Найти тему
Вадим Климов.

Пиковая драма.

Пиковая дама Алтайский музыкальный театр. Фото сайт театра.
Пиковая дама Алтайский музыкальный театр. Фото сайт театра.

- А почему не смешно?

- Потому что не комедия.

- А театр-то музыкальной комедии.

- Эко вы отстали батенька! Эта учреждение называется Алтайский государственный музыкальный театр. И не подумайте – Алтайский, это территориальное именование, а не национальное.

- А в этом же театре есть спектакль «Хан Алтая», там поют о горах и о горных духах.

- Вы не вдавайтесь в подробности, это сложная тема единой России и отдельных Алтаев.

Такой у меня случился выдуманный внутренний диалог. И это не раздвоение личности.

Так вот, в Барнауле в музыкальном театре давали «Пиковую даму».

- Петр Ильич - наше музыкальное всё.

- Петр Ильич - величайший композитор мира, но в Барнауле давали «Пиковую даму» композитора Егора Шашина. Ну, не Чайковский, извините.

Либретто для этой постановки написала Наталья Кузьминых. А поставила спектакль главный режиссер тетра Татьяна Столбовская. Честно скажу - с этого спектакля начинается отчет новой эпохи. Всё, что было заработано непосильным трудом бывшего главного режиссера Константином Яковлевым, забыто. Ничего не осталось. И это, наверное, важный переход к новому, что очень хорошо. Константин Александрович 15 лет был хорошим режиссером. Но, в какой-то момент, стал часто цитировать самого себя.

Этот спектакль, в первую очередь, отличается сценографией. Художник постановщик Николай Чернышёв предложил многомерность пространства, которое заставило режиссера кружиться. Три крупные конструкции создают на сцене Санкт-Петербурга. В них есть архитектурная имперская помпезность, и очарование парадных.

«Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Некрасов, конечно, сюда не клеится, но так хотелось упоминать парадную дверь. Конструкции художника Чернышёва скрепляют спектакль в единое художественное действие. И эти выгородки всё, что осталось в постановке от академического искусства. С первых вокальных сцен мне показалось, что музыка попсовая, что-то знакомое из российской эстрады нулевых годов, даже, похоже, я угадал мелодию с пяти нот. Я сразу подумал, что мне показалось, но когда начался первый большой выход балета и хора, я понял, что не показалось. А теперь будет дискотека.

Балетмейстер-постановщик спектакля Оксана Малышева в массовых номерках показала все ретро движения, вплоть до «танца Д. А. Медведева» и это было в рамках выбранного стиля. Скорее хореографический дуэт в страдальческой арии Лизаветы выпадал из общей идеи, но если вспомнить модную в начале ХХ века сексуально романтическую манеру в современном эстрадном танце, то и этот дуэт оказывается уместным.

Сначала меня насторожило, как же так можно с Пушкиным, но поразмыслив, я признался себе, что можно и с Пушкиным. И дальше спектакль покатился под эту музычку.

Большое достижение режиссера в том, что она не изменила сюжет. Герман, хотя бы не негр преклонных годов. Тут всё по классику. Важно, что у Столбовской получилось выстроить спектакль без провалов, единым повествованием. Спектакль не разваливается на эстрадные номера. Большой успех.

Я смотрел спектакль, где в роле Германа был Михаил Лямин. У него большой опыт главных ролей, в том числе драматических. Вспомните в его исполнении Ползунова – главного исторического персонажа Барнаула. На следующий день Германа играл Виталий Селюков. Ему удаются роли простаков, у него яркий комедийный дар и мне очень хотелось посмотреть его Германа. У Селюкова есть очаровательная чертовщина, которая может превратиться в психологическую глубину. У Михаила Лямина в рисунке роли есть интересный переход, в одной из сцен первого акта в его глазах появляется безумие. А в финале, он тихо сходит с ума, без лишней суеты.

Пиковая дама. М. Лямин - Герман. Алтайский музыкальный театр. Фото стр. В.П. Томенко.
Пиковая дама. М. Лямин - Герман. Алтайский музыкальный театр. Фото стр. В.П. Томенко.

Тут надо отметить, что в некоторых спектаклях музыкального театра появляются двойники героя, это или тень, или патологическое раздвоение личности. Может это не до конца отрефлексированное наследие Яковлева или режиссерский прием Столбовской. Так что не только у меня бредовое состояние и противоречивый внутренний диалог.

Финал мне показался не продуманным. Не там и не так ставит точку режиссер. Но я же согласился, что это поп мюзикл, с трагическим концом.

Ярким образом была старая графиня, публика живо реагировала на ее жесты. А её воспитанница Лизавета Ивановна оказалось необыкновенно простой и это очень точно.

Не хочу копаться в деталях. Потому что в целом спектакль хороший. Меня немного раздражало гимнастическое, цирковое колесо. Не спрашивайте, зачем оно там. Всем должно быть ясно, что это бесхитростная метафора «колеса фортуны». Мне не понравилось качество колеса, но то, что его катают по сцене, это нормальный художественный ход, правда, выглядит оно на фоне качественных декораций чуждой железякой. Мне многое понравилось в этом спектакле, например, понравился лишний в этой колоде джокер.

Надо сказать о костюмах. Мы же смотрели исторический спектакль. Это хорошая работа. Есть интересные решения, за исключением нескольких костюмов, которые казались подобранными из другой оперетты, особенно это заметно в сцене бала у польского посланника. Основная масса нарядов очень прилично выглядит, и подчеркивает характеры героев. Обратите внимание на впечатляющий образ польского посланника, артист Илья Зуев.

Не знаю, что сказал губернатор Алтайского края В. П. Томенко постановочной группе, в этот момент я вышел из кабинета директора театра, но судя по торжественным фото, ему спектакль понравился. Надеюсь, что творческому коллективу дадут премию.