Порой очень непросто сказать своему ребенку «нет». Научиться говорить «нет» детям — это целая наука. Очень важно не только сказать, и сдержать свое слово, но и донести до ребёнка – почему нельзя. Сделать это так, чтобы он понял и принял отказ без обид.
Но не всегда это получается. Почему ребенок не желает понимать слово «нет»?Как добиться послушания без слез и истерик? Конечно, важен возраст ребёнка, но необходимость в запретах возникает достаточно рано, а способность регулировать своё поведение, возникает у ребёнка много позже. Поэтому, будет правильным научиться предотвращать, предвидеть ситуации, в которых вы должны будете прибегнуть к запрету.
Необходимо понять, что «нет» - это особенное, исключительное слово, и если произносить его постоянно, оно обесцениться и потеряет смысл. Если мама на все кричит: «Нет!», «Нельзя!», «Перестань!» - это «нет» уже не работает как запрет. Для того чтобы ребенок среагировал на ваше «нет» должным образом, оно должно звучать на фоне многих «да». Чем реже вы произносите слово «нет», тем оно действеннее. Но если вы сказали «нет», категорически нельзя говорить «да». Ребенок должен запомнить, что ваше «нет» не обсуждается, и уломать вас не получится ни при каких условиях. Поэтому, прежде чем сказать своему ребенку «нет», подумайте — насколько это необходимо? Если вы, в каждой конкретной ситуации, можете обойтись без «нет», то это всегда лучше и для ребенка, и для родителя.
Попробуем сформулировать несколько правил, которые обязательно помогут вам чувствовать себя супер – родителями!
- Абсолютное «нет» касается только правил, нарушение которых может быть опасным для жизни. Н/р – «Нельзя» переходить дорогу на запрещающий сигнал светофора, «Нельзя» вставлять предметы в розетку.
- Говоря «нет» - не будьте агрессивны. Ребёнок не должен думать, что отказ связан с вашими эмоциями и желанием его обидеть. Он должен чувствовать, что вы его любите и оберегаете, но решений не меняете.
- Учитесь переключать внимание ребенка. Повзрослев, он уже будет понимать, что нельзя съесть запрещённый продукт, который вызывает аллергическую реакцию. А пока просто переключайте его внимание. Если вы заметили, что взгляд малыша падает на игрушку, заведите разговор о прогулке в парке, в который вы скоро обязательно пойдете. Или спросите – что же такого – вкусного, вы вместе с ребенком, будете готовить к папиному приходу. Переключить внимание ребенка в младшем возрасте – гораздо легче, чем сказать «нет».
- Ищите возможность избежать слова «нет», заменив его на «да». То есть, ищите компромисс. Маленький ребёнок хочет рисовать на стенах, а вы только что сделали ремонт? Не кричите и не запрещайте, просто берите его за руку и ведите в магазин – пусть выберет для себя красивый альбом. Требует шоколадку, а ему нельзя? Пусть выберет себе вместо нее несколько вкусных и полезных фруктов, из которых вы вместе можете дома сделать натуральный сок. Всегда предлагайте варианты!
- В тот момент, когда малыш понимает вас и адекватно реагирует на запреты, обязательно поощряйте (словами) и хвалите его – «какой ты у меня молодец, все понимаешь, совсем взрослый» и пр. Если ребенок видит, что вы радуетесь, он будет искать возможность порадовать вас снова и снова.
- И, конечно, позиция всех членов семьи по каждому конкретному «нет» в жизни вашего ребенка должна быть одинакова. Типичная ошибка семьи выглядит так: мама говорит ребенку, что он не сделал уроки, а поэтому сейчас телевизор смотреть не будет. Ребенок идет к папе и начинает уговаривать: «папа, а можно я сначала посмотрю телевизор, а потом сделаю уроки?» папа, видя заплаканные глаза любимого сына, тут же включает ему телевизор. Как в такой ситуации у ребенка будет формироваться правильное представление о том, что можно, а что нельзя? Никак! А вот умение манипулировать родственниками – будет совершенствоваться!
Не забывайте сами придерживаться установленных правил. Помните, что родительский пример - самое лучшее убеждение для вашего ребенка. Если вы запрещаете ребенку питаться в сетях «быстрого питания», а сами можете себе это позволить, то ребенок скорее будет использовать ваш опыт вместо словесных запретов.
Материал подготовлен психологами проекта "Инклюзия в действии".