то разделы очень хорошо идут, то, наоборот, пройти их в ускоренном темпе.
Но общее понимание стратегии подготовки должно быть.
Причём в самом начале занятий любой хороший репетитор может подробно рассказать, как именно будет строиться сама подготовка.
Это надёжный индикатор грамотного специалиста.
Поэтому можно сразу прямо обсудить, за что боремся, какие задачи будем прорабатывать сначала, какие потом.
Ученик должен понимать, как строится его работа.
Если преподаватель не может сказать, какие шаги они с учеником будут делать в ближайшие месяц-два после первичного знакомства и диагностики, то это весьма странно.

3. Знание тонкостей
Репетитор обычно знает больше про формат экзаменов, про структуру заданий, про их относительную трудность, про последние изменения и т.д.
Также преподаватели знают многие полезные паблики или сайты, которые обычным школьникам малоизвестны, а то и вовсе не доступны.

4. Распознавание сильных и слабых сторон
Среднему ученику очень сложно себя объективно оценивать.
Во-первых, потому что мы все склонны скорее завышать уровень своих знаний и умений. Полно различных опросов вроде тех, где 80% водителей думают, что их навыки вождения автомобиля выше среднего.
А если ученик и говорит, что плохо знает математику, то или он таким образом просто рисуется и выпрашивает похвалу, или же подводит к тому, что он, мол, такой глупый, поэтому вообще не собирается ничего делать.
Во-вторых, многие ученики и вовсе опасаются оценивать свой уровень. Подобное избегание порой доходит до абсурда.
Например, много раз сталкивался с тем, что ученик, зная, что ответ на решённую задачу можно посмотреть на сайте или в конце задачника, всё равно не делает этого. «А вдруг я проверю, а мой ответ неправильный!»
Так без помощи стороннего авторитетного человека ученики и их родители могут пребывать в неведении или приятных иллюзиях. Репетитор же, тем более востребованный (то есть который не опасается потерять клиента из-за разрушения накопленных иллюзий), может честно сказать всё как есть и рассказать, что лучше всего делать дальше.
В-третьих, у школьника обычно нет возможности сравнивать себя с другими учениками. Максимум, что получается, это сравнить себя с одноклассниками.
Всё-таки у преподавателя есть опыт и некоторая «насмотренность».
Он может указать на то, что у ученика получается лучше, что хуже. Видит повторяющиеся ошибки, которые ученик уже просто не замечает.
Или, например, типичный вопрос для крепкого школьника на одном из этапов подготовки: «Что дальше изучать: планиметрию, параметры или 19 задачу?» По тому, как ученик работал, как рассуждал при решениях, какие темы ему проще давались, преподаватель может дать более взвешенный совет.

5. Объяснение тем.
С этим пунктом, думаю, вопросов не возникает.
Есть какая-то тема, преподаватель должен её как-то объяснить.
Но при этом особенность репетитора в том, что он знает, какие задания нужно выполнить предварительно, какие подводные камни есть в этой теме и, самое главное, насколько ученик готов её воспринять.
Можно ли ему объяснить сразу в общем виде в буквах или нужно сначала отталкиваться от конкретики частных случаев.
Какие иллюстрации лучше подобрать.
Какие смежные темы можно и нужно затронуть в объяснении.

6. Говорить и проговаривать.
В последнее время из-за цифровизации и тестовых форм оценивания у учеников всё меньше возможности рассуждать вслух.
Свой негативный вклад вносят и различные тетради на печатной основе. Которые с одной стороны вроде упрощают жизнь, с другой блокируют навыки письма и в целом письменной речи.
И дело здесь касается не только геометрии, о которой мы писали выше.
Например, очень важно, чтобы ученик правильно формулировал любые свои мысли, касающиеся математики.
В школе нет возможности выслушать речь всех учеников.
Тем более нет такой возможности при самостоятельном одиночном обучении.
А для хорошего понимания математики важно, чтобы школьник явно проговаривал «приведём подобные слагаемые» и понимал, что стоит за этим действием. А не просто мямлил что-то вроде «ну мы вот эти цифирьки с этими вот так сделаем и букву иск запишем рядом».


Пока на этих пунктах остановимся. Наверняка читатели смогут добавить какие-то свои.
Я же хотел заострить ваше внимание на следующих моментах.

Во-первых, этот список составлен не для тех, кто уже вовсю подбирает себе репетитора. Они и так обычно понимают, чем он им может помочь. Возможно, я даже как-нибудь отдельно напишу о признаках хорошего и плохого репетитора.
На самом деле этот список нужен для тех школьников, кто планирует готовиться самостоятельно по бесплатным материалам в сети или с помощью онлайн-школ.
Это перечень призван обратить ваше внимание на то, что важно в подготовке помимо непосредственного объяснения тем и решения задач.
По сути это просто вопросы к самому себе. Сможете вы сами оценивать свой уровень? А выстраивать стратегию подготовки? Насколько правильно вы формулируете мысли? Понимаете ли вы свои сильные и слабые стороны?
Ответив на подобные вопросы, вы сможете прикинуть, что из перечисленного получится делать самостоятельно, а что потребует сторонней помощи. Что реально просто (например, общую стратегию подготовки можно где-то подсмотреть), а что сложнее (например, обратную связь, тем более качественную, получить очень тяжело без услуг профессионала).
Также это поможет сформулировать запрос к стороннему преподавателю, если всё же решите воспользоваться его услугами.

И второй момент связан с темой последних постов про мотивацию.
Обратите внимание, что среди этих пунктов нет такого, что репетитор должен мотивировать ученика.
Это лежит далеко за пределами его компетенции.
Да, любой хороший преподаватель должен многое понимать про мотивацию. Знать, как она выстраивается, за счёт чего повышается и из-за чего может снижаться.
Но ни в коем случае он не должен быть классическим вдохновителем-мотиватором, сыплющим цитатками успешных людей. Или фокусником, развлекающим заскучавшее чадо.
Так же, как и не должно быть в принципе к нему такого запроса. Ни со стороны родителей («главное – вдохновить моего сына»), ни тем более со стороны ученика («ищу преподавателя, который сможет меня мотивировать», «со мной нужно построже» и т.д.)
Ученик сам отвечает за свою мотивацию. Это его зона ответственности.
Если его будут мотивировать извне в явной форме, то это будет лишь внешняя мотивация. Даже если преподаватель талантливый манипулятор, умеющий ловко заставить ученика учиться, это не принесёт пользы.
В случае внешней мотивации на длинном временном отрезке это, наоборот, лишь демотивирует ученика. Если, конечно, она не будет вовремя и аккуратно замещена внутренней мотивацией, о чём мы будем говорить в следующих постах.
Должен ли репетитор морально поддерживать ученика?
В некотором ограниченном смысле, да.
Но он не должен замещать своей поддержкой собственные опоры ученика.
Преподаватель обязан явно или неявно транслировать мысль, что если ученик будет хорошо работать, то и будут результаты.
Но основное для преподавателя – выстроенный процесс.
Довольно часто учеников мотивирует просто хорошо поставленная работа. Большинство недооценивает вдохновение от соприкосновения с профессионализмом другого человека.
Поэтому преподавателям скорее нужно изучать методику преподавания своего предмета, нежели бесконечно читать книги о мотивации подростков.
Они сами мотивируются, если вы грамотно выстроите свою работу.