Найти тему
Журнал Автограф

«Давно не качалки»

Фитнес-клубов в Барнауле будет все больше, но найти своего «золотого» тренера станет еще сложнее.

Текст: Юлия Абрамкина. Фото: Виталий Барабаш

В 2023 году фитнес-индустрия Барнаула внушительно выросла, прибавив к итогам допандемийного 2019-го около 15%. Такой количественный рост ведет и к другим качественным результатам. Но нет, кардинально новых фитнес-клубов ждать не стоит, а вот расцвет тематических студий очевиден. Об этом и многом другом говорили эксперты очередной встречи «Время трендов», организованной сайтом «Толк» и бизнес-журналом «Автограф».

Пандемия все

Фитнес-индустрия по всей стране пострадала от пандемии. Залы закрывались на несколько месяцев, а их владельцы бились за возможность хотя бы заплатить аренду. Выход из пике оказался почти триумфальным.

«2023 год для индустрии один из самых благоприятных за 20 лет моей работы, – говорит Владимир Гордейчик, генеральный директор велнес-клуба «Магис-Спорт». – Мы видим рост на федеральном уровне – 14-15% относительно результатов 2019 года. Мы («Магис-Спорт») идем на уровне где-то плюс 19%».

«Не только европейские показатели, но и нашего края очень радуют, – подтверждает Олеся Кравченко, основатель и руководитель фитнес-клуба Gravityfit. – А 2024 год по прогнозу будет еще лучше».

На этой волне в 2023 году в Барнауле заявились два крупных фитнес-клуба. Один из них – Geekspace Fitness – открылся на площади и с оборудованием предшественника – ушедшей с рынка Барнаула новосибирской сети HammerFit. Другой – Gravityfit около парка «Изумрудный».

Паровозы развития

На выдающиеся результат в фитнес-индустрии сработали следующие факторы:

· После пандемии у людей появилось осознанное стремление быть здоровым. Без физнагрузок тут не обойтись.

· Из-за демографических волн количественно растет наиболее платежеспособная аудитория. «В клубы идут люди 30+», – говорит Игорь Соседов, фитнес директор недавно открывшегося клуба Geekspace Fitness. В том числе прибавляется количество пенсионеров солидного возраста. Даже 80-летние не отказываются от физнагрузок. в «Магис-Спорте» их называют «сеньорами». Желание таких клиентов – хорошо выглядеть и максимально долго поддерживать высокое качество жизни.

· «Люди насиделись в интернете и хотят общаться офлайн, им интересны близкие по духу комьюнити», – говорит Олеся Кравченко. Задача фитнес-клубов – управлять этими сообществами, создавая события. Например, устраивать дворовые фитнес-фестивали, занятия йогой на воздухе и т. д.

· Клубы не смогли поднять цену услуг, в том числе потому, что новые игроки начинают с демпинга. «Это же самый простой способ собрать клиентов, – говорит Гордейчик. – А так как клубы открываются часто – раз в полгода-год, то это принимает серьезные масштабы. А взять на себя груз поднятия цены и удержать ее не все готовы».

· Отдельные клубы не выдержали пандемийных простоев и закрылись, передав своих клиентов оставшимся и новым.

· Люди переключились с заграничного туризма на фитнес.

Также эксперты отметили развитие технологичности фитнеса. Во-первых, посетители клубов и предприниматели инвестируют в гаджеты и сервисы, которые делают тренировочный процесс интересным, вовлеченным и эффективным. А еще в цифровизацию техники продаж – работу с информационными базами и ботами.

«Мы знаем, что фитнес – это давно не про качалку, – продолжает Олеся Кравченко. – Нам приходится придумывать все новые способы, чтобы вовлечь клиента. Один из них – включение в тренировочный процесс гаджетов: всем хорошо, когда есть удобное приложение для тренера и клиента. Поэтому мы большие средства тратим на цифровизацию нашего бизнеса».

Во-вторых, идет бум различных марафонов. Некоторые – с призовыми фондами и настоящими шоу, на которых можно продемонстрировать свои достижения, побыть в окружении близких по духу людей. Некоторые – с возможностью испытать себя и посоревноваться. Например, пробежать, проплыть, проехать заданную дистанцию.

«Организация марафонов – это повышение лояльности действующих клиентов и привлечение новых за счет получения результата, – говорит Денис Капустин, президент Федерации бодибилдинга Алтайского края и основатель сети тренажерных залов Hardcore Gym. – Марафоны – это большое комьюнити, где все на тебя смотрят, и ты наблюдаешь за другими. Вместе вы достигаете каких-то результатов. Свернуть с пути на марафоне сложнее, чем когда ты занимаешься один на один с тренером или просто один в зале».

-2

Студии для души и суперрезультата

В поисках физнагрузок люди стали приходить в специализированные клубы или студии. Там они могут получить еще и моральное удовлетворение, общение или, скажем, реализовать детскую мечту. Отсюда рост студий танца, йоги, растяжки, бега, велоспорта и т.д. Даже стали появляться клубы, в которых человек может получить первоначальную военную подготовку и побегать по лесу с охолощенным автоматом, посидеть в засаде.

Развиваются такие направления благодаря тому, что появляется увлеченный профессионал, который желает передать свои знания и навыки, говорит Капустин: «В одном клубе уроки джампинга собирают колоссальное количество людей, потому что ведет их женщина, которая с помощью этой тренировки решила свои серьезные проблемы. И она активно транслирует это своим подопечным, мотивируя их на занятия».

Так «выросла» Марианна Овсянникова, основатель и руководитель студия испанского танца фламенко Suerte (Суэ́ртэ) и студия боди-балета и растяжки «Мой танец». На первых порах к ней приходили заниматься два-три человека. Сейчас фламенко в Барнауле увлекаются многие. Даже приглашают на мастер-классы зарубежных профи. Этим летом – Лауру Сеговия.

«Цель укрепить мышечный корсет может достигаться разными путями, – говорит Марианна. – Но занятия – это еще и твой досуг. Ты проводишь время на тренировке ради результата и тебе должно быть в этот период комфортно. Мне интересно танцевать, чтобы в этот момент звучала музыка, двигаться в определенном ритме и выражать какие-то эмоции. А еще в танцевальные клубы люди приходят не только двигаться, но и общаться».

Иногда клиент таких студий – это человек, который прошел через фитнес-клуб, попробовал разные виды тренировок и загорелся развиваться в определенном направлении.

«Большие клубы занимаются общефизической подготовкой и дают возможность попробовать все. Со временем – через два-три года – люди находят свою специализацию. Например, хотят заниматься бодибилдингом на новом уровне. Потому они идут к Денису Капустину. Но понятно, что кто-то остается и у нас», – говорит Гордейчик.

Тех, кто хочет глубоко прокачивать свои способности, становиться профессионалами и заточены на результат, лишь 2-3%, добавляет он. Основная же масса клиентов клубов нацелены на то, чтобы иметь соответствующий внешний вид и повышать качество жизни – «не «умирать» на работе до обеда от голода, а после обеда от желания поспать».

Кадры вымываются

Фитнес-индустрия сталкивается с кадровым голодом.

«Сейчас тренеры пошли, которые прошли какие-то курсы двухнедельные. Они готовы работать с клиентом и берут за это деньги, – говорит Игорь Соседов, фитнес директор недавно открывшегося клуба Geekspace Fitness. – Но сегодня такая тенденция – люди начали интересоваться качеством услуги. Потому мы поставили себе задачу привлечь в клуб людей со званием – мастеров спорта и кандидатов».

Соседов объясняет: «Почему я сделал акцент на профессиональный состав тренеров? Я сам профессиональный спортсмен. Я 2,5 года назад первый раз пришел в спортзал похудеть и достиг серьезного уровня. У нас приоритет на персональные тренировки. 85% клиентов занимаются с тренерами».

Но чем дальше, тем профессионалов в фитнесе будет меньше. Причина в том, что клубов открывается много, а по-настоящему крутые тренеры «растут» минимум 18-20 лет. Эти люди приходят в спорт детсадовцами, развиваются до мастеров и кандидатов, а закончив карьеру спортсмена, идут учиться дальше.

Владимир Гордейчик выделяет на рынке пять типов тренеров:

1. Тренер-официант. Он отлично считает и может принести любую гантель и даже сможет повесить блин, пусть и с чьей-то помощью.

2. Тренер «Ты видишь, какой я здоровый? Делай как я». Причем не зависимо от возраста, пола, веса клиента. Ну а если не получается, значит ученик – не талант.

3. Тренер, который получил образование и понимают, кто перед ними: мальчик, девочка, особенности людей разного возраста и состояния.

4. Подкованный тренер, готовый биться с учеником за результат.

5. Тренер уровня Сергея Клевцова, главного тренера сборной Алтайского края по легкой атлетике. Он может поставить на место мозг спортсмена, привести его к результату. Он понимает ментальное здоровье своего подопечного. Таких в каждом виде спорта – один.

Однако, согласились собравшиеся, повода для тревоги нет. Главная задача тренера, который начинает работать с новичком, – не навредить.

«Тренера с начальным уровнем подготовки вполне достаточно. Просто работая с ним долго, клиент перестанет получать прогрессирующий результат», – отметил Капустин и добавил, что для большинства людей достаточно тренера №3.