Найти в Дзене
Ксения Арно

"А работал он в зоопарке... крокодилом"

Молодец, Гена - нашел себя. Не всегда твоя суть и профессия совпадают. Как бы так делать то, что нравится, и чтоб тебе за это еще и платили? Сaмое главное - найти то, что приносит радость. Прямо об этом спрашивать нельзя - человек закроется в бессознательной попытке оградить от чужих глаз самое дорогое. Приходится заходить издалека. Сказки, фильмы, картинки, детские воспоминания. Любимые герои. Вот я, например, с детства люблю искать грибы. Особенно грузди, потому что их вообще не видно. Не есть и даже не собирать - только найти. Похожее чувство я испытываю, когда нахожу общие метафоры у двух разных авторов, заимствованный сюжет или спрятанную цитату. А еще, когда понимаю истинные мотивы человека, обратившегося за помощью. Когда нам удается вместе поймать за хвост ускользающую ассоциацию и уже она выводит прямиком к проблеме. Мне все равно что исследовать - человека или текст - включается азарт. Но с человеком сложнее. Ответственность давит. Страшно ошибиться. Искать призвание - ос

Молодец, Гена - нашел себя.

Не всегда твоя суть и профессия совпадают.

Как бы так делать то, что нравится, и чтоб тебе за это еще и платили?

Сaмое главное - найти то, что приносит радость. Прямо об этом спрашивать нельзя - человек закроется в бессознательной попытке оградить от чужих глаз самое дорогое. Приходится заходить издалека. Сказки, фильмы, картинки, детские воспоминания. Любимые герои.

Вот я, например, с детства люблю искать грибы. Особенно грузди, потому что их вообще не видно. Не есть и даже не собирать - только найти. Похожее чувство я испытываю, когда нахожу общие метафоры у двух разных авторов, заимствованный сюжет или спрятанную цитату. А еще, когда понимаю истинные мотивы человека, обратившегося за помощью. Когда нам удается вместе поймать за хвост ускользающую ассоциацию и уже она выводит прямиком к проблеме.

Мне все равно что исследовать - человека или текст - включается азарт. Но с человеком сложнее. Ответственность давит. Страшно ошибиться.

Искать призвание - особое удовольствие. Легче всего с подростками - они как чистый лист. Ну, есть на этом листе пара клякс - родительские амбиции и социальное давление, но это пустяки по сравнению со взрослыми людьми, перешагнувшими сорокалетний рубеж. У тех уже кругом понавешано: жены, дети, ответственность, горький опыт, разочарование, которое почему-то называют "трезвым взглядом на жизнь".

Знакомый попросил посмотреть бывшую одноклассницу. Выгорание. Сорок семь лет, бухгалтер. Француженка. С детства бредила театром и кино, всю жизнь играет в любительских спектаклях. Но папа сказал: что это за профессия? Вот бухучет - верный кусок хлеба. В прошлом году папа умер. А мечту свою она похоронила гораздо раньше. Конечно, папа хотел, как лучше. И, скорее всего, никакой актрисы из нее бы не получилось - мало ли их, таких, перебивающихся от одной халтуры к другой. Но она жалеет не о том, что не получилось, а о том, что даже не попробовала.

У нас в спектакле, о котором я рассказывала в прошлом году (https://dzen.ru/a/YpkSYTlE5xCaaeK8?share_to=link), была такая милая девочка - ей папа позволил искать себя. Она трижды поступала в Парижскую школу драматического искусства, училась на разных курсах, но все никак не могла пробиться. После последнего прослушивания, на котором я ей давала реплики (интересный был опыт, и известная французская актриса, сидящая в жюри, так лучезарно мне улыбалась), она решила взять еще пару попыток и потом уже идти по стопам отца, у которого было свое туристическое агентство. Кажется, она разработала свои авторские туры, экскурсии-спектакли, и вполне довольна жизнью.

Но не у каждого есть такой тыл. Иногда жизнь сурова.

Родной дядя моего мужа, с золотой медалью и победами в куче олимпиад, так и остался на ферме родителей, которые умерли рано, и мальчик вынужден был работать, чтобы поставить на ноги двух младших сестер. Старший брат, уже окончив, по семейной традиции, сельхозтехникум, понял, что хотел бы стать хирургом. Но Франция - это не СССР. Поступают в медицинский и преуспевают в профессии, как правило, те, кто идет по уже проторенной отцами и дедами дорожке. Дело в том, что здесь до сих пор работают квоты, и медиков набирают ограниченное количество. Эта варварская традиция привела к тому, что в маленьких городках и селах врачей сегодня катастрофически не хватает.

Мой муж, вопреки семейной традиции, мечтать не перестал.

Он мечтал: пасти целый день овец в поле (читать книжку и грызть травинки на солнышке), много путешествовать и учить детей в школе. Сложно найти профессию, где бы все три компонента идеально сочетались. Поэтому решилось все так: муж заведует экспортным отделом и ездит по всему миру с комфортом, в отпуске регулярно пасется в родных полях (косит, садит, поливает), ну и, домашние задания с детьми всегда на нем. Я не мешаю - зачем человека радости лишать?

Иногда приходится делать выбор. Пару лет назад наша учительница музыки не знала, что дочери своей посоветовать: консерваторию по классу скрипки или мединститут. Способности и возможности примерно одинаковые. Но в первом случае она пошла бы по той самой проторенной, знакомой с детства дорожке - мама и папа оба музыканты, а во втором - шагнула бы в неизвестность. И она шагнула. И, слава Богу, не жалеет.

Племянник мужа был не семи пядей во лбу, но добрый милый мальчик. Что примечательно - никогда не мерз. Летом и зимoй в футболке. А еще постоянно о чем-то беспокоился и боялся темноты. Я посоветовала выучиться на садовника. Ему понравилось. После стажировки пошел учиться дальше - на пейзажиста. Сейчас работает в администрации Лиона, профессия его называется красиво: архитектор общественных пространств. Разрабатывает городской пейзаж так, чтобы глазу было где отдохнуть. Сердце за него радуется.

Недавний клиент - мальчик 25 лет, айтишник. Полтора года сидит дома, играет в стрелялки. Высоченный ай-кью, физмат. Родители решили, что его компьютерную зависимость можно сделать профессией, и будет всем счастье. Ан нет: уметь плавать и кусаться, как крокодил, и быть крокодилом - разные вещи. У мальчика явный профиль "помощника". Есть такие люди, их призвание - помогать другим. Именно с помощью других я вытащила его из дома - сначала сопровождать детей-инвалидов, потом - помогать школьникам с домашними заданиями. А потом он начал давать частные уроки и пошел на переквалификацию, преподает математику. Это был самый сложный клиент - ко мне обратился не он сам, а его родители, и по официальной версии это не я ему, а он мне помогал разрабатывать новую психолингвистическую методику. То есть рычагов воздействия не было никаких. (Обманывать нехорошо, я знаю, но очень хотелось помочь).

И мальчик этот, и все другие, которые по сарафанному радио потянулись за ним, утвердили меня в одной мысли: никогда не поздно вспомнить, кто ты. Или кем мечтал быть. Или завести себе новую мечту, навырост. И хоть кусочек этой мечты успеть выцепить у жизни.

Жизнь - она такая. Суровая, но справедливая.

Она обязательно оценит.