Существующие на сегодняшний день два основных подхода к природе благополучия – гедонистический и эвдемонистический являются продолжениями концепций счастья, зародившихся еще во времена античной философии.
Первым подходом к исследованию природы благополучия является гедонистический, (от греч hedonia - наслаждение). Основоположниками данного подхода были древнегреческие философы Аристипп и Эпикур. Данное направление можно обозначить, как «идущее к личности» связанное с внешними объективными и субъективными факторами.
Второе направление – эвдемонистическое, происходит от древнегреческого термина eudaimonic (процветание, счастье, блаженство), используемого Аристотелем, считавшего, что достижение счастья зависит от добродетелей человека. Определить его можно, как «идущее от личности» - рассматривающее внутренние факторы, такие, как особенности личности и самосознание.
В основе гедонистического подхода лежат принципы и методология поведенческого и когнитивного подходов
Главным для данного направления является соединение понятия «счастья» с удовлетворенностью жизнью, проявляющейся в достижении удовольствия или избегании неудовольствия.
Основными особенностями данного направления являются:
Во-первых – это социально ориентированный подход, рассматривающий субъективное благополучие как умение человека адаптироваться в обществе, за счет сравнения себя с другими и с собой в прошлом.
Во-вторых – это индуктивный подход, требующий накопления эмпирических наблюдений, базирующихся на оценке исследуемыми своей жизни с последующим обобщением.
В-третьих – это подход, который требует строгой операционализации исходных понятий. Разными полюсами критерия благополучия здесь являются удовольствие/страдание, что позволяет задавать более четкую цель исследований.
Субъективное благополучие (переживание счастья) в данном подходе рассматривается, как индикатор общего психологического благополучия.
Сторонники гедонистического подхода считают, что субъективное благополучие в первую очередь зависит от степени социальной адаптации, т.е. соответствии принятым в обществе идеалам благополучия: успешность, наличие деловых и личных контактов, ресурсов, позволяющих удовлетворять потребительские потребности.
К сторонникам данного подхода можно отнести Э. Динера, М. Аргайла, и многих современных когнитивистов, число которых растет с каждым годом. На сегодняшний день можно отметить среди его сторонников единственного психолога - нобелевского лауреата Д. Канемана.
Эвдемонистический подход представлен, в основном, сторонниками гуманистического направления. Основными целями здесь являются самореализация человека и внутренний компромисс между следованием требованиям общества и индивидуальными потребностями. Утверждается, что преодоление жизненных трудностей, переживание негативного личного опыта способствует тому, что человек начинает лучше понимать свои потребности, возможности, жизненные цели, собственные границы, что в свою очередь способствует повышению самореализации и, как итог, повышению ощущения счастья.
Фундаментом такого понимания субъективного благополучия являются принципы гуманистической психологии:
Во-первых — это принцип двойной детерминации индивида: с одной стороны человек является частью социума и самореализуется в соответствии с требованиями общества, а с другой стороны – человек неповторим и имеет свои уникальные потребности. Психологическое благополучие, в связи с этим – это реализация своей индивидуальности в рамках выполнения социальных ролей.
Во-вторых — это дедуктивный подход, направленный от теоретического исследования к отдельным эмпирическим фактам. Главной задачей исследований является прояснение значений благополучной жизни для каждого отдельно взятого человека.
В-третьих, данный подход предполагает прояснение смысла человеческой жизни. Эти исследования не ставят своей целью соблюдения правил верификации и в большинстве случаев теоретические представления испытывают трудности с операционализацией.
К сторонникам данного направления можно отнести таких теоретиков, как А. Маслоу («пирамида» 5-ти групп базовых уровней потребностей), К. Рифф ( 6 измерений психологического благополучия), С. Любомирски (теория «сорока процентов»), М. Чиксентмихайи (8 компонентов «потока»), многие отечественные исследователи (Б. Братусь, М. Ягода, Л.Куликов и др.).
В рамках данного подхода приближение к счастью предполагается двумя способами: либо снижением амбиций и постановками более легких для достижения целей, либо собственным развитием, позволяющим достигать более целей более сложных. Второй вариант многие исследователи считают более предпочтительным, т.к. во втором случае, даже если высокие цели не будут достигнуты полностью, человек все равно добьется большего по сравнению с первым.
Таким образом, если в гедонистическом подходе существует относительное единомыслие в отношении наблюдаемых факторов, то в эвдемонистическом подходе, несмотря на множество публикаций и исследований в последние годы, единой точки зрения не наблюдается.
Ряд исследователей предлагает обобщенную модель в рамках интегративного подхода, но на сегодняшний день не существует комплексной системной модели, удовлетворяющей сторонников обоих направлений.
На консультацию можно записаться в WhatsApp по телефону +7 913 731 82 46, или оставить заявку здесь: https://www.b17.ru/dmtr/
Автор: Антонов Дмитрий Львович
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru