Найти в Дзене
С искусством по жизни

Картины Татьяны Яблонской - квинтэссенция человеческого счастья. Но была ли счастлива она?

Эта художница прожила длинную и интересную жизнь. В ее честь открыли музей, назвали улицу и выпустили памятную монету. Неоднократно удостоенная всевозможных премий, она постоянно вступала в конфронтацию с властями и критиками. Ее работы уничтожали за национализм, ее снимали с должностей, но она продолжала гнуть свою линию и бороться за то, во что верила.

Все это о Татьяне Яблонской.

Автопортрет в украинском костюме 1946. Источник: Яндекс.картинки
Автопортрет в украинском костюме 1946. Источник: Яндекс.картинки

Татьяна родилась в творческой семье - ее отец, Нил Александрович Яблонский, любил рисовать и даже пытался поступить в академию художеств, но не прошел по конкурсу. Но, как из песни слова не выкинешь, так и с творчеством: если оно есть внутри, его ничем не унять.

Нил Александрович все же обучился азам живописи, преподавал рисование в гимназии, а ещё изредка публиковал свои работы в газете.

Дома у Яблонских также была творческая интересная атмосфера: дети рисовали иллюстрации к прочитанным книгам, играли в развивающие игры, а самой необычной традицией было издание семейного журнала "Сверчок", для которого они придумали стихи, рассказы и загадки, создавали рисунки для текстов. По выходным семья посещала выставки и галереи.

Неудивительно, что все трое детей выросли и выучились на художников.

Самой известной стала Татьяна Ниловна. А уже по ее стопам пошли все три дочери Яблонской, а также внучка и внук.

Думаю, отец Татьяны гордился бы своей династией, но о его судьбе ничего не известно: во времена Великой Отечественной Войны он был угнал в Германию и там пропал.

 
Модель в мастерской художника, 1954 Источник: Яндекс.картинки
Модель в мастерской художника, 1954 Источник: Яндекс.картинки

Татьяна же поступила в художественный институт, где отлично училась, а также познакомилась с первым мужем Сергеем Отрощенко, с которым прожила 11 лет. В этом браке родились две дочери.

Для семейной жизни Японской число 11 стало сакральным - во втором браке с преподавателем художественного института Арменом Атаяном она прожила ровно столько же.

Яблонская, обладающая твердым характером, не отрицала, что замужество не дарило ей радость:

Самыми счастливыми моментами в моей жизни были те, когда я разводилась
Летом, 1954 Источник: Яндекс.картинки
Летом, 1954 Источник: Яндекс.картинки

Что ж, не все могут составить партию женщине, которая всегда надеялась лишь на себя и была вполне самодостаточной.

Кроме того, что она находилась в постоянном творческом поиске и писала практически безостановочно, Татьяна Ниловна ходила на лыжах, плавала, занималась йогой, путешествовала и водила машину, купленную на деньги от государственной премии. Автомобиль был необходим, чтобы быть мобильной и ездить на пленэр. А на премию, полученную за её знаменитый "Хлеб", Яблонская купила... лодку.

Мама успевала все: творчески работать и преподавать в Киевском художественном институте, заниматься общественными делами. Много ездила по стране, а также в заграничные командировки.

Но не все в жизни Яблонской было ладно. Кроме того, что художница была очень самокритичной, ее работы постоянно подвергались нападкам со стороны.

Перед стартом, 1947 Источник: Яндекс.картинки
Перед стартом, 1947 Источник: Яндекс.картинки

"Перед стартом" - светлое радостное полотно с незавидной судьбой.

Счастливые раскрасневшиеся школьники, ощущение морозной свежести, щиплющей лицо и нос, спорт и оптимизм идеально подходили под требования соцреализма.

Яблонская рассказывает, что работала над этой картиной с радостью и вдохновением:

Я писала её сразу после войны. Увлекалась японцами, импрессионистами, Дега. Была молода в искусстве, удачлива, работала с огромным увлечением. Сама любила спорт, особенно лыжи, за тот простор, который они открывали.

Картина была выставлена на послевоенной выставке, критики и искусствоведы ее оценили. Несмотря на это Яблонскую обвинили в формализме, а полотно надолго спрятали в фондах.

Я тогда была ещё совсем молодая, недостаточно твёрдая в своих убеждениях, и поверила во всё то, что трубилось тогда об искусстве социалистического реализма.

В 1948 году Татьяна Ниловна уехала на летнюю практику в колхоз для сбора материалов для картины "Хлеб". За четыре месяца Яблонская создала более 300 зарисовок и этюдов для полотна.

"Хлеб" — характерное для соцреализма монументальное полотно, которое принесло Яблонской известность и Сталинскую премию II степени. Оно имеет воистину внушительные размеры: 201 × 370 см.

И снова обвинения! Некоторые критиковали художницу за приукрашенное изображение голодной послевоенной действительности и пропаганду. Но, по мнению дочери художницы, Гаяне Атаян, улыбающиеся колхозницы и горы зерна были написаны матерью не в угоду действующему режиму, а совершенно искренне.

В конце жизни о первом варианте "Хлеба" Яблонская говорила следующее:

Всё-таки лучшая моя картина - это "Хлеб". Я всегда ею гордилась.

Вслед за ним появилась ещё одна крупная работа — "Весна". Сюжет картины трогателен: мы видим маленьких детей в разноцветной одежде, матерей, прижимающих к себе младенцев, безоблачное небо и весеннее солнце. Весна в душе, весна на лицах! Полотно исполнено в реалистической манере, здесь нет даже намека на импрессионизм, заметный в работе "Перед стартом".

Весна, 1949 Источник: Яндекс.картинки
Весна, 1949 Источник: Яндекс.картинки

В 1952 году за эту картину Яблонская в очередной раз была награждена Сталинской премией II степени.

Художница эту картину не любила и критиковала собственное полотно:

«Весна» - уже падение во всём. Это уже чистейший фотографизм, натурализм и полная пассивность. И — тоже премия! Ну как не поверить, когда тебя так хвалят… В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И всё казалось хорошо, художественно.

Рассказывая о Яблонской, нельзя не упомянуть ее знаменитое "Утро", ставшее символом эпохи для многих поколений.

На картине изображена старшая дочь художницы - Лена. В юности девочка занималась балетом и гимнастикой, и здесь она делает не зарядку, а упражнения перед выполнением "ласточки".

И снова Яблонская была недовольна полотном несмотря на то, что критики отзывались о нём положительно. Она считала, что задумка полотна неплохая, а вот манера исполнения "абсолютный ноль".

Эта картина сыграла важную роль в жизни Лены. История поистине удивительная, поэтому она давно курсирует по сети.

Репродукцию "Утра", напечатанную в 1954 году в журнале "Огонёк", увидел мальчик из Казахстана Арсен Бейсембинов. Он аккуратно вырезал картинку со страницы и приклеил к себе на стену. Так она и висела - паренёк часто ею любовался, девочка ему очень нравилась.

Закончив школу, Арсен уехал в Москву учиться в художественной академии имени Строганова, где познакомился с девочкой Леной, у них завязались романтические отношения.

После окончания первого курса Лена приехала в гости к его семье в Казахстан и увидела на стене комнаты Арсена ту самую вырезку. Тогда девушка призналась, что именно она является девочкой с картины, что очень удивило молодого человека. Что ж, судьба!

На втором курсе они поженились и прожили вместе сорок лет, пока Арсен не ушел из жизни.

--------------------

В начале 60‑х наступает новый период в творчестве Татьяны Яблонской, который называют украинским.

Полотна этого периода яркие, часто стилизованные, декоративные. Но они не нашли признания, остались в тени предыдущих работ Яблонской.

Судьба этих картин оказалась незавидной — художницу обвинили в "украинском национализме" и многие полотна так и остались жить в углу её мастерской.

Не менее печальная судьба постигла и книгу, которую Татьяна Ниловна собиралась издать в соавторстве с украинским поэтом и прозаиком Иваном Драчом. Свои баллады для сборника автор написал под впечатлением от картин художницы. В 1969 году тираж книг порезали прямо в типографии. Уцелела лишь пара экземпляров.

Но как это обычно бывает, на смену темной полосе пришла светлая. С картины "Старая Флоренция" начался новый период в творчестве Яблонской. Путешествие в Италию в 1972 году стало для нее глотком свежего воздуха.

За "Старую Флоренцию" в 1974 году она получила Серебряную медаль АХ СССР. Искусствоведы называют это полотно одной из главных работ художницы. Но сама Яблонская видит в ней лишь очередную попытку поиска творческого стиля и самой себя.

Вечер. Старая Флоренция, 1972 Источник: Яндекс.картинки
Вечер. Старая Флоренция, 1972 Источник: Яндекс.картинки

"Лён" — последняя крупная работа Яблонской. Татьяна Ниловна писала её, находясь под большим влиянием импрессионистов, о чём свидетельствует манера письма, размытый задний план, испещрённый мелкими мазками, и общее настроение полотна.

Художница отмечала, что во время работы она "перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины". Несмотря на то, что "Лён" вдохновлён работами французских импрессионистов, в лице героини всё ещё заметно влияние Ренессанса: его черты напоминают мадонн да Винчи.

Над картиной Яблонская работала четыре года. В воспоминаниях она называет "Лён" одним из "наиболее выстраданных и любимых произведений".

Лён, 1977 Источник: Яндекс.картинки
Лён, 1977 Источник: Яндекс.картинки

Но Татьяна Ниловна в очередной раз недовольна собой:

Во "Льне" - Венецианов. Где же, наконец, я? …хочется самого искреннего, своего слова, именно чистого. Наверное, его нет. Нет таланта…

В 80‑х она пишет много пейзажей и натюрмортов, в которых по-прежнему чувствуется влияние импрессионизма. Листайте галерею, чтобы увидеть их примеры:

В 1999 году у Татьяны Ниловны случился инсульт, ее правая рука была парализована, и последние годы она была прикована к инвалидному креслу. Но не творить она не могла: научилась писать левой, а вместо масла использовала пастель.

Удивительно, но именно этот период с огромным количеством ограничений и неудобств подарил ей ту свободу и удовольствие от творчества, к которому она всегда стремилась.

Теперь я пришла "на круги своя"… Чувствую, что я полностью свободна в творчестве. Пишу из окон и поблизости от своего дома. Это "сужение горизонта" напротив его расширило для меня - открыло красоту и поэзию там, где я их раньше не видела. У каждого из нас есть своё окно, в которое смотрит Природа.

Видимо, иногда, чтобы почувствовать себя счастливым, нужно замедлиться и перестать себя критиковать.

Татьяна Яблонская рисовала до самого конца. "Колокольчики" - её последняя работа, созданная за день до ухода.

Колокольчики, 2005 Источник: Яндекс.картинки
Колокольчики, 2005 Источник: Яндекс.картинки

Жизнь Татьяны Ниловны Яблонской прошла в вечном поиске стиля и творческой реализации. Ей пришлось пережить многое, но многое же в процессе поиска она приобрела. И то, что имя этой художницы знают и любят по сей день, дорогого стоит. Значит, все было не зря!

А вы любите работы Татьяны Яблонской? Какая для вас самая-самая?