Мое знакомство с уфимской группой «Таверна» состоялось, как это сейчас принято, в виртуальном формате. Вернее, телевизионном – во время просмотра очередного выпуска программы «Уфа. Живое» на БСТ. Музыкальная команда с мягким звуком и по-хорошему душевными человечными интонациями исполняла композиции, имеющие все шансы стать хитами для чуткой и думающей разновозрастной аудитории. Позже, на их страничке в соцсети vk.com/tavernband еще раз услышала понравившиеся песни и решила больше узнать о группе из уст основателя коллектива – Кирилла Барда (vk.com/kirillbard).
- «Таверна» образовалась в 2015 году. Расскажите, пожалуйста, что этому предшествовало и как произошло образование группы? Кто был в первом составе?
- Да, дело было в 2015 году, и началось всё с шальной идеи записать свою песню в студийном звуке. В то время я мало-помалу писал юмористические песни про видеоблогеров и выкладывал их на свой канал на YouTube, где меня тамошние слушатели и прозвали Бардом — музыкантом, воспевающим героев интернет-пространства. Так как меня всегда привлекала романтика Средних веков и культура менестрелей того времени, я понял, что хочу заниматься тем же, но в моём Настоящем.
Хороших песен не было, но решил записать, что есть, и решительно отправился на сессию звукозаписи в уфимскую, ныне несуществующую, студию Kantant Records, где познакомился со звукорежиссёром и гитаристом Игорем Бархатовым. Игорь послушал песню "Паренёк по имени N", вдохновленную творчеством Юрия Каплана. Материал оказался рабочим, мы приступили к записи, и между нами завязалась дружба. Игорь предложил сформировать группу. Название пришло само собой, ведь каждому уважающему себя барду надо играть в своей Таверне. Игорь не возражал. Спустя полгода совместного музицирования к составу присоединились Ярослав Круль и Анастасия Тиунова, с которыми мы работали над дебютным альбомом "Амальгама" (2016). После состав сменился, а с музыкантами ранней Таверны мы остались хорошими друзьями, не обременяя друг друга игрой в группе.
- Ваш жанр в разных источниках позиционируется как «акустик-арт-рок» или «фолк-рок». Некоторые называют вас «рок-бардами». Какое из этих определений ближе к истине? Что вы вкладываете в эти определения?
- Когда пишутся песни, они едва ли нацелены на какое-то жанровое определение. Мы не определяем их, классифицируют либо те, кто слушает, либо - те площадки, кто размещает у себя нашу музыку. Вышло так, что наши песни наиболее близки "фолку", хотя точнее я бы их назвал "новым фолком" — направление народной музыки в контексте Нового времени.
- Действительно ли главенствуют в вашем творчестве кельтские корни? Откуда они взялись, если это так? Имели ли Вы и Ваш коллектив отношение к ролевым (ирландским или шотландским или толкиенистским) клубам нашего города?
- Я очень люблю кельтскую музыку, часто ей вдохновляюсь, однако, прямого отношения к ролевым клубам не имею, хотя очень хорошо отношусь к такому виду досуга. Сам пока никогда не выезжал на игровые полигоны, но как только появится хорошая компания и время — выйду с радостью. Дело в том, что Таверна не занимается исторической музыкальной реконструкцией, мы играем то, что актуально для нас сейчас.
- Существует ли сейчас «Таверна», как группа? Кто входит в ее состав? Расскажите, пожалуйста, об участниках.
- Мы всегда существуем как группа, по той простой причине, что делать то, что мы делаем, я один не смог бы, да и не так это интересно, как с хорошими людьми. Мне в радость работать как с профессионалами с музыкальным образованием, у которых я сам могу учиться чему-то новому, так и с любителями. Потому что, если любишь дело — дело спорится.
Крайний состав музыкантов (лето 2019 — зима 2020 года) развалился. С теми людьми мы смотрели в разные стороны. Однако, в группу, пусть пока и дистанционно, вернулся сооснователь Игорь, уехавший в 2016 году в Москву на учёбу. В ближайшем будущем мы планируем перебираться в Санкт-Петербург, где снова объединимся очно и начнём набор полноценного музыкального состава. На данный момент мы работаем над новой композицией из альбома "Пазлы", где Игорь вновь даст свой звук песням Таверны.
- Как Вы, Кирилл, начали заниматься музыкой?
- Музыкой я увлечён с самого детства. Пение в детском саду, уроки музыки в начальной школе, прослушивание классических произведений на фортепиано в исполнении моей мамы всегда были самыми интересными занятиями для того возраста. После, лет в 10-11 я занялся гитарой и поступил в музыкальную школу по классу гитары, где учился 4 класса, а после, вследствие юношеской импульсивности, бросил. Но не бросил занятия музыкой, так как сразу после того начали писаться песни.
На вопрос, как пишутся песни, я не могу себе ответить, так же как и многие, кто их пишет. Чаще всего, люди, находящие нужные слова объясняют это так: песня сама находит того, кто её исполнит, задача автора наиболее точно её воспроизвести.
Учился я в БашГУ на факультете философии и социологии — там, где можно было совмещать музыку и весьма не интенсивную программу обучения. Так как музыка, по обыкновению, не приносит стабильного дохода, по крайней мере, пока не началась стабильная гастрольная деятельность, работать пришлось много где — от официанства и PR-менеджерства до кладовщика, кем и тружусь по сей день.
- Легко ли было попасть в такую авторитетную телепрограмму как «Уфа. Живое»?
На съёмки выпуска нас позвали сами продюсеры передачи. Ведущий, вокалист группы «Lumen» Тэм Булатов послушал наши песни и дал добро на участие. Там мы с ним и познакомились лично. Вопросы от Тэма были самыми что ни на есть живыми, ведь он сам - автор текстов группы Lumen . Поэтому было что с ним обсудить даже после записи выпуска. Большая радость и сейчас держать с ним связь.
Набор зрителей на программу проходил открыто в сообществе передачи, многие из них были нашим слушателями, кто-то просто пришёл на наш концерт — в этом и основная концепция "Уфа. Живого".
- В копилке коллектива два уже записанных альбома - «Амальгама» и «Легенда о Принце Сна, и один в работе - «Пазлы».
- Если точнее, на данный момент выпущено 3 альбома: "Амальгама" (2016), "Легенда о Принце Сна" (2017) и "#бардвпути" (2020). Альбом "Пазлы" в работе с 2018 года. и песни с этой пластинки публикуются посинглово с отдельными обложками, которые впоследствии можно будет собрать в одну полноценную картинку. Сейчас вышло пять из 9-ти композиций, остальные четыре планируем выпустить до конца 2020-го года. Жанры самые разные, ограничений и рамок не ставим никаких. Думаю, определять их будут журналисты, когда мы, со своей стороны, выполним свою задачу.
На концертах мы играем все песни, которые актуальны для нас сегодня, вне зависимости от того, насколько они популярны по прослушиваниям. По моему мнению, у нас все песни - хиты: сегодня эта, завтра - та.
- Насколько я знаю, «Таверна» активно выступала. Где были эти концерты?
- Мы выступаем всегда, когда есть возможность и место, где нас хотят слушать. Участвовали в трех фестивалях неконкурсного формата, поскольку я считаю что музыка — не та сфера, где нужно соревноваться. Места хватит всем, на всё найдётся свой слушатель. Самый запоминающийся и тёплый по происходящему фестиваль был "Гнёзда" (2018).
После развала состава я выступал один: в одну гитару и в таком звуке и аранжировке, как эти песни были написаны. В период карантина живых концертов не было, но, когда ограничения стали мягчаться, в честь Дня города 12 июня в Арт-квадрате я и другие уфимские музыканты отыграли небольшой квартирник под открытым небом. Погода была немного против происходящего, однако, всё удалось!
- Как Вы видите свое будущее, как автора и исполнителя, и коллектива?
- К счастью, не вижу будущего, вижу только своё настоящее. В перспективе хотелось бы собрать крепкий состав, где люди бы не только работали, но и дружили, занимаясь приятным, совместным, музыкальным делом.
Элла Молочковецкая, фото предоставлено Кириллом Бардом