Найти тему
Алексей Ратушный

Письмо Учителям моей любимой школы

Оглавление

Письмо опубликовано 13 января 2016

Альбина Вениаминовна Андреева ушла из жизни

Евгений Борисович Куркин умер

Мы уходим

Я хочу, чтобы вы помнили.
Не меня.
Ту экспериментальную школу ноября и декабря 1988-го года.
Самую экспериментальную школу Советского Союза.
Я хочу чтобы вы помнили тех педагогов.
Педагогов принявших на себя самый большой груз эксперимента.
Самую тяжёлую ношу самого продолжительного эксперимента в истории образования России.
Эксперимент длился 15 лет.

Но самый центральный пункт его – эксперимент в вашей школе.
Ни до, ни после ни в одной школе СССР и России не вводилось одномоментно так много самых разнообразных изменений.
Если директора школ СССР падали в обморок от двух-четырех одновременных инноваций, большинство из которых и новациями-то по существу не являлись, то
в вашей школе в ту четверть одномоментно велось более семидесяти инноваций, каждая из которых сама по себе была невероятным процессом, грозившим перевернуть все прежние представления и наработки отечественной да и зарубежной педагогики.
Школа была реально превращена в мощнейшую экспериментальную лабораторию.
Её так и именовали: локальная экспериментальная площадка.
В городе шел управленческий эксперимент, а его центральным ядром, его основным звеном была ЛЭП на базе вашей школы.
К сожалению всё меньше времени на подробное представление происходившего тогда в школе.
Мне уже многого не успеть.
Всё меньше времени остаётся и у других участников того грандиозного события.
В силу вполне объективных причин далеко не все осознают значение и значимость проделанной тогда работы.
Не всем участникам было легко продолжать работу после фактического уничтожения сверху и ЛЭП и результатов эксперимента.
Не всем довелось дожить до ныне текущего времени.
Мне намного больше, чем другим, известны и действительные условия, в которых находились участники экспериментальной работы, и условия формирования многих управленческих решений по проводимой экспериментальной проверке разработок.
И потому быть может мне во много раз больней.
Мне больно было понимать многие вещи и процессы тогда.
И эта боль толкала меня на поиск новых путей и решений.
Мне больно осознавать недооткрытость реальности перед вами и вашими учениками.
То было особое время.
Уже тогда были люди, которые понимали, что мы все живём в «специальное» время.
Нация сгенерировала мощнейший выброс гениев послевоенного поколения.
В мир явились новые пророки – Илья Кормильцев, Виктор Цой, Игорь Тальков.
Педагогика СССР фонтанировала свершениями Шаталова, Щетинина, Амонашвили, Никитиных, Карселадзе.
Политическая Система достигла по многим направлениям опаснейших пределов.
В этой обстановке началась подлинная педагогическая революция.
В прорыв устремились педагоги-новаторы объединённые гением редактора «Учительской газеты» В. Матвеева.
Сегодня я хотел бы немного приоткрыть вам завесу молчания над рядом обстоятельств, сопровождавших возникновения эксперимента в вашей школе.
Руководство Эксперимента в Урае совершенно не планировало этого эксперимента на базе школы.
Под экспериментом в Урае понимался набор управленческих неторопливых маневров, благодаря которым вполне конкретные люди получали возможность  закрепить свой социальный и управленческий статус в надежде в дальнейшем получить рычаги управления весьма солидными ресурсами в государственной системе образования.
Однако для защиты аппаратных позиций требовались люди-жертвы.
Люди, на которых можно было бы списать максимально большой негатив от тех или иных «экспериментальных» составляющих.
С точки зрения аппаратчиков я вполне подходил на эту роль сразу по многим показателям.
В этом смысле на школу упала тень «плохой части» эксперимента в целом.
Никто из руководителей эксперимента не рассчитывал на успех экспериментальной проверки на базе вашей школы.
Это изначально был «эксперимент»- отвлечение, «эксперимент-пустышка», «эксперимент, на который спишутся все грехи Большого эксперимента».
В успех никто не верил, об успехе никто серьезно не мечтал, успех никем не предусматривался.
Знал ли об этом автор этих строк?
Безусловно!
Понимал ли он свой реальный статус и предназначение по замыслу Руководства?
Да! Понимал!
Но иной возможности, другого способа осуществить задуманное просто не существовало в природе.
У автора перед глазами стоял другой опыт, другой эксперимент.
Это опыт на немного ином материале и немного с иными целями.
И вот, чтобы понимать, что происходило в Урае в ноябре-декабре 1988 года я предлагаю вам совершить небольшой экскурс в одну историю в 1921-ом году.
Объединяет оба опыта одно:
и тот, и другой были нацелены на Исцеление.
На спасение целых поколений людей.
И в этом оба события для меня лично стоят в одном ряду.
Случилось так, что в детстве я много – почти непрерывно – болел и потому много времени читал.
Читал запоем все подряд.
Мой дом был домом репрессированного писателя и журналиста.
В семье царил культ книги.
И среди прочих замечательных книг мне досталась в наследство книга с переводом очерков замечательного французского писателя Поля де Крюи.
«Men against death»
В русском переводе «Борьба со смертью».
В книге описан целый ряд удивительнейших биографий людей находивших фантастические решения сложнейших проблем медицины.
Например «Игнац Саммельвейс – спаситель матерей».
Книга большая и если вам повезет – настоятельно рекомендую!
Очищает и прочищает!
Именно у Поля де Крюи я впервые познакомился с этой потрясающей историей.
Бантинг не имел ресурсов на проверку своих идей, но ему удалось убедить Маклеода и тот предоставил в распоряжение Бантинга свою лабораторию, ассистента и разрешение использовать небольшое (до десяти!!!) число своих подопытных собачек.
Бантинг со своим совсем юным ассистентом Бестом намного превысили выделенный им ресурс, пытаясь получить инсулин. Сорок вторая собачка – пишу по памяти – прожила около двух часов. Дальше – больше. И инсулин – спасавший диабетиков всего мира – был выделен! Технология была нащупана.
Бантинг всегда подчеркивал вклад Беста в это грандиозное открытие человечества и отдал ему половины своей Нобелевской премии.
В момент открытия Бантингу было 29 лет.
Здесь важно понять: своих ресурсов у него не было!
И он просто воспользовался представившимся шансом.
В этом смысле опыты Бантинга и эксперимент в вашей школе - близнецы-братья.
Тысячи людей говорили мне:
«Никогда и никто не даст вам это проверить!»
Но наступил 1988-ой год и я нашел своего «Маклеода».
Как и в случае с Бантингом, мне был выделен минимальный ресурс времени, минимальное место, минимальный контингент учащихся.
В отличие от всех остальных я прекрасно понимал, что пара месяцев – это максимум, на который я могу смутно надеяться.
И вот здесь судьба послала мне моего «Беста».
В этой роли выступил педагогический коллектив школы.
Не сразу. Не весь.
Но в целом – педагоги поверили в идею и пошли за мной.
И как Бантинг был бесконечно признателен и благодарен Бесту, я все эти годы храню в своём сердце светлый образ педагогического коллектива вашей школы.
Педагоги не испугались!
Не струсили!
Не предали!
Коллектив загорелся идеей и эту идею чётко и последовательно реализовал.
И высказался за продолжение эксперимента и превращение школы в школу-лабораторию.
И тогда руководство эксперимента в Урае пошло на крайнюю меру.
Экспериментальная работа в школе была свёрнута, руководителей школы раскидали по другим учебным заведениям города, вспоминать эксперимент по сути запретили.
Между тем педагогический «инсулин» во время эксперимента в вашей школе был выделен!
В школе установилось СТАБИЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ!
Школа функционировала в ДВУХПОТОЧНОМ ОДНОСМЕННОМ режиме.
В школе функционировала ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАЮТ-КОМПАНИЯ
В школе впервые в СССР была введена РЕЙТИНГ-СИСТЕМА
В школе впервые в СССР управление было переведено на ЭВМ-обеспечение.
В школе впервые в СССР действовала ДИСПЕТЧЕРСКАЯ и был свой штатный ДИСПЕТЧЕР стабильного расписания.
В школе функционировал НОЧНОЙ КЛАСС.
Много было в школе нового, ранее неизвестного, необычного.
Но главное – это потрясающий ДУХ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Как писал Лев Николаевич Толстой:
«Над полем сражения витает дух!»
Дух витал!
Это был дух действительно НОВОЙ школы, школы Будущего.
Прекрасный отчёт об эксперименте составила собкорр "Учительской газеты" Татьяна Ященко.
О нём писали и всесоюзный журнал "Парус" (лично Ефим Шур!) и "Учительская газета" и авторы монографий.
Современные системы и организационно-управленческие структуры очень сложны.
Поэтому описание эксперимента в вашей школе – дело чрезвычайной важности.
Новым поколениям исследователей оно должно дать очень много реально наработанного материала.
Вам следует знать, что многое в эксперименте в теории лежало «на столе» у разработчика задолго до 1988-го года.
Общая теория Игр и Специальная теория Игр были разработаны автором в возрасте 15-25 лет.
Теория плоскоорганизованных структур была создана автором в 26 лет.
Тетраэдальная логика разрабатывалась автором с 18 до 28 лет.
Применение практик организации шахматных состязаний в организации школьных расписаний разрабатывались автором на базе областного шахматного клуба в далёком Архангельске в 1978-80-ых годах. А в далеком Качканаре уже была сформирована и цельная общая теория односменной многопоточной модульной школы.
А вот что пишет спустя многие годы профессор Вадим Борисович Орлов в своей официальной справке о моей Тетраэдальной Логике: «Используя данный подход автор этих строк сделал 28 научных находок в сфере менеджмента».
Обратите внимание: доктор наук, профессор сделал 28 научных находок в сфере менеджмента используя логику, на основании которой строился эксперимент в вашей школе!
Если вы полагаете что этим и ограничивается вклад в науку, то весьма заблуждаетесь. Эксперимент в вашей школе стал основой для успешных экспериментальных проверок в пятой школе, в восьмой школе, в школе старшеклассников. Мультиплетные расписания разошлись по стране. 35-минутный урок преобладал в Урае несколько лет и не выведен полностью по сей день. По итогам эксперимента в Урае целая группа исследователей успешно защитила кандидатские и докторские диссертации.
Я хочу, чтобы вы помнили тот фантастический педагогический коллектив, с которым начинался этот – один из самых поразительных в истории отечественной педагогики опыт.
 Во многих и многих случаях вы можете гордо сказать потомкам:
Мы были первыми.
Директором школы в момент начала эксперимента был Александр Иванович Уфимцев.
Завучем – ныне директор школы №6 Ирина Александровна Трубина.
Куратором – Альбина Вениаминовна Андреева.
Большой вклад в эксперимент внесли педагоги Кугатенко, Янковская, Кулепанова…
Берегите свое прошлое и оно обеспечит ваше будущее.
С неизменной признательностью и благодарностью
Всегда искренне Ваш

Алексей Ратушный - Surmico

В иллюстрации использовано фото Бантинга и Беста из Википедии.
«C. H. Best and F. G. Banting ca. 1924» участника неизвестен - University of Toronto. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада -

Е.Б.Куркин и В.С. Ноздрин на Игре в 4-ой школе Урая 9.01ю1989 года. Школа-лаборатория
Е.Б.Куркин и В.С. Ноздрин на Игре в 4-ой школе Урая 9.01ю1989 года. Школа-лаборатория

ПРИЛОЖЕНИЯ

Татьяна Ященко
Специальный корреспондент «Учительской газеты»


МОДУЛЬНАЯ ШКОЛА



Все несчастливые школы похожи друг на друга. Каждая счастливая школа счастлива по-своему.
Все смешалось в четвёртой школе. Завуч не составляет расписание, учителя не заполняют журналы, а у детей нет дневников. Когда я сюда попала, школьники переносили парты из одного кабинета в другой, а учителя обсуждали вопрос: долбить ли в стене дыру…
Но лишь непосвящённому могло показаться, что в школе - день непослушания или бунт.
Напротив, здесь через внешний беспорядок устанавливается внутренний порядок.
Об идее модульной школы впервые я услышала два года назад. Детские фантазии о школе будущего со стеклянными крышами, зоопарками и аэродромами показались мне тогда более реальными, чем эта, без особых архитектурных претензий (хотя и они не помешали бы) школа, коренным образом меняющая течение учебного процесса. Ведь для того, чтобы построить новую школу нужно сломать старые стереотипы, возраст которых не годы, не десятилетия – века. Поэтому и не верилось, что основоположнику школы, которую мы сейчас имеем - Яну Амосу Коменскому - брошена перчатка.
Сразу же захотелось об этом написать, но, как добрый молодец из сказки, остановилась я на перепутье: по какой дороге пойти?
Описать саму идею? Автор её - Алексей Алексеевич Ратушный - в своё время сокращал свой материал на эту тему, чтобы он поместился на двух страницах местной газеты. В небольшой статье всё не расскажешь. Поведать о том, что происходит в 4-ой школе? Да, но это лишь первые шаги. Показать трудности, с которыми сталкивается эксперимент? Тогда за кадром окажется сама идея. В конце концов, я выбрала самый журналистский путь: побывать на всех дорогах сразу, и описать лишь свои впечатления и наблюдения, на полный отчёт и анализ не претендующие.
"Пора навести порядок!" Изречение это у нас очень популярно, но каждый вкладывает в него свой смысл. Для кого-то это означает, что мысли у всех должны быть одинаковы, как на параде, для кого-то – безупречную чистоту в школе и тишину на уроке. Для А.А. Ратушного порядок - это чёткая, до мелочей продуманная отработанная технология, где всё взаимосвязано и взаимозависимо, где нет нервирующих срывов, авралов и т.п. В общем, отлаженная работа организма: четкий пульс, нормальное кровоснабжение, ритмичное дыхание. К примеру, замены и перестановки в расписании очень мешают работе. В 4-ой средней проблему эту решили быстро и просто. Завуч здесь не составляет расписание(и все наконец-то вспомнили, что главная функция завуча - методическая работа). Диспетчер не перекраивает его, а следит, чтобы оно бело неизменным. Разработано несколько техник замен, чтобы уроки шли без срывов. Для этого учителя заранее пишут поурочные планы. Наконец-то педагоги поняли, зачем нужен этот, в условиях обычной школы сизифов труд - чтобы в случае твоей болезни любой мог провести урок по плану. За первую четверть пропало 579 уроков, за вторую (то есть, с момента ввода эксперимента) - ни одного. Ленивцы лишены возможности порадоваться болезни учителя - урок состоится в любом случае. Во вторую смену труднее учить и учиться. Поэтому (без увеличения площадей) школа перешла с двух смен на одну. Но в два потока. Каждый день четыре урока по 35 минут (перемены 10 минут) у первого потока, затем большой перерыв и снова четыре урока по 35 минут у второго потока. Занятия здесь кончаются к двум часам. Сделано всё, чтобы учителю было просторно в пространстве. Дневники и журнал заполняют дежурные. Опаздывающие на урок идут в кинозал или библиотеку, где могут сами работать по теме под руководством дежурного педагога. Из неуспевающих 6- и 7-классников создан класс выравнивания. Введён экстернат.
Все предметы, поделены на 4 модульных группы: социология, естествознание, математика и языкознание. Кроме того, существуют модульные группы начальной школы, физкультуры и НВП. Обучение по интегрированным программам.
Вместо дневников у учеников учебно-трудовые книжки. Это лишь некоторые общие идеи, каждая из которых имеет свою технологию и требует более детального объяснения.
До недавних пор у нас было так и в школе, и на производстве: добросовестный человек хорошо работает, недобросовестный – плохо. И лишь недавно начали создавать условия, при которых и недобросовестный вынужден и заинтересован работать хорошо.
«Педагогический брак страшнее производственного; люди - не гайки, их заново не выточишь»
Каждый ученик имеет право на хорошего учителя.
Школе необходима система, гарантированная от брака.
И в этом главная задача модульной школы. В ней создаётся такая технология, при которой плохо работать невыгодно. Традиционная школа в отличие от модульной не готова к самым обычным осложнениям. Предполагается, что уроки у нас не срываются, и учителя и дети не болеют.
В модульной школе восемь вариантов замен гарантирует стабильность даже при эпидемии гриппа. Жёсткий модуль - обязательные предметы, полужесткий - тоже обязательные, но ученик может выбрать форму обучения. Например, тот, кто занимается в музыкальной школе, не обязан посещать обычные уроки музыки. То же самое с уроками труда, физкультуры, изобразительного искусства. И, наконец, гибкий модуль - необязательные занятия по интересам.
Он возможен в полном объёме лишь в условиях учебно-производственного воспитательного объединения (УПВО), где деятельность всех учебно-воспитательных учреждений взаимосвязана и скоординирована. Эксперимент по внедрению УПВО в Урае начат совсем недавно, поэтому локально-экспериментальная площадка в 4-ой школе не может пока продемонстрировать всех своих преимуществ.
"У нас редко бывают педсоветы потому, что педсовет идёт постоянно",
"В школе потому нет экзаменов, что каждый урок – экзамен!»
«Нам не нужны элитарные школы, элитарными должны стать все школы",
Поначалу я пыталась записать все афоризмы А.А. Ратушного, но вскоре поняла, что занятие это бесполезное. Их оказалось слишком много. Реакция на многие высказывания А.А. Ратушного была сначала: "Да как вы потом «А впрочем…», и наконец: "А ведь действительно!»
Казалось, что все нововведения модульной школы посягают на непоколебимые устои школьной жизни. Но потом становилось ясно, что ниспровергаемое - те же атавизмы и рудименты, настолько привычные, что школа без них как бы и не школа. Хочу быть правильно понятой. Модульная школа - это не категорический отказ от всего хорошего и прогрессивного, наработанного педагогикой. Никто ничего не собирается разрушать до основанья. Убираются лишь отжившие, тормозящие факторы.
Любопытно, что школу будущего здесь начали создавать, меняя не само содержание, а форму работы. Новое содержание стало приходить само.
Сокращение уроков до 35 минут поставило учителя перед необходимостью интенсифицировать учебный процесс, создавать новые интегрированные программы, применять новые методы, делать свои маленькие открытия. И ведь справляются! В модульной школе стало больше времени на свободное развитие и учителей, и учеников. Педагоги с удивлением обнаружили, что можно три дня в неделю вести уроки, а три - заниматься методическим совершенствованием. Восприняв сначала в шутку мысль о том, что русский язык и литературу должны вести разные учителя, теперь увидели сами: внутренняя логика этих предметов разная и преподаваться они должны по-разному. Невольный перенос из модуля языкознания в модуль социологии и наоборот не на пользу ни русскому языку, ни литературе,
Стереотипы мышления ломаются медленно и болезненно. Были слезы, были ссоры, но все учителя, с которыми я беседовала, тем не менее, были за модульную школу, и никто не хотел возвращаться к старому.
Поиски в школе - это трудно (особенно для тех, кто долго проработал в традиционной школе), это хлопотно, но это интересно и это необходимо к новому почину.
Заметим, идея прижилась в самой «неблагополучной» школе.
До введения эксперимента здесь возникла кризисная ситуация, директор (который, превратился кстати, из ярого противника нововведений в главного сторонника) собирался увольняться. Надо отдать должное мужеству и учителей и директора, и руководителей горкома партии, не просто взявших на себя ответственность и согласившихся на эксперимент, а просивших его провести. Ведь, как сказала учительница математики В. Севрюгина, «надо же срочно что-то менять, жить по старому дальше нельзя».
Конечно, психологию, создаваемую десятилетиями, в миг не изменишь и поэтому идеальная в своей законченности и логичности идея А.А. Ратушного наталкивается на непредсказуемые вещи. К примеру, создали межшкольные кафедры: учителя объявили темы, которые их интересуют, к ним записались ученики из всех школ города.
Никто не мог предположить, что тут появится своеобразная "ревность"? "Ах, ты к другому записался, получай двойку!"
Но все эти трудности преодолимы. На то и эксперимент, чтобы их выявлять.
И что ещё важно, модульная школа не просто построена в духе ВНИКовской концепции, но и развивает её. Ведь любую прекрасную мысль можно довести до абсурда, Хотя бы о выборности учителей. Чтобы дети сравнивали не фамилии или манеру одеваться, а умение вести урок, нужна технология. Варианты разрабатываются в 4-й десятилетке.
На этом можно было бы поставить точку если бы не сомнение: не превратилась бы идея при тиражировании в школу только жёсткого модуля.
Ведь по мысли автора жёсткий модуль необходим не для сверхрегламентации и сверхорганизации - для нормального порядка, при котором время и силы и детей, и педагогов высвобождается от массы ненужной работы для главного – для развития личности.
Модульная школа существует. Пусть пока она и далека от задуманного, но первые шаги делает уже сегодня, для этого совсем не обязательны сверхъестественные расходы и сверхталантливые учителя. В ряду авторских школ появилась ещё одна школа учителя Ратушного.

город Урай, Тюменской области, декабрь 1988 года


Примечание:


Данная статья не была опубликована, поскольку сам Е.Б. Куркин просил Матвеева (редактора «Учительской газеты») придержать этот материал. Позднее идеи модульной школы и многие детали проекта он опубликовал не особенно обременяя себя ссылками на автора и разработчика. Например: Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. Издательство "Педагогика-пресс", Москва - 2001 г. На 320 страниц текста при обширном списке литературы Ратушный упомянут аж дважды (но не в списках литературы). Оказалось, что понятие "мульттиплет" - прижилось с моей "легкой руки" (стр.222), и оказалось, что я автор идеи подростковой модульной школы (стр.180). Но правда о загубленном эксперименте в школе №4 еще прорвется к читателям.

Неизвестный автор на ресурсе Helpics

Особенности методики. Начало каждого модуля предполагает мотивационный этап.

Начало каждого модуля предполагает мотивационный этап.

Учитель выступает как организатор и руководитель процесса обучения, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблем.

Процесс модульного обучения состоит в том, что обучающийся либо полностью, либо частично самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей некоторое количество модулей. Модульные программы обеспечивают изучение предметов в полном (базовом), сокращенном или углубленном варианте.

Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно — с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субьектную основу.

Функции учителя варьируются от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.

Ведущим элементом технологии проблемно-модульного обучения является проблемное обучение, в частности, один из его интересных и малоисследованных аспектов - обучение на ошибках. Для этого используются проблемные ситуации на поиск ошибок (Примеры: намеренно допущена ошибка в какой-либо теореме; неполно изложенные теоремы; задачи с данными, которые противоречат друг другу и др.).

Одним из главных элементов блочного и модульного обучения является система контроля и оценивания достижений учащихся. Это могут быть а) традиционные формы оценки, б) зачетная система (как в технологии В.В. Фирсова), в) рейтинговая система.

Рейтинговая система состоит в накоплении баллов за различные виды работ учащихся (ответы на вопросы, выполнение практических и самостоятельных работ, домашних заданий и т.д.).

В проблемно-модульном обучении особое внимание уделяется формированию критического мышления. Этому способствует применение ситуаций на поиск ошибок.

Предтечи, разновидности, последователи

& Модульная школа Е. Куркина - А. Ратушного. Идея была успешно воплощена вначале в проекте, а затем и в натуральной модели на экспериментальной площадке в г. Урае.

В модуле четыре предмета, четыре урока, четыре параллельных класса, четыре классные комнаты. При этом каждая четверка имела свое обоснование. Интегрированные предметы – математика, естествознание, социология, языкознание – охватывают практически все образовательные области основной школы. Общеизвестно, что учащиеся могут быть активными только четыре урока. На пятом и шестом продуктивность учебной деятельности практически нулевая, поэтому проводятся только четыре.

Модуль рассматривался с точки зрения управления как самоорганизующаяся единица, функционирующая по собственному расписанию. Бригада учителей сама организует замены при условии бригадной оплаты труда.

Модульная организация решала одну из основных проблем подросткового возраста, она создавала одновозрастную среду, в которой постоянно возникают и распадаются малые группы - характерные для данного возраста неформальные объединения (для самоорганизации групп необходима некая «критическая масса», большая, чем обычный класс, поэтому было выбрано четыре класса – 100-120 человек).

автопрограммирование.рф

Модульная школа была призвана решать и другую задачу, связанную с группой предметов, который обозначаются как модуль содержания «Б». Если модуль «А» - обязательное образование, определяющее функциональную грамотность человека, и задача обучения - достигнуть максимального его усвоения, то модуль «Б» дает возможность организовать некий тренажер самоопределения.

В экспериментальной модульной школе это было организовано следующим образом.

Модуль содержания «А», представляет собой жесткую организацию без права выбора, поэтому назван жестким организационным модулем. Предметы модуля содержания «Б» составляют полужесткий организационный модуль. Здесь осуществляется выбор или – или: если подросток учится в музыкальной школе, то может не посещать школьные уроки музыки, если в спортивной, то не посещает уроки физкультуры. Это служило стимулом для самоопределения в досуговой сфере.

Внешкольный сектор - это интересовый модуль, где выбор не обусловлен ничем. Кружок во внешкольном учреждении более соответствует притязаниям подростка, чем школьный класс.

В процессе работы в условиях модульной организации пространство между школой и внешкольным сектором становится полем самоопределения.

& Модельный метод (технология) обучения. Представляет изучение материала с помощью создания какой-либо его модели (моделирования). Модель может представлять мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической (или в условно-предметной) форме их основные типические черты. С помощью модели переосмысливаются деятельность, делаются и проверяются предположения и гипотезы.

Реализацией модельного метода (технологии) обучения являются игровые технологии, микротехнологии моделирования объектов изучения в предметных методиках, в управлении. Особенное значение моделирование приобретает в связи с распространением информационно-коммуникационных средств.

Рекомендуемая литература

1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология : от приема до философии.– М.:Сентябрь,1996.

3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа, 1997.

4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.

5. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. – Каунас, 1989.

-3

-4

-5

Вариант здания Модульной школы Ратушного. Проект арх. Степанова В.И.
Вариант здания Модульной школы Ратушного. Проект арх. Степанова В.И.

Публикации канала по этой теме

Модульная школа. Технологический прорыв в Урае

Запуск Модульной Школы - Взлёт в Море Огня

Гибкий модуль. Проектирование под Личность

Как меня копировать пытались

Логика развития Эксперимента в Урае

Модульная школа. Концептуальные развёртки

Мультиплетное расписание занятий

Ночной класс

О раздельном преподавании языка и литературы

Основа модульной технологии

Правила рейтинг-контроля

Про 35-минутный урок

Схемы к модели виртуальной личности в мультиплете

Хроники Эксперимента в Урае. Введение

Хроники Эксперимента в Урае. Доратушный период

Хроники Эксперимента в Урае. Другие периоды

Хроники Эксперимента в Урае. Лев Либов об

Хроники Урайского Эксперимента. Предыстория первая

Хроники Эксперимента в Урае. Ратушный период

Хроники Эксперимента в Урае. 1989

Эксперимент в Урае. Время прощать

Эксперимент в Урае. Ещё одна простая идея

Эксперимент в Урае. Один. Подлинный!

Эксперимент в Урае. Модульная школа 1

Эксперимент в Урае. Модульная школа 2

Эксперимент в Урае. Модульная школа 3

Эксперимент в Урае. Модульная школа. Кают-компания

Эксперимент в Урае. Модульная школа. Рейтинг листы

Эксперимент в Урае. Позишн намбер ван

Эксперимент в Урае. Позишн намбер ту

Эксперимент и Страх. Вечный двигатель

Эксперимент в Урае. Отмена классруководства. 4

Эксперимент в Урае. Отмена классруководства. 3

Эксперимент в Урае. Отмена классного руководства

Эксперимент в Урае. Отмена классруководства. 2

Эксперимент в Урае. Школа 3 ступени. Мультиплеты