Автор: Дарья Гунько
Кажется, сегодня без юмора и мемов нельзя представить ни одну сферу жизни. Шутки используют в политике, искусстве и образовании. Юмор становится универсальным языком. Мы ценим хорошее чувство юмора в других и ищем партнера, который будет смеяться над нашими шутками. Даже в самых сложных жизненных ситуациях у многих из нас срабатывает защитный механизм, и мы смеемся, вместо того чтобы плакать. Но почему нам вообще становится смешно? Что такое юмор? И почему его так много в современной культуре? Давайте разбираться.
И смех и грех
Похоже, что у философов Античности было плохое чувство юмора. Как иначе объяснить, почему большинство из них к юмору относились с пренебрежением. Главный критик юмора и смеха – Платон. Он говорил, что смех – это эмоция, которая нарушает рациональное самообладание. Такого истинный философ себе позволить не может. Кроме того, человек, который смеется над кем-то, ставит себя выше другого. Поэтому в идеальном государстве Платона комедия должна находиться под строгим контролем.
С Платоном был согласен его ученик Аристотель. Весь юмор он также считал насмешкой, а насмешка выражает презрение. В «Поэтике» он ставит комедию ниже трагедии по статусу в системе жанров.
Философы эллинизма тоже не были предшественниками стендаперов. Например, стоики стремились к полному самообладанию, а смех этому противоречит. Как говорил Эпиктет: «Не следует много смеяться по поводу разных вещей».
Средневековая философия многое наследует у древних греков - в том числе и нелюбовь к юмору. В Библии смех – это проявление враждебности и презрения. Отцы церкви призывали воздерживаться от сильного смеха, ведь смех – признак несдержанности, а от нее уже недалеко и до порока.
Но не все средневековые философы с этим согласны. Так, Фома Аквинский считал, что у смеха есть очевидная польза. Телесная усталость снимается отдыхом, а душевная – удовольствиями. Быть скучным и не испытыват ь удовольствий – значит идти против разума. Нам очень нравится позиция Фомы Аквинского, а вам?
В 18 веке идеи, близкие взглядам Фомы Аквинского, стали новой теорией, которая объясняет функции смеха, – теорией облегчения. Согласно ей, смех нужен для того, чтобы сбросить эмоциональное напряжение. Этот механизм был впервые описан лордом Шефтсбери в Опыте о свободе острого ума и независимого расположения духа. Кстати, это первый трактат, в котором слово «юмор» используется в современном значении. Смех, по мнению Шефтсбери, выпускает «животный дух», который есть в человеке. А американский философ Джон Дьюи сравнивал смех с выдохом облегчения после долгого периода напряженного ожидания.
Мимо этой темы, конечно, не мог пройти и Зигмунд Фрейд. Он считал, что самые подавляемые чувства – это сексуальное влечение и враждебность. Человек не может проявлять их открыто, и из-за этого копится психическая энергия вытеснения. Чтобы ее сбросить, и нужен ю мор. Именно поэтому так много шуток крутятся вокруг темы секса и скрытой агрессии. Так энергия либидо находит выход в безопасной форме.
Понравилось? А как насчёт экспертного мнения в прямом эфире? Еще больше по теме узнаете на бесплатном онлайн-семинаре. Переходите по ссылке и регистрируйтесь.