Смерть - это сложная и тревожная тема, особенно для детей, которые могут испытывать сильные эмоции при ее обсуждении. Важно знать, какие реакции являются нормальными, а какие могут быть сигналом для беспокойства и возможного поиска помощи.
Как максимально комфортно, мягко и экологично сообщить ребёнку о смерти. А также, как определить некоторые симптомы, которые указывают на повод обращения к специалисту.
Если вы не в состоянии разговаривать и отвечать на вопросы ребенка, то скажите ему, что вы расстроены, а завтра расскажите чем. Перенесите сообщение ребенку о трагическом известии в семье, на следующий день.
- Сообщать о смерти должен, самый близкий взрослый, из живущих с ребенком.
- Взрослый должен быть в состоянии держать себя в руках и обладать самоконтролем. Лучше всего принять успокоительное, корень пустырника, валерьянку.
- Разговор должен быть в уединенной ситуации, когда никто не может войти и помешать.
- Ребенок должен быть сытым и выспавшимся. И не испытывать другого физиологического дискомфорта.
- Ребенка нужно обнять и держать за руки. Если ребенок уклоняется от прикосновений, то не настаивать.
- Трагическое известие не должно содержать прелюдий. Должны быть простые короткие фразы, понятные ребенку.
- Фразы должны дублировать друг друга.Например: «Мама умерла (фраза), ее больше нет (дублирование)»
- После того, как вы произнесли эту фразу, сделайте паузу, чтобы ребенок услышал и отреагировал на нее.
- Взрослому, сообщающему трагичное известие не нужно возмущаться реакцией ребенка, какой бы она не была. Постарайтесь отреагировать спокойно.Например, ребенок говорит: «Я против, чтобы дедушка был в раю» Взрослому нужно спросить: «Почему ты против?»
- Если ребенок захотел уйти, не препятствуйте. Через 15-20 минут, проверьте, чем ребенок занят. Если ребенок просто сидит, сядьте рядом, а потом заговорите, расскажите о том, как теперь вы будете жить, что будете делать завтра и после завтра.
- Если ребенок играет, присоединитесь к его игре, следуйте за сюжетом, предложенным ребенком. Подмечайте те эмоции, которые вы замечаете у ребенка или персонажей игры.
- Если ребенок хохочет (такое поведение говорит о высокой тревоге ребенка) постарайтесь усилить его двигательную активность. Когда ребенок выдохнется, успокойте и расскажите о будущем.
- Если после разговора ребенок заплакал, успокойте, постарайтесь поймать взгляд ребенка. Скажите успокаивающие слова негромким голосом.
- Если у ребенка будет истерика, то скорее всего вы сталкивались с этим раньше и у вас есть способы с этим справиться. Если их нет (способов справиться) то возьмите ребенка на руки, прижмите к себе. Качайтесь вместе с ним и стороны в сторону и говорите успокаивающие слова.
- Если ребенок не дает взять себя на руки, то хлопните в ладоши или оботрите холодным полотенцем лицо ребенка. Затем постарайтесь заболтать и заговорить ребенка.
- Вечером того же дня, когда вы сообщили ребенку об известие, предложите ребенку любимую еду, но не устраивайте пир.
- Укладывая ребенка спать, расскажите о планах на завтра. Посидите с ним подольше.
- Если у ребенка есть страх, спросите, нужно ли ему оставить свет, дать игрушку или другой оберегающий его предмет. Предмет, который является его защитой.
- Если ребенок придет ночью к вам, проснувшись от страшного сна, успокойте его, отведите в постель и оставайтесь с ним, пока он не заснет.
- Если ребенок хочет спать с вами, разрешите. Предупредив, что это только сегодня. В последующие дни отводите и укладывайте его в свою постель.
- Если в первую ночь ребенок приученный к горшку намочит постель, не пугайтесь. Это часто бывает.
- В дни следующие за утратой старайтесь сохранять распорядок дня ребенка. По возможности вокруг него должны быть те же люди и те же занятия, любимые игрушки и книжки. Возможность играть в привычные игры и заниматься привычными делами.
- Не нужно отправлять ребенка к бабушке, к няне, куда-то либо, если в этом нет необходимости.
- Можно позволить пропустить 2-3 дня в школе или в саду. Затем возвращайтесь к привычному распорядку, ходите в детский сад и в школу по обычному, стандартному расписанию.
- Если дни следующие за событием ребенок становится раздражительным и слезливым, это норма.
- Если есть агрессивное поведение, это норма. Ребенка не надо ругать, но если вы присутствуете при таком поведении, нужно помочь ему найти разрядку. Можно кричать, рычать, рвать газеты. Играть в воинственные игры вместе с ребенком. Также ребенку можно бить мягкие предметы. Если агрессивное поведение не проходит в течении 2 месяцев, стоит обратиться к специалисту.
- Если ребенок гримасничает, то ребенок не знает, как выразить эмоции. Важно помочь ему. Угадать, назвать или подать пример правильного их проявления. Если в течении 2-3 недель это состояние не проходит, обратитесь к специалисту.
Например, если ребенку одиноко, покажите, что он может подойти кому-то и побыть, посидеть или пообщаться с близким человеком. Если ребенку грустно, подскажите, что он может плакать.
- Если присутствует тревога с невыраженными чувствами 2-3 недели, обратитесь к специалисту.
- Если у ребенка присутствует в играх агрессивные сюжеты, это норма. Следуйте его сюжетам, а затем внесите коррективы, такие как:
Например, главный герой игры одерживает в конце победу. Конец игры должен быть всегда позитивным.
Если не прекращаются агрессивные игры 2-3 месяца, обратитесь к специалисту. - Если ребенок стал очень послушным, ласковым, обратитесь к специалисту не откладывая.
- Не пугайтесь вопросов о смерти. Это не означает, что ребенок травмирован, а значит, что ему интересно. Смерть вызывает не только страх, а скорее любопытство. Говорить о смерти нужно простым языком, понятным ребенку языком.
- Если после разговора ребенок стал молчаливым и замкнулся, не общается 2-3 недели, обратитесь к специалисту.
- Если ребенок мочится в постель более 1 месяца обратитесь к специалисту.
- Если ребенку сняться кошмары и не проходят более 1,5 месяца обратитесь к специалисту.
- Если вы заметили, что ребенок сосет палец, раскачивается более 1 недели, обратитесь к специалисту.
- О любых изменениях, которые случатся в жизни ребенка, сообщайте заранее. Ближайшее будущее должно быть детализировано и рассказано ребенку в мельчайших деталях, чем вы будете заниматься, что вы будете делать завтра, через неделю. Мир ребенка должен оставаться стабильным.
- Тема смерти близкого не заканчивается одним разговором. Вам предстоит с ребенком сначала обсудить тему смерти, а затем тему смерти близкого человека, две темы.
- Предоставьте ребенку возможность задавать вопросы и отвечайте на них простым, понятным языком.
- Через один месяц постарайтесь узнать, как ребенок представляет произошедшее событие. Нужно убедить, что он не винит себя в смерти близкого человека.
- Ребенка может тревожить тема смерти живущих с ним близких и родных. Он может волноваться из-за того, что вы тоже умрете и уйдете, покинув его. Успокойте, не обманывая, скажите, что вы смертны, но произойдет это совсем не скоро, когда ребенок станет взрослым и у него появятся другие любимые люди и он не будет вас нуждаться так, как нуждается сегодня.
Похороны. Присутствовать ребенку на них или нет?
- Убедитесь, знает ли ребенок, что такое похороны.
- Если не знает, объясните ему простым и понятным языком, что такое похороны и что на них происходит.
- До 3-х лет решение присутствовать на похоронах близкого, определяют родители.
- После 3-х лет ребенок может сам выбирать присутствовать на похоронах или нет?
- Когда вы убедитесь, что ребенок знает, что такое похороны, что он может сам решать, хочет ли он быть на них или нет.
- Спросить о желании присутствовать на похоронах или нет нужно 2 раза. Первый раз после того, как похороны будут назначены и вы узнаете дату погребения.
Второй раз непосредственно перед выходом из дома, в день похорон. - Если ребенок не хочет, не наставайте. Обеспечьте ему спокойное, безопасное и комфортное пребывание дома.
- Если ребенок согласился, возьмите его c собой
- Рядом с ним на похоронах, должен быть кто-то ему близкий, который будет поддерживать ребенка.
Пример: Если выбирать между маминой близкой подругой (которую ребёнок хорошо и давно знает, относится к ней с принятием и доверием) и бабушкой (которую он видел 2 раза в жизни) то выбор нужно остановить на маминой близкой подруге. - Буквально словами, эмоционально и физически держать его на ручках или гладить по спинке. Тот кто будет всегда надежно рядом. Все время нужно находиться рядом с ребенком. Спрашивать его, что он хочет, хочет ли он подойти гробу или нет?
Если хочет уйти, сделать это нужно немедленно. - После похорон обсудить увиденные, поделитесь собственными впечатлениями. Отвечайте на самые неожиданные вопросы спокойно и искренне.
Детский сад и школа. Как говорить с педагогами.
- Если ребенок не захочет обсуждать с кем-либо из посторонних случившееся не стоит настаивать. Но важно выяснить, почему он не хочет рассказывать об этом?
- Обсудите, как реагировать на возможную агрессию или насмешки со стороны детей в школе или в детском саду. Объясните, что люди часто относятся к таким событиям с сочувствием и соучастием. Если кто-то из ребят не проявляет подобного такта, то он сильно ошибается.
- Если ребенок хочет сохранить при себе информацию о тяжелом событии в семье, научите его говорить «Нет» на любопытство, приведите примеры из жизни.
Пример реальных взрослых окажется важным и он должен носить адаптивный характер, не допуская повышения тревоги. - Будьте готовы говорить с ребенком на любые темы или возьмите время подумать. Не говорите, что «Всё это глупости, не бери в голову и прочее»
Отсутствие у ребенка необходимой ему информации, повышает тревожность.
Автор: Пешкова Мария Васильевна
Психолог, Клинический психолог EMDR
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru