Вокруг Байкала по большому кругу. #16 Пустыня Чарские пески

День шестнадцатый. 21 июля 2023.

Приехали в Новую Чару в 2.10.

Вышли из поезда - накрапывает дождик. Куда идти? «Островок» вообще не видит там гостиниц. В интернете нашёл 2 гостинцы в Новой Чаре. Одна – прямо напротив вокзала. Называется «Кодар». Но ценник там не маленький: двухместный номер – 6000 рублей. Рядом ещё есть гостиница «Виктория». По отзывам –общажного типа, в основном занятая вахтовиками. Цена за место от 1000 рублей, да и мест там часто нет. Да… Задача. Нам то всего надо несколько часов до утра поспать.

Вокзал Новая Чара

И тут обнаружили комнаты отдыха прямо на вокзале! Можно поспать как в гостиничном номере несколько часов. Именно то, что нам надо! Но пришлось почему-то подождать до 3 часов. Нашелся для нас двухместный номер, даже с душем и туалетом. За 4 часа заплатили по 540 рублей с человека (итого 1080). Оплата картой. Спасибо сервису РЖД; и мы отправились досыпать эту ночь.

Встали в 7 утра. В «предбаннике» перед номерами, есть чайник и микроволновка. Заварили овсяную кашу из пакетика, попили чаю с бутербродами. Потом собрали маленькие треккинговые рюкзаки с тем, что нам могло пригодиться в ближайшие сутки. И опять же запихнули в «стандартную» ячейку камеры хранения наши большие рюкзаки. Заплатили тут за это 800 рублей. Чуть меньше, чем через сутки, в 3 часа ночи следующего дня, мы вновь сядем здесь на поезд.

Теперь расскажу, для чего же мы прибыли в этот небольшой поселок. И почему вышли из поезда в Новой Чаре. Все дело в том, что одной из целей нашего путешествия было посещение Чарских Песков. Что же это за пески такие? Чарские Пески нередко называют "чудом природы". И им присвоен статус природного геологического памятника. Это такая маленькая, но самая настоящая пустыня, которая как будто «заблудилась», отстала от своих великих сестер типа Каракум или Сахары, и оказалась среди болот, тайги и гор. И вот такое "неправильное" расположение пустыни и вызывает недоумение и множество вопросов, как пустыня сюда попала?

День шестнадцатый. 21 июля 2023. Приехали в Новую Чару в 2.10.  Вышли из поезда - накрапывает дождик. Куда идти? «Островок» вообще не видит там гостиниц. В интернете нашёл 2 гостинцы в Новой Чаре.-3

Хотя, конечно, ученые мужи уже давно нашли ответ на этот вопрос. Когда-то тут было мощное оледенение (остатки его до сих существуют в виде ледников на склонах Кодарского хребта), и сползший с гор ледник перегородил сток рек. Образовалось огромное подпрудное озеро, размером более 60 км в длину и глубиной порядка 250 м. Древний водоем в Чарской долине просуществовал примерно 2-3 тысячи лет, и за это время на его дне скопилась внушительная толща осадков. Потом, как водится, вода ушла. А донные отложения этого озера , оказавшись на поверхности, попали под влияние атмосферы. Еще многие тысячи лет они перевеивались ветрами, скучивались в дюны, пока не приобрели современный вид песчаной пустыни.

Эоловые процессы продолжаются и по сей день. Пески подвижны, барханы понемногу перемещаются в направлении господствующих ветров – с юго-запада на северо-восток. Соответственно северо-западные склоны барханов пологие, противоположные – крутые, а у их подножия можно увидеть наполовину засыпанные деревья.

День шестнадцатый. 21 июля 2023. Приехали в Новую Чару в 2.10.  Вышли из поезда - накрапывает дождик. Куда идти? «Островок» вообще не видит там гостиниц. В интернете нашёл 2 гостинцы в Новой Чаре.-4

Вот такое вот тут есть чудо природы. И увидеть его собственными глазами, пройтись по такой странной северной пустыне, нам очень было интересно.

В 7.45 подошел автобус до Старой Чары. Ехать минут 30, проезд стоит 50 рублей. Автобус ходит 4 раза в сутки.

Расписание

В Чаре сразу пошли на станцию КСС, зарегистрироваться и узнать про броды. Ибо нас напугала администратор на вокзале (та, что заселяла нас в номер), что после активных дождей вода в реке Средний Сакукан стоит очень высоко, течение сильное и перейти его почти невозможно. И что буквально накануне, группу забредшую в пески, эвакуировали сотрудники МЧС, чуть ли не на вездеходе. Жуть, в общем. Дежурный спасатель, по имени Владимир, подтвердил, что да, вода стоит высоко. И предложил отвезти нас в пески на личном грузовике «Урале» за 8 тыс. рублей. Мы чуть подумали, и "задавив жабу", договорились о заброске. Но через час – ему надо было сдать смену и заскочить домой. А пока он напоил нас чаем и угостил горячими бутербродами с колбасой и сыром.

Еще немного погуляли оп поселку Чара. Удивительно, но здесь даже есть небольшой аэропорт. И мы как раз наблюдали посадку самолета на аэродром.

Старая Чара. Самолет садится на аэродром

Как и договаривались, примерно через час мы залезли в кабину этого чуда советского автопрома и поехали. От Чары 7 км дорог с длинными и глубокими лужами и брод через реку Средний Сакукан (N 56° 53.305' E 118° 10.620').

Дорога до брода

Сама поездка в кабине "Урала" по таким дорогам, ещё тот аттракцион. Мощная, конечно машина – как он прет по болоту! Но и топливо жрёт, как не в себя :)

Урал на котором мы ехали

Хотя, я уже ездил и ходил по этой дороге, в 2002 году, во время похода на Кодар. Но в пески мы тогда не попали, о чем я жалел многие годы. И наконец, спустя 21 год, давняя "хотелка" была выполнена! А вот брод, оказался совсем не страшным – в этом месте мы бы легко перешли реку - ну может чуть выше колена глубина, и течение умеренное. Но сюда надо еще дойти по дороге залитой водой, а это посложнее брода будет!

Средний Сакукан в месте брода

Водитель перевез нас через Сакукан и пошел с нами до озера "Алёнушка" (N 56° 52.000' E 118° 10.320'). Там он остался болтать и пить чай и туристом- геологом одиночкой, а мы отправились на часик гулять по пескам. Первым делом пошли на геокешерский тайник. Тайник нашелся без проблем, мы первые его взяли. Потом побежали на барханы! Ух, впечатлили, высотой до 30 метров горы песка. Вот эдакая песочница!!! Пуустыыняяяя!!!

Из заметок Синей Птицы:

«…Трава закончилась и началась настоящая пустыня! По плотности песка было видно, что ещё вчера и утром тут шли дожди. На самую высокую дюну забралась с трудом - высоко! И так красиво! Вокруг хребты, облака и дюны. Конечно, мы прошлись по самому небольшому кусочку Чарских Песков. Я потом видела на карте этот необычный участок песка - с оазисами, родниками, довольно внушительное пятно на местности. Мы прошлись по хребту длинной дюны и вернулись на поляну, где закипятили чай и перекусили. а потом двинулись обратно: пешком по песку, заросшему травами, потом по кустам и березняку карликовому, кустам недозрелой голубики, потом брод на мощном Урале, разбитая дорога, рейсовый автобус из Чары в Новую Чару:)»

Здесь можно посмотреть видео нашей заброски:

Трек нашего маршрута по Чарским пескам на космоснимке

Да, в довершение описания пустыни, отмечу, что Чарские Пески - это теперь территория национального парка «Кодар» и надо оплачивать посещение. Сделали мы это через сайт нацпарка, по 200 руб с человека. Интерфейс сайта не очень удобный, но можно разобраться. Оплата через куар-код. А потом ещё надо заполнить заявку, и послать ее на эл. почту. В ответ довольно быстро прислали разрешение на посещение. Еще один национальный парк в нашу копилку!

И приведу телефон проводника – водителя (с его разрешения): Владимир Сорокин, +7 924 579-43-34.

Обратно успели как раз к автобусу на 14.20 из Чары в Новую Чару.

В Новой Чаре, по адресу: ул. Центральная, д.7 есть краеведческий музей (N 56° 47.398' E 118° 16.234'). Вот в него то мы сразу и направились по приезду в посёлок, тем более, что конечная остановка автобуса совсем недалеко.

Здание музея

Здесь можно посмотреть такие экспозиции, как:

- история строительства Читинского участка БАМ;

- история ГУЛАГа и атомного проекта;

- предметы быта эвенков Забайкалья;

- флора и фауна Каларского района.

Музей совершенно новый, недавно открыт после реконструкции. Вход стоит 200 рублей, льгот нет.

В музее

в музее

Выйдя из музея посмотрели на часы – около 16 часов всего. Времени у нас еще полно. Решили добраться до термального источника.

В 17 км от Новой Чары, в долине небольшого ручья Талого находится Луктурское месторождение термальных вод. (N 56° 53.280' E 118° 29.200'). Температура воды в источнике +55 град С круглый год. Источник оборудован частным банным комплексом с бассейном. В любое время года и время суток можно принять ванную под открытым небом. По информации из интернета, особенно прием ванны впечатляет зимой, когда на морозе -40 абсолютно спокойно лежишь в бассейне в клубах пара. Но времени купания в источнике лучше договариваться заранее по телефону +7 914 512-51-01.

Только вот общественный транспорт туда не ходит. Говорят, можно найти такси по цене 2-3 тыс. руб. в одну сторону. Но мы уже сегодня и так немало потратились на заброску в Чарские Пески. Приняли решение идти пешком и попытаться поймать попутку. Вдруг кто подвезет?

Дорога в сторону термальных источников
День шестнадцатый. 21 июля 2023. Приехали в Новую Чару в 2.10.  Вышли из поезда - накрапывает дождик. Куда идти? «Островок» вообще не видит там гостиниц. В интернете нашёл 2 гостинцы в Новой Чаре.-20

Из заметок Синей Птицы:

«…У нас оставалось время и на источник. Нас предупредили предварительно позвонить, вдруг там занято. Мы позвонили и, действительно, бассейн был занят. Предложили ванны. Мы не очень впечатлились, но решили пообедать и подумать. После обеда поняли, что до нашего ночного поезда уйма времени и мы полны сил на пешую прогулку к источнику, даже без бассейна. Вышли. Шли и ловили попутку. И нас удачно подвезли до поворота на Луктур. Бассейн был занят большой компанией. Мы дождались хозяйку и посмотрели, что там за ванны. Ванны в отдельном домике не очень уютные, но вымыться в минеральной воде уже очень сильно захотелось. Мы заплатили 500₽ и приняли минеральные ванны в отдельном домике. На долго нас не хватило, но больше часа мы на всë потратили. Горячая ванна расслабила и освежила. До поезда было по-прежнему много свободного времени, так что мы двинулись пешком в обратный путь. Прошли 3 км пешком и ни одной попутной машины не было, но потом нас подвëз УАЗ до Новой Чары и мы довольные пошли решать вопрос с ужином и едой на полтора суток в следующий поезд.»

Открытый бассейн

Ванны с минералкой

Купили кое-каких продуктов в магазинчике. Вечером в лесу на окраине Н. Чары приготовили на горелке ужин. Сидя на берёзке, отмахиваясь от комаров поели, попили чаю и пошли на вокзал. Уже темнело. Было примерно 22.15.

Ужин в лесу

Ну и потом 4 часа ожидания на вокзале. Отдыхали от прогулок – за сегодня мы прошли около 25 км. Сидели в Интернете, писали дорожные заметки. В 0.30 решили достать рюкзаки из камеры хранения. Опа ... а камера не открывается. Штрих-код не сканируется. И не только у нас. Ещё у двоих таких же "счастливцев". Открыть может дежурная по вокзалу, но...у нее перерыв до 1.30. Ладно, подождали. Дежурная пришла, ячейки открыла. Вещи мы благополучно забрали.

В 2.10 пришел наш поезд. Стоит он тут долго, почти час. Спокойно сели в вагон, расположились на своих нижних местах и сразу уснули.

#Байкал #Забайкалье #Новая Чара #Чарские пески #пустыня #путешествияпороссии #кодар #самостоятельные путешествия

• Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!