Свыше 60 лет Алиса Ижаев из аула Кызыл-Октябрь отдал животноводству
Алиса Ибрагимович из поколения людей, родившихся и состоявшихся в СССР. Он предан идеалам патриотизма, гуманизма, кровно привязан к родной земле. Это поистине праведник, соль земли, который пользуется среди земляков огромным авторитетом. И если мир движется делами, то в первых рядах созидателей были и остаются такие, как Алиса Ижаев.
«А это наши бараны…»
Аул Кызыл-Октябрь образовали в 1932 году на берегу речки Кардоник карачаевские переселенцы из Учкуланского ущелья и Теберды. Ижаевы здесь уважаемая семья. Фамилию прославили шестеро братьев-чабанов: Мусалий, Чубур, Хыйса, Алиса, Абул, Исмаил. Долгие годы они разводили племенных баранов, пасли тучные отары на высокогорных альпийских лугах, к ним приезжали овцеводы из степных районов перенимать опыт. Почти все братья Ижаевы были награждены орденами и медалями за доблестный труд - сначала в объединённом со станицей Кардоникской колхозе «Знамя коммунизма», затем, после разъединения в 1969 году, в колхозе «Октябрь».
В своё время я хорошо знала старшего брата, Хыйсу Ибрагимовича, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Славы. Москва, ВДНХ, всесоюзные съезды колхозников - всё это было на его жизненном пути. И даже там, в незнакомом окружении, он умел создавать вокруг себя притягательную ауру.
Был один случай, который потом стал семейным преданием. В конце 80-х годов Хыйса Ижаев как делегат IV съезда колхозников, проходившего в Кремлёвском Дворце съездов, провёл в столице несколько незабываемых дней. В программу съезда входила и обязательная экскурсия на ВДНХ, где в павильоне овцеводства содержались и племенные бараны колхоза «Октябрь». Для этого из колхоза были откомандированы местные специалисты, которые месяцами находились в Москве, ухаживая на выставке за животными. Поэтому Хыйса изначально рвался на эту экскурсию, чтобы встретиться с земляками и передать им домашние гостинцы.
«И вот подводит нас экскурсовод, наконец, к павильону с баранами и только рот раскрыл, чтобы начать рассказ, а я, опередив его, говорю: «А это - наши бараны», - рассказывал потом дома Хыйса Ижаев. - И все делегаты съезда, от Чукотки до Камчатки, так и покатились со смеху, а я не пойму, в чём дело. Только потом я им сумел объяснить, что эти племенные бараны мясошёрстной породы «горный корридель» из нашего колхоза «Октябрь» Карачаево-Черкесской автономной области. А смеялись делегаты потому, что подумали - у меня юмор такой».
Притяжение земли
…Мы сидим с Алисой Ибрагимовичем, к которому в этот день пришли его односельчане Магомед Каппушев и Мухаммат-хаджи Ижаев, в одной из комнат его просторного двухэтажного дома. И пока его дочь Айшат и сноха Зинхар хлопочут у стола, вспоминаем колхозное прошлое аула Кызыл-Октябрь. О том, каким рачительным хозяином был председатель колхоза Ниязби Тамбиев, благодаря которому в аул пришёл природный газ, какая масштабная работа велась по разведению элитных пород баранов-производителей, как чабанские бригады переходили на полный хозрасчёт. А Алисе Ибрагимовичу, я уверена, в это время виделось, как на зелёном склоне, где-то высоко в Аксаутском ущелье, пасётся его отара численностью 1500 голов, а почти рядом - ледники.
И он молодой, полный сил, опершись на чабанский посох, наблюдает, как резвятся ягнята, бодаясь безрогими лбами. Вблизи снегов нет назойливых слепней, поэтому ничего не мешает животным нагуливать мясо и шерсть. От каждой сотни овец мой герой обычно получал до 120 ягнят, а шерсти - по 6 кило от каждой овцы. За свой ратный труд Алиса Ижаев был награждён тремя медалями «За успехи в сельском хозяйстве СССР», почётными знаками «Ударник пятилетки» и «Победитель социалистического соревнования».
Его мысли отвлекает реплика Мухаммата-хаджи:
- Алиса Ибрагимович, ты лучше расскажи, каким ты пасечником и огородником стал на старости лет, даром, что ли, по сей день с рулём своей «Нивы» не расстаёшься!
Мы проходим на обширный участок Ижаева, где он демонстрирует плоды своих трудов - отменные дозревающие помидоры поздних сортов, здесь же на грядках под густой листвой прячутся пупырчатые огурчики - это в октябре-то! Слава Богу, погода благоволит таким поздним урожаям. Но меня потряс виноград, который вырастил почтенный аксакал путём разных прививок - крупный, сочный, сладкий - большая редкость для наших широт. Тёмным-то - с кислинкой - у нас никого не удивишь, но вот такой: десертный, янтарный - я никогда в наших горных аулах не встречала.
Как считает Алиса Ибрагимович, чьи трудолюбивые руки с 13 лет привычны к работе, пока есть силы, он обязан что-то делать на родной земле, чтобы она радовала душу плодородием. И потом, в их ауле, где животноводство и земледелие никогда не теряли своего приоритета, а безделье обходило улицы стороной (недаром Кызыл-Октябрь слывёт одним из зажиточных и успешных поселений республики), принято содержать домашнее подворье и огород в порядке.
И пасека у Алисы Ибрагимовича отменная. А своим медком он больше одаривает родственников и односельчан. «Какой из меня бизнесмен, - смеётся аксакал. - Хвала Аллаху, всем обеспечен, дети, внуки, правнуки на подхвате. Всех вместе сотня наберётся».
Не живёт аул без праведника
По мере общения с Алисой Ибрагимовичем не переставала удивляться его жизнелюбию и духовной силе. А ведь он прожил большую многотрудную жизнь, теряя с годами родных людей. Депортацию, которая выпала на долю его народа, и последовавшие за этим тяготы и лишения Ижаевы переносили достойно, уповая только на свои трудовые руки. По возвращении на родину начали работать в колхозе «Знамя коммунизма».
Жизнь не стояла на месте: свадьбы, рождения наследников, награды за трудовые подвиги, наконец, продолжение чабанской династии. Вот и Баталбий, один из сыновей Алисы, лауреат премии Ленинского комсомола, знатный чабан, был удостоен поездки в качестве обмена опытом в США. А в годы «железного занавеса» это была большая редкость для парня из глубинки!
Но судьба преподносила Алисе Ижаеву и тяжёлые потери. Ушла из жизни его супруга Баладжан Токашевна, с которой они вырастили и подняли на ноги семерых детей. Как это и положено в горской семье, аксакал проживает с семьёй младшего сына, Муратбия. Но в 2020 году не стало и его, а в нынешнем - старшего сына, Хасанбия… О своей снохе Зинхар дети Алисы Ибрагимовича - Баталбий, Ханафий, Мёлек, Айшат, Салима (все они самодостаточные, устроенные в жизни) говорят так: «Мы благодарны Зинхар за то, что она согревает теплом и заботой нашего отца и вырастила ему замечательных четверых внуков. Сегодня рядом с отцом — наша обожаемая сноха и наша любимая внучка - школьница Лейла. И когда мы приходим в отчий дом, здесь всегда тебе рады и ждут».
В этот день в гости к аксакалу наведался и председатель совета ветеранов МО ОМВД России «Зеленчукский» Мухат Батчаев. Оба они служат примером для нынешней молодежи.
- Такие люди, как Алиса Ибрагимович, - гордость народа, они - живая история страны, республики, аула. И чем чаще они встречаются с молодёжной аудиторией, тем крепче нравственные устои общества, - отметил Мухат Билялович.
Что ж, всё верно: сила - в правде и в лучших людях, у которых мы учимся нравственности и любви к родной земле.
Людмила ОСАДЧАЯ.
Досье
Алиса Ижаев родился в 1930 году в ауле Карт-Джурт в многодетной семье. А когда на равнинных участках автономной области начали образовываться новые поселения, родители Алисы, Ибрагим и Гыдык Ижаевы, решили переселиться в аул Кызыл-Октябрь. К моменту депортации карачаевского народа Алисе исполнилось 13 лет, и он уже легко мог оседлать коня, управляться со скотиной, как и его старшие братья. Поэтому в селе Орловка Фрунзенской области Киргизской ССР Алиса сразу впрягся в колхозную жизнь. Поначалу он работал трактористом. Старшие братья чабановали с утра до ночи.