Нам легко спутать счастье с удовольствием, потому что мы не в состоянии определить ни то, ни другое. Глядя на смеющегося ребёнка, нам кажется, что он счастлив. Но при этом мы стремимся оберегать его и защищать, признавая слабым. Но разве слабый может быть счастлив?
Почему дети не могут быть счастливы
Ещё Эпикур заметил, что всякое живое существо старается избегать страданий и тянется к удовольствиям. Мы делаем это, если хотите, инстинктивно, уже по факту рождения будучи способными различать на уровне ощущений боль и наслаждение. Когда переживаем первое - плачем и кричим, когда второе - молчим (а впоследствии учимся улыбаться и смеяться).
Удовольствие - это положительные эмоции, переживаемые в ответ на удовлетворение потребности.
И только взрослея, читая книжки и общаясь с другими людьми, мы узнаём о том, что кроме удовольствий бывает ещё и счастье. Детскому уму постижение сути счастья даётся с трудом, поэтому процесс этот растягивается на годы.
- Удовольствие кратковременно. Оно приходит как ответ на удовлетворение потребности, но тает довольно быстро, потому что его перекрывает другая неудовлетворённая потребность, ждущая своей очереди. А так как потребности нельзя удовлетворить, их можно лишь удовлетворять, то процесс получения удовольствия - это бесконечное нажимание на кнопочку, в котором, впрочем, нет ничего дурного, если это нажимание не становится самоцелью.
- Счастье - устойчивый психический феномен. Оно связано со способностью человека ЖИТЬ в состоянии удовлетворения настоящим и с оптимистическим взглядом в будущее.
Ребёнку легко испытать удовольствие, и куда сложнее - счастье. Потому что он тотально зависим от внешнего мира, его подлинная самооценка звучит как "я ещё мал, но однажды я вырасту...". Испытывать удовольствия такая самооценка не мешает, но счастье делает недоступным, ибо счастье базируется на чувстве свободы и личной силы. Чтобы понять его природу, нам придётся ввести странный, но очень ёмкий термин - "психический гомеостаз".
Счастье кроется во взрослении
Термин "гомеостаз" хорошо знаком нам по курсу биологии. Гомеостаз - это равновесие, которое способна поддерживать клетка, отгородившаяся от внешнего мира мембраной. Благодаря гомеостазу, клетка получает относительную независимость от внешней среды и становится самодостаточной. Когда ей чего-то не может дать внешняя среда, клетка черпает нужный ей ресурс из собственных запасов.
Для человека с его сложной психикой стал уместен термин "психический гомеостаз".
Психический гомеостаз - это способность поддерживать психическое равновесие и сохранять эмоциональный иммунитет перед внешним миром.
Дети, конечно, психическим гомеостазом не обладают и, соответственно, не являются психически самодостаточными. Поэтому мы стремимся их оберегать и защищать, пока у них не будут сформированы собственные программы психической защиты. Иногда такие программы превращаются в кокон, скорлупу, за которой человек прячется от реалий жизни, желая оставаться ребёнком. А в идеале они должны стать живой "мембраной", способной пропускать всё важное и нужное для развития и задерживать всякий шлак.
Такая "мембрана" делает нас психически стабильными: если что-то недодаёт нам общение с людьми, сводка новостей или прогноз погоды, мы легко компенсируем недостачу сосредоточенностью на внутренних стимулах и возвращаем себе душевное равновесие. Благодаря феномену психического гомеостаза, мы становимся свободными от внешних оценок и получаем возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
Так, шаг за шагом, становясь взрослее, мы идём от познания удовольствий к познанию счастья.
Никому из нас от рождения не дано быть счастливым, как не дано от рождения осознавать свою жизнь. Мы учимся этому в той или иной мере. В наших интересах быть прилежными учениками, чтобы отыскать то счастье, которое мы все ищем, и помочь его найти своим детям.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками здесь: ВК Телеграмм Ютуб