Инсайт - это внезапное озарение, которое помогает человеку наконец-то найти решение сложной задачи. Яркая идея или мысль, которая появляется в сознании казалось бы из ниоткуда и помогает решить важную проблему.
Решение проблемы через озарение.
Один из первых известных нам инсайтов случился в древности с Архимедом, который, принимал ванну - он описан в трактате древнеримского архитектора Витрувия.
Легенда об Архимеде
Сиракузский царь Гиерон II заподозрил своего ювелира в мошенничестве и поручил Архимеду выяснить, не "разбавлена" ли серебром изготовленная ювелиром золотая корона.
Люди тогда уже умели точно измерять вес. Знали они и о том, что плотность золота примерно в 2 раза больше плотности серебра. И для того чтобы определить состав короны, нужно было определить её объём.
Но как вычислить объём такого сложного по форме предмета? Архимед долго не мог решить эту задачу.
Решение пришло к нему неожиданно, когда он принимал ванну в общественных банях и часть воды выплеснулась из ванны на пол. Так Архимед понял, что для того, чтобы определить объём короны, нужно погрузить её в воду.
Архимед воскликнул знаменитое "Эврика!" ("Нашёл!") и голышом помчался домой - проверять идею. Корона действительно оказалась не из чистого золота, а с примесями серебра.
Инсайт противоположен сознательному постепенному решению задачи: это "квантовый скачок" в понимании. Который сопровождается сильным эмоциональным переживанием. Когда человека настигает озарение, всегда возникает радостное чувство, которое психологи называют "ага-переживанием".
❗"Ну надо же! Вон оно что! Как же я раньше-то не догадался? - восклицаем мы.
Учёные интересуются этим явлением уже давно, изучают его, причём не только психологи. Природу инсайта исследовал, например, математик Анри Пуанкаре.
Он выделял 4 этапа поиска решения:
🔸 пробуем решить задачу известными нам методами - не получается.
🔸 откладываем на время решение задачи, занимаемся чем-то другим.
🔸 получаем инсайт: озарение, внезапное решение.
🔸 проверяем: верно ли решение, и если нет, то повторяем цикл сначала.
Однако повторение не гарантирует нам появление инсайта, ведь он внезапен и непредсказуем. Механизм возникновения инсайтов до сих пор не ясен. Однако исследования подтвердили гипотезы учёных о том, что инсайт - это не внезапная вспышка "из ниоткуда", а продукт бессознательного разума, который каким-то образом объединяет между собой кусочки уже известной информации и формирует между ними новые ассоциации.
Инсайт невозможен без "тупика"
В экспериментах по изучению природы инсайтов используются головоломки: они помогают поставить ум в затруднительное положение. Головоломки - не просто развлечение: разные их типы скрывают ту или иную черту нашего мышления, мышление как бы "спотыкается" о головоломку.
Ключевое понятие в структуре инсайта - тупик, состояние, когда мы перебрали казалось бы уже все варианты решения, но тщетно.
❗ Если мы не попали в такой тупик, то вполне возможно, что и найдём нужное решение, но только обычным, сознательным способом, без инсайта.
Бывает три вида тупиков.
✴️ Языковой тупик
Попробуйте решить следующие задачи:
Два человека сыграли 5 раз в шашки и каждый их них выиграл чётное количество раз. При этом не было ни одной "ничьей". Как такое возможно?
Хомяк может съесть килограмм овса, а лошадь - нет. Почему?
В языковом тупике мы сковываем себя однозначным пониманием высказывания. И не можем найти ответ, потому что видим только одну интерпретацию фразы - которую нам подсказывает наш опыт.
Чтобы найти решение, нужно увидеть, что это не единственный вариант прочтения, что существуют и другие варианты.
✴️ Процедурный тупик
Он связан с однозначной трактовкой функции вещей, способа их применения.
Задача гештальт-психолога Карла Дункера. В коробке лежат острые кнопки. Как прикрепить свечу к стене и зажечь её так, чтобы не запачкать капающим воском ни стену, ни пол?
Мы часто видим только одно применение предмета: опыт работает против нас.
С таким ограничением мы можем часто сталкиваться на работе и в быту: нам требуется новое решение, и мозг предлагает нам решения, - которые уже применялись ранее - но сейчас они неэффективны.
✴️ Перцептивный тупик
В этом случае против нас работает восприятие, наши органы чувств. Формы и очертания предметов, то, что кажется очевидным, довлеет над сознанием:
Задача "Девять точек", в которой требуется соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручку от бумаги и не проводя дважды по одной линии:
И снова: наше восприятие говорит, что перед нами квадрат, и все попытки решить задачу сводятся к действиям внутри этого квадрата. На самом деле, никакого квадрата не существует, а решение нам становится очевидным, если мы начинаем думать за пределами навязанных восприятием форм.
Как мозг поощряет нас за инсайты
Исследования показали, что инсайт сопровождается всплеском мозговой активности в той области мозга, которая вознаграждает нас за обучение новому и за приятные переживания. Учёные предполагают, что внезапное нахождение решения трудной проблемы мозгом тоже оценивается как опыт, достойный награды. Так мозг поощряет нас за инсайты: мы радуемся им горааздо сильнее, чем решениям, полученным в результате долгой кропотливой работы.
Опыты показали, что у некоторых людей электрическая активность мозга во время инсайтов была выше, чем у других, то есть их мозг более чувствителен к вознаграждению за инсайты при поиске ответов. Такие люди любят разгадывать кроссворды, читать детективы и проводить расследования.
Как приблизить инсайт?
Полностью поставить под контроль поиск креативных решений, конечно, невозможно. Нельзя вызывать инсайты усилием воли. Ведь такие попытки мешают им случаться спонтанно. Однако можно привести себя в состояние, которое увеличит шансы на возникновение озарения. Главное - "отпустить" проблему и расслабиться. И вот ещё несколько полезных советов:
✴️ Помнить о тупиках
Возможно, мы ограничиваем себя предыдущим опытом, однозначным прочтением фразы, а возможно, наше сознание полностью захвачено восприятием.
✴️ Медитация
Практики осознанности позволяют лучше отслеживать состояние ума, например, увидеть, что мы ходим по кругу или что все наши попытки относятся к одному типу решения, которое не работает. И у нас начинают рождаться новые гипотезы.
✴️ Движение
На ходу - во время прогулки или пробежки - лучше думается. Ритмичные движения ускоряют мышление. Гулять лучше по знакомому маршруту, чтобы ничто не отвлекало внимание.
✴️ Хорошее настроение
В хорошем настроении, легче даются задачи, требующие инсайта. Это происходит из-за активации передней поясной коры головного мозга. Тревога не способствует успеху.
✴️ Обсуждение
Разговор с собеседником - кем-то из близких людей. Этот разговор может быть и воображаемым. Рассказывая о проблеме другому человеку, мы смотрим на задачу более объективно. И можем увидеть ограничения, с которыми столкнулись, и открыть ранее не замеченные варианты решений.
Ответы
🔸 Задачи на неоднозначное понимание высказывания:
Ключ к решению таких задач - в отказе от первого, очевидного способа прочтения фразы. В первом случае ответ заключается в том, что игроки играли не друг с другом. А во втором: да, хомяк может съесть килограмм овса, но съесть лошадь он точно не может.
🔸 Задача со свечой:
Сознание, опираясь на рисунок, выделает только одну функцию коробки: быть местом для хранения кнопок. А чтобы решить задачу, нужно кнопками прикрепить коробку к стене, а затем уже поставить свечу в этот "канделябр":
🔸 Задача "Девять точек":
А ещё решение может быть таким:
Здесь точки соединены даже не четырьмя линиями, а всего тремя)