Термин «икона», заимствованный христианами из греческого языка, в переводе обозначает «образ» или «изображение». Однако же наши предки, едва уверовавшие в Спасителя, ещё не могли поклоняться иконам — в те далёкие времена не существовало канонов для изображения Христа, Богородицы или Святых.
А потому «иконами» считались любые предметы, на которых изображался Спаситель или христианская символика — камни, кости или же росписи на стенах катакомб.
Сегодня мы не перестаём верить в вездесущность Господа, которою он дарует и Святым, а потому, целуя тот или иной образ, мы не сомневаемся в том, что Божий угодник, изображённый на иконе, тотчас принимает нашу искреннюю любовь. Аналогично верующие люди относятся и к мощам Святых.
Нам не дано понять, по какой причине иконы способны хранить в себе Божественную энергию, а мощи угодников Господних на протяжении столетий остаются нетленными и невредимыми.
Неверующему человеку очень сложно понять происхождение чудотворного влияния, буквально источаемого Святынями. А потому целование икон — это только закономерная благодарность людей, всем сердцем верующих и почитающих Небесного Отца.
Но когда именно и каким образом наши предки обрели первую в истории икону?
Согласно преданиям, самый первый образ был дарован людям Самим Спасителем. Однажды Авгарь — правитель Эдессы, страдающий от проказы, призвал к себе Христа. Царь был убеждён в том, что один только Христос способен его излечить.
Однако Спаситель, вытерев лицо полотенцем, отдал его одному из своих учеников и отправил его вместе с этой святыней к Авгарю. Для полного исцеления эдесскому правителю хватило единственного прикосновения к ткани.
В те далёкие времена, когда Спаситель ещё жил на нашей земле, Его образ, возникший на этом полотенце, причислили к очередному Его чудотворению.
Однако же не меньшее чудо — современные образа, нарисованные на деревянных дощечках кистями и красками.
Прежде чем приступить к работе, иконописцы соблюдают пост и возносят молитвы, а потому во время рисования они нередко ощущают некую «помощь свыше».
Приходя в Храм, мы с удовольствием и сердечным трепетом прикладываемся к иконам. Однако же не всем нам известно, как именно это надлежит делать.
Первым делом принято прикладываться к главной иконе храма (её ещё называют праздничной). Такие иконы располагаются посреди помещения и украшаются свежими цветами. После этого, как правило, целуют остальные почитаемые иконы и к Крест.
Но как именно следует прикладываться к образам?
Лишние вещи (к примеру, сумку или пакеты) лучше оставить в стороне и попросить кого-нибудь за ними присмотреть. Ни в коем случае не торопитесь и не расталкивайте других прихожан.
Люди, подходящие к иконе второпях, просто к ней подходят, но те, кто приближаются к ней с благоговением и терпеливостью, обретают Божественную благодать.
Не следует целовать образ накрашенными губами. Перед тем, как приложиться к иконе, совершите два поясных поклона, осеняя себя крестом.
После — вновь перекреститесь и поклонитесь один раз.
Если рядом с образом стоит батюшка, помазующий прихожан, то поклониться и перекреститься в третий раз следует уже не после прикладывания, но после елеопомазания.
Кроме того, Святых, изображённых на иконах, не следует целовать в лик — прикасаться устами следует только к Их рукам, ногам и одежде. Таким образом мы показываем, что осознаём собственную греховность, оставаясь при этом смиренными и благоговейными.
Но сколько раз следует целовать образ, если на нём изображён не один, а, к примеру, двое или трое Святых?
В данном случае поступайте также, как и всегда — поцелуйте икону единожды. Таким образом Вы выразите свою любовь и почтительность, и при этом не нарушите благочиния, заставив ждать других христиан, которых в этот момент в храме может быть немало.
Также следует помнить о некоторых ограничениях во время служб. Целовать иконы и ставить свечи лучше всего до начала службы, чтобы впоследствии избежать ненужной суеты. Во время Богослужения следует концентрировать на нём самом, потому как совершается оно для нашего сближения с Богом и последующего Спасения.
Однако если поцеловать икону и поставить свечку всё же необходимо, постарайтесь сделать это как можно тише и незаметнее, чтобы не отвлекать других христиан.
По мнению протоиерея Игоря Фомина, в целовании икон, вопреки расхожему мнению, не может быть ничего языческого:
«…В подобном действе нет и не может быть никакой "магии". Таким образом верующие люди лишь выражают благоговение перед первообразами, написанными иконописцем.
Вспомните о том, как Вы целуете фотографии любимых Вами людей — Вы ведь целуете не бумагу с отпечатками, а думаете в эту минуту о конкретном дорогом человеке. Точно также обстоит дело и с иконами».
К сожалению, в наши дни многие христиане стали бояться прикладываться к иконам из-за опасений заразиться коронавирусом. В связи с этим во многих церквях строго соблюдаются определённые меры пресечения развития болезни: стёкла киотов и поверхности образов дезинфицируются после каждого прикладывания.
Однако делается это, прежде всего, ради спокойствия прихожан. Храмы посещают для исцеления, и искренне верующий человек никогда и ничем от иконы не заразится.
И, затронув тему икон, коснёмся вопроса, касающегося мощей Святых. Прикладываться к Ним следует, также соблюдая определённые правила.
Подойдя к мощам, дважды поклонитесь и перекреститесь, и уже после этого приложитесь к ним. После этого совершите ещё один земной поклон.
Если христиан в храме много, совершите не земные, но поясные поклоны заранее – не следует суетиться и торопиться у мощей. В подобный момент всё своё внимание лучше сконцентрировать на молитвенном обращении.
Отдайте предпочтение не продолжительной, но короткой молитве — не задерживайте других прихожан. Вознести продолжительную молитву, как и совершить поклоны, можно заранее.
В некоторых случаях рака открывается, и мы можем приложиться к рукам или ногам Божьего угодника. Однако же иногда открывают и головную часть мощей – в таком случае принято прикладываться ко лбу Святого.
Читайте другие интересные статьи по теме👇