Когда вы купите себе автодом, в нем совершенно точно будет стоять салонный аккумулятор. Он дает питание на оборудование в жилом модуле во время автономных стоянок. С прицепами-дачами бывает по-разному. В большинстве моделей салонный аккумулятор не предусмотрен, но об электросистеме караванов мы поговорим в отдельной статье.
С чего начать?
Попробуйте начать пользоваться автодомом в небольших поездках на несколько дней, чтобы понять хватает ли емкости батареи для ваших задач. Если вы часто стоите с автодомом без подключения к внешнему питанию и салонного аккумулятора не хватает, то следует рассмотреть замену.
Свинцово-кислотный аккумулятор
На европейских заводах в автодома ставят недорогие свинцово-кислотные аккумуляторы, которые подходят в качестве салонных для автодомов, но не любят большие нагрузки от мощных приборов, если таковые вы собираетесь использовать. Соответственно, идти в автомагазин и покупать себе на замену обычную стартовую батарею для автомобиля точно не стоит. От глубоких разрядов и многочисленных циклов она быстро потеряет емкость, или как говорят - деградирует. Специальные свинцово-кислотные батареи для автодомов отличаются от стартерных только тем, что у них толще свинцовые пластины и они получше переносят многочисленные циклы "разряд-заряд", но в России они встречаются редко.
Некоторые свинцово-кислотные или "мокрые" аккумуляторы даже требуют обслуживания. Надо подливать дистиллированную воду и обеспечивать вывод взрывоопасных газов, если модель не предусматривает внутреннюю конденсацию в корпусе батареи.
Но если вы чаще стоите с подключением к внешнему источнику питания, то вам может быть достаточно и штатной "мокрой" батареи, которая не будет глубоко разряжаться или испытывать большие нагрузки от мощных приборов. Именно глубокий разряд приводит к быстрому износу "мокрой" батареи.
Важно знать!
Если свинцово-кислотный аккумулятор часто и глубоко разряжается, то он стареет. Свинцовые пластины крошатся и опускаются на дно корпуса. Это явление называется "заиливание".
Когда мы используем аккумулятор, на пластинах внутри образуется сульфат свинца. Когда заряжаем аккумулятор он растворяется. Если аккумулятор разрядить и не зарядить, то сульфат свинца образует кристаллы и уже не растворится. Следовательно емкость батареи упадёт.
Плюсы свинцово-кислотного аккумулятора
- Легко заряжается зарядным устройством
- Дешевый
- Нормальное соотношение мощности и веса
Минусы свинцово-кислотного аккумулятора
- Саморазряжается довольно быстро
- Возможна разгерметизация (требует установки в специальный короб устойчивый к кислоте)
- Возможны испарения газов
- Небольшой срок службы.
Наш опыт
Нам с автодомом достались два свинцово-кислотных, необслуживаемых аккумулятора. Состояние у них нормальное и они постоянно подзаряжаются от солнечных панелей. Для штатного оборудования автодома их хвататет.
Мы стараемся не нагружать салонные батареи мощными приборами и инвертором, поэтому используем для кофе машины, зарядки смартфонов, ноутбуков переносную литиевую электростанцию. Она у нас заряжаться и от солнца и от авто и от 220v. Думаю, что вскоре мы поменяем кислоту на на гель или может даже свинец на литий.
Выводы
Если вы не хотите тратить много денег на литиевые аккумуляторы, отдыхаете в кемпингах с подключением к 220V и редко стоите автономно, то вам может быть достаточно и свинцово-кислотного аккумулятора. Главное, присматривать за ним, чтобы глубоко не разряжался и вовремя получал заряд.
Если у вас в автодоме компрессорный холодильник, который не умеет работать от газа, то для автономных стоянок лучше сразу рассмотреть более продвинутые варианты аккумуляторов, о которых мы поговорим в следующих статьях.
Не забывайте ставить лайки и комментировать статьи, чтобы мы понимали, насколько полезный был материал. Заранее спасибо за ваше внимание!