Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как сказать ребенку о смерти близкого. Инструкция для взрослых.

Смерть - это сложная и тревожная тема, особенно для детей, которые могут испытывать сильные эмоции при ее обсуждении. Важно знать, какие реакции являются нормальными, а какие могут быть сигналом для беспокойства и возможного поиска помощи.

Как максимально комфортно, мягко и экологично сообщить ребёнку о смерти. А также, как определить некоторые симптомы, которые указывают на повод обращения к специалисту.

Если вы не в состоянии разговаривать и отвечать на вопросы ребенка, то скажите ему, что вы расстроены, а завтра расскажите чем. Перенесите сообщение ребенку о трагическом известии в семье, на следующий день.

  • Сообщать о смерти должен, самый близкий взрослый, из живущих с ребенком.
  • Взрослый должен быть в состоянии держать себя в руках и обладать самоконтролем. Лучше всего принять успокоительное, корень пустырника, валерьянку.
  • Разговор должен быть в уединенной ситуации, когда никто не может войти и помешать.
  • Ребенок должен быть сытым и выспавшимся. И не испытывать другого физиологического дискомфорта.
  • Ребенка нужно обнять и держать за руки. Если ребенок уклоняется от прикосновений, то не настаивать.
  • Трагическое известие не должно содержать прелюдий. Должны быть простые короткие фразы, понятные ребенку.
  • Фразы должны дублировать друг друга.Например: «Мама умерла (фраза), ее больше нет (дублирование)»
  • После того, как вы произнесли эту фразу, сделайте паузу, чтобы ребенок услышал и отреагировал на нее.
  • Взрослому, сообщающему трагичное известие не нужно возмущаться реакцией ребенка, какой бы она не была. Постарайтесь отреагировать спокойно.Например, ребенок говорит: «Я против, чтобы дедушка был в раю» Взрослому нужно спросить: «Почему ты против?»
  • Если ребенок захотел уйти, не препятствуйте. Через 15-20 минут, проверьте, чем ребенок занят. Если ребенок просто сидит, сядьте рядом, а потом заговорите, расскажите о том, как теперь вы будете жить, что будете делать завтра и после завтра.
  • Если ребенок играет, присоединитесь к его игре, следуйте за сюжетом, предложенным ребенком. Подмечайте те эмоции, которые вы замечаете у ребенка или персонажей игры.
  • Если ребенок хохочет (такое поведение говорит о высокой тревоге ребенка) постарайтесь усилить его двигательную активность. Когда ребенок выдохнется, успокойте и расскажите о будущем.
  • Если после разговора ребенок заплакал, успокойте, постарайтесь поймать взгляд ребенка. Скажите успокаивающие слова негромким голосом.
  • Если у ребенка будет истерика, то скорее всего вы сталкивались с этим раньше и у вас есть способы с этим справиться. Если их нет (способов справиться) то возьмите ребенка на руки, прижмите к себе. Качайтесь вместе с ним и стороны в сторону и говорите успокаивающие слова.
  • Если ребенок не дает взять себя на руки, то хлопните в ладоши или оботрите холодным полотенцем лицо ребенка. Затем постарайтесь заболтать и заговорить ребенка.
  • Вечером того же дня, когда вы сообщили ребенку об известие, предложите ребенку любимую еду, но не устраивайте пир.
  • Укладывая ребенка спать, расскажите о планах на завтра. Посидите с ним подольше.
  • Если у ребенка есть страх, спросите, нужно ли ему оставить свет, дать игрушку или другой оберегающий его предмет. Предмет, который является его защитой.
  • Если ребенок придет ночью к вам, проснувшись от страшного сна, успокойте его, отведите в постель и оставайтесь с ним, пока он не заснет.
  • Если ребенок хочет спать с вами, разрешите. Предупредив, что это только сегодня. В последующие дни отводите и укладывайте его в свою постель.
  • Если в первую ночь ребенок приученный к горшку намочит постель, не пугайтесь. Это часто бывает.
  • В дни следующие за утратой старайтесь сохранять распорядок дня ребенка. По возможности вокруг него должны быть те же люди и те же занятия, любимые игрушки и книжки. Возможность играть в привычные игры и заниматься привычными делами.
  • Не нужно отправлять ребенка к бабушке, к няне, куда-то либо, если в этом нет необходимости.
  • Можно позволить пропустить 2-3 дня в школе или в саду. Затем возвращайтесь к привычному распорядку, ходите в детский сад и в школу по обычному, стандартному расписанию.
  • Если дни следующие за событием ребенок становится раздражительным и слезливым, это норма.
  • Если есть агрессивное поведение, это норма. Ребенка не надо ругать, но если вы присутствуете при таком поведении, нужно помочь ему найти разрядку. Можно кричать, рычать, рвать газеты. Играть в воинственные игры вместе с ребенком. Также ребенку можно бить мягкие предметы. Если агрессивное поведение не проходит в течении 2 месяцев, стоит обратиться к специалисту.
  • Если ребенок гримасничает, то ребенок не знает, как выразить эмоции. Важно помочь ему. Угадать, назвать или подать пример правильного их проявления. Если в течении 2-3 недель это состояние не проходит, обратитесь к специалисту.
Например, если ребенку одиноко, покажите, что он может подойти кому-то и побыть, посидеть или пообщаться с близким человеком. Если ребенку грустно, подскажите, что он может плакать.
  • Если присутствует тревога с невыраженными чувствами 2-3 недели, обратитесь к специалисту.
  • Если у ребенка присутствует в играх агрессивные сюжеты, это норма. Следуйте его сюжетам, а затем внесите коррективы, такие как:
    Например, главный герой игры одерживает в конце победу. Конец игры должен быть всегда позитивным.

    Если
    не прекращаются агрессивные игры 2-3 месяца, обратитесь к специалисту.
  • Если ребенок стал очень послушным, ласковым, обратитесь к специалисту не откладывая.
  • Не пугайтесь вопросов о смерти. Это не означает, что ребенок травмирован, а значит, что ему интересно. Смерть вызывает не только страх, а скорее любопытство. Говорить о смерти нужно простым языком, понятным ребенку языком.
  • Если после разговора ребенок стал молчаливым и замкнулся, не общается 2-3 недели, обратитесь к специалисту.
  • Если ребенок мочится в постель более 1 месяца обратитесь к специалисту.
  • Если ребенку сняться кошмары и не проходят более 1,5 месяца обратитесь к специалисту.
  • Если вы заметили, что ребенок сосет палец, раскачивается более 1 недели, обратитесь к специалисту.
  • О любых изменениях, которые случатся в жизни ребенка, сообщайте заранее. Ближайшее будущее должно быть детализировано и рассказано ребенку в мельчайших деталях, чем вы будете заниматься, что вы будете делать завтра, через неделю. Мир ребенка должен оставаться стабильным.
  • Тема смерти близкого не заканчивается одним разговором. Вам предстоит с ребенком сначала обсудить тему смерти, а затем тему смерти близкого человека, две темы.
  • Предоставьте ребенку возможность задавать вопросы и отвечайте на них простым, понятным языком.
  • Через один месяц постарайтесь узнать, как ребенок представляет произошедшее событие. Нужно убедить, что он не винит себя в смерти близкого человека.
  • Ребенка может тревожить тема смерти живущих с ним близких и родных. Он может волноваться из-за того, что вы тоже умрете и уйдете, покинув его. Успокойте, не обманывая, скажите, что вы смертны, но произойдет это совсем не скоро, когда ребенок станет взрослым и у него появятся другие любимые люди и он не будет вас нуждаться так, как нуждается сегодня.

Как пережить утрату? Фильмы и книги, помогающие пережить утрату, горе, расставание взрослым и детям>>>

Похороны. Присутствовать ребенку на них или нет?

  1. Убедитесь, знает ли ребенок, что такое похороны.
  2. Если не знает, объясните ему простым и понятным языком, что такое похороны и что на них происходит.
  3. До 3-х лет решение присутствовать на похоронах близкого, определяют родители.
  4. После 3-х лет ребенок может сам выбирать присутствовать на похоронах или нет?
  5. Когда вы убедитесь, что ребенок знает, что такое похороны, что он может сам решать, хочет ли он быть на них или нет.
  6. Спросить о желании присутствовать на похоронах или нет нужно 2 раза. Первый раз после того, как похороны будут назначены и вы узнаете дату погребения.

    Второй раз непосредственно перед выходом из дома, в день похорон.
  7. Если ребенок не хочет, не наставайте. Обеспечьте ему спокойное, безопасное и комфортное пребывание дома.
  8. Если ребенок согласился, возьмите его c собой
  9. Рядом с ним на похоронах, должен быть кто-то ему близкий, который будет поддерживать ребенка.

    Пример: Если выбирать между маминой близкой подругой (которую ребёнок хорошо и давно знает, относится к ней с принятием и доверием) и бабушкой (которую он видел 2 раза в жизни) то выбор нужно остановить на маминой близкой подруге.
  10. Буквально словами, эмоционально и физически держать его на ручках или гладить по спинке. Тот кто будет всегда надежно рядом. Все время нужно находиться рядом с ребенком. Спрашивать его, что он хочет, хочет ли он подойти гробу или нет?

    Если хочет уйти, сделать это нужно немедленно.
  11. После похорон обсудить увиденные, поделитесь собственными впечатлениями. Отвечайте на самые неожиданные вопросы спокойно и искренне.

Детский сад и школа. Как говорить с педагогами.

  1. Если ребенок не захочет обсуждать с кем-либо из посторонних случившееся не стоит настаивать. Но важно выяснить, почему он не хочет рассказывать об этом?
  2. Обсудите, как реагировать на возможную агрессию или насмешки со стороны детей в школе или в детском саду. Объясните, что люди часто относятся к таким событиям с сочувствием и соучастием. Если кто-то из ребят не проявляет подобного такта, то он сильно ошибается.
  3. Если ребенок хочет сохранить при себе информацию о тяжелом событии в семье, научите его говорить «Нет» на любопытство, приведите примеры из жизни.

    Пример реальных взрослых окажется важным и он должен носить адаптивный характер, не допуская повышения тревоги.
  4. Будьте готовы говорить с ребенком на любые темы или возьмите время подумать. Не говорите, что «Всё это глупости, не бери в голову и прочее»
    Отсутствие у ребенка необходимой ему информации, повышает тревожность.

Автор: Пешкова Мария Васильевна
Психолог, Клинический психолог EMDR

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru