По душе мне такой формат сообщений – мозаикой/калейдоскопом небольших тем «на злобу дня», со свежими картинками. Можно было бы каждую и пространно пообсуждать, или наоборот кратким постом отметить. Или совсем проигнорировать – такие это все мелочи. Но как раз эти мелочи и наполняют содержанием (да и смыслом) нашу дачно-садовую жизнь; удивляют/радуют/заботят – заставляют думать/чувствовать, творить и фантазировать. И именно вот так – не по отдельности, а в живом-эклектичном единстве.
В саду сейчас работ невпроворот – сезонных-плановых-неизбежных. Я не про них, но про сопутствующие нюансы.
- Вот колхикумы- безвременники. Полтора месяца уже в цвету, радость осенняя, пять сортов у меня.
Один ‘Альбопленум’ цветет/пробивается сквозь густую листву соседа-прострела. Раздвигаю листья – да тут целый букет!
Вообще мои махровые колхикумы не так обильны и букетны, как их «простые» собратья. У тех в выводке одной луковицы по 2-3 десятка цветков, а у махровых – 5-6. И вот только у этого, под прострелом, не менее двадцати цветков и бутонов. Похоже, особенно удачно в этом месте сложились для него условия/обстоятельства.
- А для хост условия/обстоятельства не так важны (кроме слизней, конечно) – неуклонно, и даже агрессивно, разрастаются, где не посади. Как-то приходится их сдерживать/ограничивать.
Тут после заморозка обрезал листву у самой своей простой и давней. Куртина ее в этом году достигла полутора метров в диаметре. Обнаженное основание куста выглядит не столь монстрозно, но откладывать экзекуцию больше некуда – вон как уже смята соседняя нарядная дернинка перистой гвоздики! Ждать весны, чтобы деликатно скушать избыточные ростки расползающейся хосты, не буду. Беру лопату и решительно разрубаю сочное корневище. Лишнее отправляется в компост, а оставшаяся часть останется в приемлемых размерах. По крайней мере, в ближайшие год-два.
- И раз уж о корнях-корневищах. Гулливерами выросли в этом году посевные георгины. Обычно, когда подходит их срок, просто выдергиваю из земли с небольшим усилием. А тут – не получается: сопротивляется Гулливер. Вилами пришлось помогать – какая же мощная и густая корневая система развилась! А клубней практически нет. Зато у других есть – я их вчера дегустировал. Отдельно об этом напишу.
- Еще одна впечатляющая корневая система – не каждый день такую увидишь. Но это уже – пион. Подзабыл название – но сорт не тривиальный, какая-то дорогая редкость/сенсация более чем двадцатилетней давности. Соблазнился – посадил в самом начале века. И с тех пор так и не полюбовался пышным цветением: цветки появляются не каждый год и всего по несколько штук. Ну да, в них что-то необычное – яркая полосатость, волнистая изрезанность лепестков. Но что-то не то с цветением. Может, посадил неправильно, в начале века. В этом году цветки так и не развились. Все, решил, второй шанс пиону – на следующие двадцать лет. Выкапываю, делю, заново сажаю.
Не каждый день увидишь вот такое двадцатилетнее сплетение корней/корневищ. Деленки, кстати, получились прекрасные. Теперь их целый ящик, ненужных. Буду отдавать случайным прохожим и захожим.
- Новый свой гладиолус ‘Белый Ёжик’ я твердо решил размножить – надо же иметь хотя бы несколько таких нежных-удивительных. Трепетно и осторожно извлек клубнелуковицу. Она крупная и прекрасная. Только деток у нее всего … три! На других моих обычно куда как больше, иногда прямо обсыпаны ими. Такой, получается, коэффициент размножения у Ёжика.
- Но кто поражает и восхищает побегами и приростом в этом сезоне, так это бородатые ирисы. Особенно в одном месте – прямо у молодых виноградов. Возможно, от заботливого ухода за капризной ягодой и случайным ирисам перепало.
- Эта картинка мне чем-то особенно нравится. Хвойным на днях помогали избавится от отмершей хвои. И вот золотистые кудряшки сосенки ‘Tiny Curls’ сложились чудесным ковром по ее посвежевшей кроной.
- Практичный эксперимент. Подспудно очень тревожит постоянная угроза полевок (не мышей, не землероек, которых нередко без вины обвиняют), но именно этих любителей погрызть растения. Особенно – зимой и в начале весны.
В уходящем году в наших местах у полевок явно была депрессия, но кто знает, когда она сменится очередным пиком. А драм, подобных пережитой Татьяной («Живая, Зеленая Жизнь»), которая весной обнаружила сгрызенными самые любимые/ценные лилии, очень хочется избежать.
Вот только рекомендации, которые я нахожу, озадачивают. Они исходят из того, что полевки свободно «бродят» в толще мерзлой земли, и как наткнутся на луковицу или корень – его и харчат. Не верю!
По моим представлениям, полевки рыщут по поверхности земли (зимой – под снегом), а луковицу выедают, когда находят проклюнувшийся росток, сверху выедают. Впрочем, свои представления я еще уточню у специалистов.
Пока же решил свежепосаженные луковицы новых лилий прикрыть полубутылями. Идея как раз в том, что с поверхности земли/под снегом голодная полевка к прорастающей луковице теперь не подберется. Посмотрим. Хотя очень надеюсь, что депрессия мерзких грызунов еще продлится.
- Очень настороженно отношусь к дизайнерскому уклону в растениеводстве.
Тонкая это грань – когда тезис «дизайн для растений (и их владельцев)" переходит в принцип «растения для дизайна». Тема огромная и для меня сложная. Побаиваюсь ее затрагивать. Но общая атмосфера хочешь-не хочешь затрагивает и затягивает. И вот как это происходит – на совсем простом примере.
Оказалась в хозяйстве ненужная бочка. Но удобная для поливной воды в одном из уголков сада. И практично ее вкопать. А раз уж она вкопана, чего бы не посадить рядом уместные растения. Да заодно положить пару камней. И вот уже не просто функциональная бочка для полива, а что-то дизайнерское.
К тому же приглянувшееся для местных лягушек – которые не случайно в нее сваливаются, а специально ныряют и, искупавшись, выбираются. И явно собираются в ней зимовать – тоже придется вылавливать к зиме ближе.
- Продолжу тему фитодизайна. Но это все-таки не флористика – просто букет в вазе на веранде. Из последних не тронутых морозом цветов. Обратил сейчас на него внимание голодным до красок/кистей глазом - тона классически холодные, но от цветов определенно нежный и теплый свет. Который создает неожиданную гармонию совсем разных, контрастно окрашенных и не очень сочетающихся цветов.
- На веранде же – еще цветы. Вот плеть поразительной розы ‘Moon Light’ пролезла и сюда, и цветки «глаз не оторвать» тут и распустились. Даром что на пивном бочонке.
Эта роза кардинально поменяла мои представления о плетистых розах и мое к ним отношение. О чем непременно будет отдельное сообщение.
- Но это не все растения на веранде. Тут еще в чашке-вазоне граптоверия (xGraptoveria cv.), давнишний случайный подарок. Заброшенный и неухаживаемый. Но что-то в этом сезоне ей сложилось благоприятно. Выросла славной куртинкой, какие я очень ценю у эхеверий и их сородичей. Мои домашние растения потихоньку возвращаются в город, подходит и ее черед.
- Парник практически опустел, но в нем еще можно найти … дыньку! Дынь в этом году посеял несколько сортов, но лето им не подошло. Не было дынь. Кроме одной - ‘Блонди’ F1. Плоды кое-где висят, нарядные - канталупистые, но совсем небольшие – с крупное яблоко.
Ничего особенного не ожидая, разрезал сегодня – дыни лучше я не ел! Даже в Туркмении, Узбекистане, Таджикистане. Жаль, что маленькая – с яблоко, пусть и крупное. Надо будет в следующем году еще посеять.
- А вот декоративная лагенария 'Змейка' не успела ни дорасти, ни вызреть. Хоть и росла в том же парнике. Только удивила и порадовала цветением. Ну хоть ее экстравагантными завязями полюбуюсь.
Такой у меня на сегодня калейдоскоп сюжетов. Которые бодрят и разнообразят. Которые в дождливую погоду гонят прочь дождливое настроение.