Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего. (Самуил Маршак)
Интервью со знаменитым дизайнером было назначено на 11 утра, но в 12 его еще не было. Договорились, что я задаю ему вопросы для своего журнала "Event-маркетинг". "Звезда опаздывает" – такого рода реплики долетали до меня в просторном зале для мероприятий в Москве, на Проспекте Мира.
По фотографиям этот американец египетского происхождения выглядел как баловень судьбы, и куча поклонников шепталась в предвкушении поглазеть на человека, который длинный и розовый как аквилегия. Да и ведет себя мягко скажем, странновато, говорит о чем-то нереальном. Правда есть одно неоспоримое достоинство: миллионы на счетах и крупные заказы на дизайн по всему свету.
Оглянулся. Публика суетится и переступает с ноги на ногу. Обычная суета людей, к которым привезут заморского гостя. Лишь человек в углу, с погашенными фонарями что-то пишет и бормочет – это я готовлюсь взять интервью, вношу правки в опросник, который устал, начинает протестовать, съеживается и тускнеет.
Что-то предчувствую...
И вот Гулливер в окружении лилипутов – Карим Рашид собственной персоной и весь розовый, аки фламинго.
Вот его ответы на некоторые вопросы, а в конце я приведу ответ, который тогда не стал публиковать из этических соображений.
Интервью
1.
Андрей Толкачев: Карим! Как бы Вы назвали свой стиль одним словом?
Карим Рашид: Известно, что, с одной стороны, дизайн основан на классической геометрии, с другой, это не только стиль, дизайн должен быть ориентирован на окружающие условия. Это Концепция чувственного минимализма. Это принцип смазанных границ. Мы — любим вещи, которые были бы частью нас, ни в чем нас не ограничивали, но не имели бы ничего лишнего. Я бы даже сказал, упорядочивали нашу жизнь. Я создаю то, что не перегружено, но в то же время очень женственно и чувственно.
2.
А.Т.: Вы одеты в розовое и в своих работах часто используете розовый цвет…
К.Р.: …Розовый — очень провокационный цвет, он заставляет нас думать в позитивном русле. Я осознал, что это очень сильный, вызывающий полемику цвет. Когда я ношу одежду розового цвета, например сидя в бизнес-классе самолета, я тем самым провоцирую людей, заставляю их задуматься. Моя мама рассказывала мне историю (сам я этого не помню): когда мне было восемь лет, я всегда надевал розовый пиджак, чтобы втереться в доверие к девочкам. Что ж, большое спасибо маме за то, что она имела смелость когда-то купить мне розовый пиджак.
3.
А.Т.: Что Вас вдохновляет?
К.Р.: В первую очередь меня вдохновляют люди, которых я встречаю, и их личный опыт . Мне приходится работать в разных странах, и из-за этого я остро чувствую коллективное бессознательное. По сути, у людей в разных частях света одни и те же желания и намерения.
4.
А.Т.: В одном интервью Вы сказали, что Вы перфекционист и каждый раз, начиная работу над новым проектом, думаете, как улучшить мир, как создать не отдельный предмет - коллекцию, не функцию предмета - а его философию.
К.Р.: Работай for fun, а не ради вознаграждения. Мой движущий мотив в творчестве — это желание вдохновлять людей. Все нужно рассматривать в единстве и гармонии. В действительности, если какие-то производители хотят получить дизайн стакана, то они сосредоточены на стакане, концентрируются только на нем. Это изначальная ошибка. Дизайн — это продолжение человека и его социального бытия, поэтому дизайн стакана нужно рассматривать в контексте развития социальных отношений и разнообразия окружающего мира.
5.
А.Т.: Можно уточнить, что конкретно Вы хотите выразить в дизайне?
К.Р.: Для меня дизайн — это инструмент, чтобы показать: мир может быть еще лучше, прекраснее и интереснее.
6.
А.Т.: Вы как-то назвали множество брендов, с какими хотели бы работать: LG, Bose, Boeing, Bang and Olufsen, Ferrero, H&M, Rubbermaid, Numark, Conair, Bionaire, Johnson & Johnson и другие — но среди них нет ни одного российского!
К.Р.: Проблема в вашем менталитете. Ведь, например, в США каждый второй пытается создать свой собственный бизнес: Apple, IBM и др. Непонятно, что с вами происходит.
Я мечтаю спроектировать «Дом будущего», в котором могли бы жить абсолютно обычные люди, чтобы каждый элемент в этом доме был принципиально новым и инновационным. Прошлое — это оковы. Прошлое мешает, а все, что мешает, что неудобно, не имеет оправдания.
В Белграде я создал маленький ресторан Majik Café, - он стал главной достопримечательностью. На него приезжают посмотреть люди со всего мира. В нем игра с освещением и LED-дисплеями по периметру для создания уникальной атмосферы. Разгадка — в ней... Главное — ставить перед собой большие задачи!
Что и зачем он сказал в конце...
И в конце он сказал мне самое главное, что хотел сказать:
"В 2011 году у меня был обнаружен рак кишечника. Это при том, что я фанатик здорового питания и здорового образа жизни. Я был шокирован. В 50 лет узнать такое. Все обрушилось. Но я оценил тот остаток жизни, что мне предстояло прожить, начал ценить жизнь еще больше и понял, что хочу оставить после себя не только свое творчество, но действительно часть себя. Не знаю как, но я проделал огромную работу по лечению и реабилитации".
Трудоголик до мозга костей. Реализовал 4 000 дизайн-идей в производстве мебели, посуды, украшений и аксессуаров, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, интерьеров, инсталляций, и архитектурных объектов. Его трудяга-секретарь насчитает что-то около 70 000 тысяч набросков, сделанных рукой Карима. Проекты выполнены на пол сотню стран мира, более трех сотен международных премий. Ему заказали интерьеры ресторан Morimoto (Филадельфия), отель Semiramis (Афины), отель Nhow (Берлин) и Станция метро Universita (Неаполь). Получается 1 проект каждые 3 дня.
Вот рак и отступил.
"Когда я пришел в себя от шока, то начал использовать около 25 добавок в день, включая витамины, минералы, высокие дозы B-12, дополнительный D3, добавки зеленого чая, коэнзим Q, рыбий жир, зелень и т.д. Использовал только органическую косметику и зубную пасту. Я и сейчас пью органические свежие соки из капусты, лимона, шпинат, свеклы, моркови. Моя диета состоит в основном из салатов со свежей рыбой, птицей или говядиной" - это он скажет в интервью моим коллегам из другого издания.
Дизайнер выживания
Он выжил. Но как ?
Да просто! Решил не умирать, а жизнь превратил в работу 24/7 - и стал кайфовать от работы, от жизни еще больше и кайфует до сих пор. Правда, развелся с красавицей женой.
…Уже увезли моего респондента на ужин, уже рассеялись люди по своим делам. Уборщица замелькала в новой униформе…
И я вспомнил еще одну фразу (услышал ее от публики):
"Как же ему (Кариму-прим.автора) везет, тут пашешь-пашешь, а толку никакого."
И тогда я решил не публиковать его последний ответ.