Как известно, трансмиссионные жидкости (ATF) в автоматических коробках передач служат не только в качестве смазки, но и выполняют целый ряд других задач. Прежде всего, ATF управляет работой трансмиссии в блоке клапанов и передает крутящий момент в гидротрансформаторе. Кроме того, ATF выполняет функцию охлаждения трансмиссии во время ее активной работы.
Водители автомобилей, оснащенных автоматическими коробками передач, при регулярном техническом обслуживании иногда могут заметить многочисленные пузырьки на щупе при проверке уровня/состояния трансмиссионной жидкости. Как правило, этот симптом свидетельствует о наличии определенных неисправностей в работе трансмиссии. В большинстве случаев причиной вспенивания трансмиссионной жидкости является ненормальный уровень ATF.
В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения данной проблемы, ее негативные последствия и возможные пути решения.
Если Ваша трансмиссия нуждается в проверке, или Вы ищете надежный сервис по ремонту АКПП — специалисты технического центра ZFcenter всегда к Вашим услугам.
Причины образования пены в ATF
В большинстве случаев пузырьки на щупе трансмиссии вызваны недостаточным или избыточным уровнем ATF, и, возможно, Вам придется обратиться в специализированный сервис. Если уровень жидкости выше нормы, пена образуется, когда движущиеся элементы внутри трансмиссионного блока "взбивают" жидкость ATF внутри коробки, перемешивая её с воздухом и делая пенистой. Если уровень жидкости недостаточен, масляный насос периодически захватывает воздух вместе с жидкостью. Разгерметизация масляного канала, утечки ATF через уплотнения и прокладки также могут привести к вспениванию жидкости. В некоторых случаях ATF пенится из-за сильного загрязнения или выхода из строя фильтра АКПП.
Пена может появиться и в результате смешивания различных трансмиссионных жидкостей, т.е. в результате химической реакции, приводящей к потере свойств жидкости. Дело в том, что в составы современных ATF входит большое количество химических присадок, которые обеспечивают нормальную работу агрегатов трансмиссии. Поскольку в состав различных трансмиссионных жидкостей входят разные наборы присадок, они часто оказываются несовместимыми.
Поэтому смешивание минеральных и синтетических трансмиссионных жидкостей запрещено. Пренебрежение этим правилом может привести к выпадению осадков, которые загрязняют рабочие поверхности, засоряют клапаны, каналы и другие узлы. Еще одной причиной вспенивания ATF может быть использование "старой" ATF. Производители рекомендуют менять трансмиссионную жидкость через каждые 60 тыс. км пробега. Агрессивный стиль вождения, езда в жаркую погоду с остановками и стартами могут сократить межсервисный интервал до 30-50 тыс. км, и менять "масло" в АКПП надо не дожидаясь, пока ATF начнет пениться и чернеть.
Негативные последствия пенообразования в ATF
Следует отметить, что если при проверке ATF после интенсивной езды с высокими оборотами на щупе появляются крупные и редкие пузырьки воздуха, это не означает, что жидкость пенится. Но если на щупе появляется много равномерно расположенных мелких пузырьков, то это опасный симптом, требующий детальной диагностики.
Процесс вспенивания ATF весьма вреден для любой автоматической трансмиссии. Уровень трансмиссионной жидкости и ее плотность являются определяющими для нормальной работы АКПП. Появление пены, в свою очередь, приводит к резкому падению плотности ATF. В результате вспененная жидкость становится сжимаемой и не может создавать необходимое давление на пакеты фрикционов. Это приводит к масляному голоданию, пробуксовкам сцеплений и т.д. При вспенивании ATF продукты износа быстро загрязняют масло и гидросистему, повреждают каналы клапанов, разрушают клапаны и т.д. Кроме того, следует помнить, что автоматические трансмиссии чрезвычайно чувствительны к перегреву. Появление пены в ATF приводит к значительному снижению теплоотводящей способности, тем самым повышая риск перегрева трансмиссионного агрегата.
Возможные пути решения и рекомендации
На начальной стадии основными симптомами вспенивания ATF являются толчки при движении и переключении передач с P на D или R. Кроме того, автоматика может подергиваться при торможении. В любом случае, если коробка передач начинает подрагивать, значит, пора проверить трансмиссионную жидкость. Как уже говорилось, основной причиной вспенивания ATF является неправильный уровень жидкости. Если это так, то необходимо отрегулировать уровень жидкости. (Примечание: уровень жидкости следует измерять после хорошего прогрева трансмиссионного агрегата).
В случае перелива жидкости (когда уровень жидкости выше метки HOT) необходимо удалить излишки жидкости. В случае перелива жидкости пенообразование появляется не сразу после запуска двигателя, а после движения под нагрузкой и на высоких оборотах. Для удаления ATF можно использовать специальный шприц с трубкой.
В случае низкого уровня ATF необходимо осмотреть трансмиссионный агрегат на предмет утечек (поддон, трубки охлаждения, места выхода полуосей). Если видимых утечек нет, то достаточно долить необходимое количество ATF. При этом необходимо использовать ту же ATF, которая уже применялась в АКПП.
Если владелец автомобиля заметил видимое вспенивание ATF, то рекомендуется прекратить эксплуатацию автомобиля и заняться устранением проблемы без промедления, так как езда с вспененной ATF может привести к выходу из строя трансмиссии и последующему дорогостоящему ремонту агрегата.
Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации!
Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.
Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.
Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).
Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/