Опишу довольно частую жалобу родителей на отсутствие инициативы в речевом общении у ребенка.
Хорошо повторяет за нами слова и короткие предложения, отвечая на вопрос, старается отделаться одним словом. Даже читать может. А вот сам разговор начинать не хочет, не дождешься от него желания поговорить с нами.
Знакомая картина? Мне часто приходится сталкиваться с нарушением самой начальной стадии речевого общения, т.е. с отсутствием потребности обратиться словами. Из 10 моих учеников с системными нарушениями речи, в том числе и с аутистическими тенденциями, проблема пускового момента может наблюдаться в 2-3 случаях выраженно, а ещё у 1-2 учеников будут сглаженные проявления. Это большой процент! Поэтому над актуализацией словаря и пусковым моментом речевого высказывания работаю обязательно.
В качестве ориентира сразу дам два основных момента, которые нужно держать в мыслях родителям, когда идёт работа по воспитанию речевой инициативы у ребенка:
1. Речевое планирование, что делать, для того чтобы всё получилось правильно.
2. Что делать, если что-то пошло не по плану?
Вот этому нам нужно научить детей, у которых страдает речевая инициатива. А теперь разверну сжатые выкладки.
Что может указывать на возможные в дальнейшем нарушения речевой инициативы?
- Уже при появлении первых звуков у ребенка заметны значительные трудности переключения с одной артикуляторной позы на другую.
- Крайне выражено нарушение слоговой структуры слова, долго (больше 2-х месяцев) не может начать произносить слова из двух разных слогов, трудно переходит к слитному произнесению слов из трёх открытых слогов.
- Речь замедленная, окружающим всё время хочется поторопить или закончить слово (фразу) за ребёнка.
Начать работу над усилением речевой инициативы можно только после развития собственно способности говорить. То есть на первом этапе вызывания звуков и слогов бессмысленно заниматься пусковым моментом речи по инициативе ребенка.
Сначала учим говорить, а потом формируем желание к нам обратиться с помощью речи. Причем в речи уже может быть диалог, но возникает он в большинстве случаев не по инициативе ребёнка. Он в основном отвечает однословно на вопросы близких. Не наблюдается любопытства и познавательного азарта.
Однако этот период однословных ответов на вопросы уже можно считать началом работы над актуализацией словаря и усилением речевой инициативы. Красной нитью через этот этап проходит обучение ребёнка отвечать на наши вопросы сначала одним словом (даже звуком!), потом двумя-тремя словами. На фоне усложнения грамматики используем появившиеся в речи предлоги для построения более длинных предложений. Этот этап работы достаточно детально расписан в подборке "Диалог". Далее следует период выхода в активное общение, который у некоторых детей наступает естественным образом (не так уж и редко, примерно у половины моих учеников с алалией инициатива не страдает). Если это не происходит, начинаем специальные тренинги.
Этап формирование речевой инициативы
Проговаривание вслух бытовых действий. Как только вы поймете, что ребенок способен выполнять простые поручения, можно начинать упражнения по усилению речевой инициативы. Попросить принести предмет, а потом обязательно задать вопрос о том, что сделал ребенок, откуда принес предмет, припомнить, не случилось ли чего, пока он нес игрушку, футболку, ложку. Даже если ребенок прошел не более 5 шагов, он мог не увидеть предмет сразу, уронить его, потом поднять.
Нужно учить ребенка видеть и озвучивать малозаметные действия при выполнении просьбы. Именно это умение становится основой внутреннего планирования речи, на котором базируется речевая инициатива.
При повышении уровня развития речи желательно подключать ребенка к приготовлению простых блюд и учить рассказывать, в каком порядке кладут продукты в это блюда.
Обязательно даём ребенку речевые шаблоны, которые помогают или извиниться, или вежливо указать на ошибку другого человека: извини, я ошибся; у тебя ошибка; ты ошибся.
Обращение. Еще один важный момент для воспитания речевой инициативы - это умение обратиться к окружающим. Уже на этапе простой фразы, услышав просьбу ребенка, например, дай пить, можно провокационно не понять его и попросить уточнить, кто должен подать чашку, мама или папа. В идеале, каждое обращение к членам семьи должно сопровождаться именем или ролевым обозначением: мама, папа, бабушка, дедушка, Оля, Петя и т.п. Если обращения появились в речи ребенка, то это сигнал, что инициатива развивается положительно.
Учим ребенка использовать вопросительные слова. Куда пошел? Где нашел? Как бежит? На чем сидит? Сколько взял? Какой хочешь? Когда придет? Откуда приехал? Почему? Зачем? С чем бутерброд? Без кого уехал? С кем улетел?
В вопросы "погружаемся". Взяли группу из 2-3 вопросов и отслеживаете их применение примерно месяц. Это не тот случай, когда нужно торопиться, потому что всё нужно постепенно вводить в ежедневные ситуации. Знакомство с новыми вопросами на занятиях целесообразно провести через 1-2 упражнения, дальше только практика!
Обсуждение причин, мешающих выполнить то или иное действие. Это чрезвычайно эффективные тренинги, но они требуют от ребенка владения предложениями хотя бы из 5 слов.
Примеры таких ситуаций
- Подошли к двери, она закрыта. Думаем и проговариваем(!), как можно ее открыть: просто повернуть ручку, открыть защелку, взять ключ и открыть замок.
- Пошел на кухню попить. В графине нет воды. Можно проверить, есть ли кипяченая вода в чайнике, может быть есть бутылка с водой в буфете, посмотреть, нет ли пакета с соком.
- Не может найти свою машинку или куклу. Пробует найти сам(а), можно обратиться за помощью к родным, попросить купить новую игрушку.
- Пришли в магазин, там нет нужного товара. Обсуждаете все приемлемые варианты решения проблемы.
Упражнения по составлению рассказов по серии картинок отлично подходят для детей старше 5 лет (лучше все-таки с 6 лет, но дети разные, возраст указать сложно) . Как раз этот способ очень хорошо разработан в педагогике. Но подходит он детям с достаточно высоким уровнем развития речи. Это и просто сюжетные рассказы, и по цепочке с опорой на последнее слово в предыдущем предложении, и пересказы с использованием опорных картинок-пиктограмм (мнемотехника). Педагогика - наука со стажем, в ней разработаны многие способы по развитию речевого планирования. А мы знаем, что это основа речевой инициативы.
Всем успехов в развитии речи!