Многие важные инфраструктурные проекты долгие годы откладывались. И к 2023 г. назрела острая необходимость усиленного развития железнодорожной сети России. Одним из приоритетных вопросов остаётся перегруженность Транссиба, несмотря на то, что идея построить дублёра — Северо-Сибирскую магистраль — возникла более 40 лет назад. Но недавно о проекте вновь вспомнили. В октябре президент В. В. Путин поручил рассмотреть вопрос строительства. О том, почему реализацию проекта откладывали и зачем он понадобился теперь, читайте в нашем сегодняшнем материале.
Материал создан при поддержке 76m2
Что представляет собой Северо-Сибирская магистраль
Северо-Сибирская магистраль призвана связать ж/д сеть Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с Байкало-Амурской магистралью. Проект, разработанный в СССР (Сибгипротранс,1983 г.), предполагал 5 разных маршрутов, параллельных Транссибу. Одним из вариантов было соединение Нижневартовска с Усть-Илимском. Общая протяженность путей должна была составить около 2 тыс. км. Даже в те далёкие годы было очевидно, что одного Транссиба явно мало, и ж/д сеть нуждается в развитии. Но от слов к делу тогда так и не перешли: обе ветки так и остались тупиковыми (см. схему ниже).
В 90-е к строительству Севсиба неоднократно возвращались. Уже в 1996 г. проект вошёл в одну из федеральных программ по развитию регионов. Несмотря на это, в инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» Севсиб не включили. Однако в 2008 г. была утверждена «Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года», куда вошёл и этот проект.
Значимость Севсиба за прошедшие годы признавалась многократно. Тем не менее до реализации дело не доходило: до сих пор региональные власти активнее других потенциальных участников проекта выступали за строительство магистрали. Они прекрасно понимали, что проект даст толчок развитию региона. Ещё в 2008 г. они высказывались за скорейшую реализацию и перенос сроков влево: перспектива начать строительство после 2015 г. представлялась слишком далёкой.
«Севсиб должен быть реализован как можно быстрее», — уверен губернатор Томской области Виктор Кресс, объясняя необходимость форсирования строительства бурным развитием промышленности региона. Февраль 2008 г. Источник: газета «Гудок»
Но представители бизнеса, в свою очередь, выразили нерешительность. В Минтрансе также заявили, что раньше 2015 г. приступить к реализации не получится. На тот момент отложенный дублёр Транссиба оценивался в 1,5 трлн рублей.
«Раньше 2015 года проект не будет реализован, поскольку в федеральную целевую программу развития транспорта на 2010 – 2015 годы уже внесён целый ряд приоритетных проектов в области нового железнодорожного строительства». Февраль 2008 г. Источник: газета «Гудок»
Почему проект нужен именно сейчас
5 октября 2023 г. президент В. В. Путин поручил правительству совместно с региональными властями рассмотреть вопрос строительства Севсиба. Результаты должны быть представлены до 1 марта 2024 г.
«Правительству Российской Федерации совместно с правительством Кемеровской области — Кузбасса, РАН и РЖД рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали», — говорится в документе. Источник: РИА Новости
Транспортная система страны последнее время преображается: взят высокий темп строительства Восточного полигона, активно развивается Севморпуть. И Севсиб рассматривается не просто как дублер Транссиба. Магистраль станет недостающим звеном в цепочке положительных изменений. От будущей станции Ельчина предусмотрена дополнительная ветка до Чадобецкого рудного залегания. А в Нижневартовске Севсиб состыкуют с Белкомуром — магистралью, которая должна будет связать Сибирь и Урал и северо-западными регионами страны. Конечная цель — развитие ж/д сети на севере страны, выход к Севморпути.
«Эта дорога, которая давно требовалась, — выход из ХМАО на Запсиб. Он нужен, чтобы везти грузы не только через Тюмень — через нее слишком длинный путь. Плюс это для всех угольных месторождений выход на арктическую зону, на Архангельск, на Мурманск. Если еще будет построен СШХ (Северный широтный ход, строится в ЯМАО – «Газета.Ru»)... В целом как бы это важнейший элемент на сегодня, потому что Дальний Восток бесконечно развивать тоже не получится», — заявил РИА Новости управляющий партнер ООО «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. Источник: «Газета.Ru» со ссылкой на РИА Новости