Иван Васильевич выехал в ночь. Последнее время не мог вставать утром рано, на работу поднимался с трудом. А тут отпуск, которого мужчина ждал полгода.
Он редко наведывался к матери, чаще всего, когда были длительные выходные. А приехать вечером, чтобы утром опять отправиться назад, с каждым годом становилось трудней. Постоянно говорил спасибо мобильной сети, когда поговорит с матерью.
С Гелькой они третий год живут в одной квартире, как соседи. У Ивана Васильевича это второй брак, а у Ангелины третий. Они работают в одной компании. На первых порах казалось, что у них одинаковые интересы, и думали одинаково. Сходились, скорей всего по расчету, выгодно им так было. На работе полная взаимозаменяемость. Есть о чем поговорить дома.
- Ваня, я верю, что браки по расчету самые крепкие. Мы же сознательно идем на этот шаг, зная, ничего друг другу не обещали.
- А как же вкусные ужины? Или ты забудешь про них? – Иван Васильевич, когда был в гостях у женщины, просто объедался, все было так вкусно, что он не мог оторваться от еды.
- О своем желудке можешь не беспокоиться, это мое хобби. – Мужчина верил ей, никогда не сомневался, что будет так, а не иначе.
Первые месяцы их брака были для него настоящей сказкой, хотя он уже давно не верил в чудеса. Иван Васильевич мог отпустить Гелю на час раньше с работы, чтобы она творила шедевры кулинарии. После ужина совершали пешие прогулки, держась за руки. Могли посетить вечерний сеанс в кинотеатре или просто стоять на набережной и слушать плеск зазевавшейся рыбешки. А эта рябь при лунном сиянии была похожа на россыпь янтаря…
Иван не заметил, когда его жена стала собственницей. Сначала не поверил, что он обязан подчиняться всем ее требованиям:
- Туда не пойдешь без меня… От командировки откажешься, потому что с тобой собираются отправить Головину, а о ней ходят плохие слухи по офису… Этот костюм не наденешь… - Иван Васильевич сначала мирился с этим, потом ему просто надоело быть подкаблучником, и он взбунтовался. Стал делать все назло своей жене. Соответственно, Геле это не понравилось.
К этому времени была уже взята ипотека, потому что свою квартиру Иван Васильевич оставил первой жене. В отличие от Ангелины она была слабой женщиной. Он просто устал все тащить на себе, видеть ее умоляющие взгляды, открытый рот… Ему часто хотелось сказать:
- Д…а, закрой рот, я уже все сказал. – Была у него любовь к Вере, но когда потух этот огонек, не обратил внимание. На улице оставить ее не мог, потому что знал, что ей будет очень тяжело остаться одной в чужом городе да еще без квартиры…
Ипотеку они с Ангелиной растянули на двадцать лет, на самом же деле хотели ее погасить досрочно. Вся зарплата Ивана Васильевича шла на погашение кредита, на Ангелинину жили, причем не растягивали от получки до получки, как часто это бывает. По выходным могли позволить себе отдых на турбазе, отправиться в тур выходного дня и или просто к друзьям на дачу. Причем планированием выходных занималась Геля…
Полный контраст между женщинами и позволил Ивану сделать выбор в пользу Ангелины. Если каждый день есть кашу на воде, не сдабривая ее маслом, в конце концов она приедается. Так у него вышло и со вторым браком. Только его жена открывала рот, он уже знал, о чем она скажет. А он все ждал от нее какой-то загадки. В конце концов его жизнь стала пресной.
Так вот и живут уже пять лет, каждый варится в чем-то своем. Никто не отчитывается друг перед другом…
И вот Иван Васильевич миновал город, ему все реже стали встречные огоньки попадаться. Перевалило глубоко за полночь. Уже и скорость снизил, каких-то пятьсот метров, и он дома. Все-таки сердце в его груди запрыгало. Пожалел, что редко приезжает домой, к матери.
Варвара Петровна не спала, она уже знала привычку сына. И когда фары осветили ее окна, она поспешила встретить его. Иван, как всегда, с подарками.
- Ванек, да куда ты мне столько всегда везешь? Я же потом все скармливаю собаке, не надо тратить деньги, у вас же ипотека.
Прежде, чем что-то сказать, сын привлек к себе мать и крепко сжал в своих объятиях, и этим было все сказано. Мать, как всегда, прослезилась. Они вошли в дом. Варвара Петровна начала, было, разогревать остывший ужин, но сын ее остановил.
- Мама, мне пора уже спать.
- Сынок, я хотела с тобой поговорить, мне так много тебе надо сказать.
- Прошу, давай оставим все до утра, я устал. Впереди у нас целая неделя, а понравится, задержусь и на весь отпуск.- Иван направился в свою комнату, которую мать содержит, как музей. На стенах висят те же плакаты зарубежных певцов, которыми он увлекался в юношестве. На шкафу стоят корабли и самолеты, которые конструировал раньше…
Проснулся Иван от запаха свежеиспеченных булочек с маком, которые он любил в детстве. Этот аромат дурманил его воображение. Как же ему сегодня было легко, беспечно, словно скинул с себя лет двадцать. Он Ванюшка, именно так в детстве его называла мама. Вот он бежит по лугу, мокрому от росы, вот он гонит гусей на пруд, на ходу скидывает с себя майку и ныряет в прохладную воду,
Его белесая голова появляется над водой, гуси, испугавшись этого, вновь взбираются на крутой берег, а мальчик забывает про все на свете, он фыркает, окунается вновь в воду, брызги летят в разные стороны.
А вот он с Федором устраивает гонки на велосипеде… Одна картинка сменяется другой. И его постель кажется такой мягкой, что ему не хочется подниматься. Но, как человек ответственный, понимает, что мать ждет не дождется, когда он выйдет к ней. Она сидит на кухне, потому что ни одна половица не скрипнула под ее ногами…
- Ванюшка, проснулся. – Мать тут же перед ним поставила целый тазик сдобы, налила молока, уже успела сбегать к соседке, зная любовь сына к этому продукту.
- Мама, ты хотела мне что-то сказать? – Варвара Петровна моментально скрылась за тонкой перегородкой, вернулась, держа в руках какую-то фотографию. Села напротив сына.
- Три дня назад, сынок, я ходила в магазин. Впереди меня в очереди стоял мальчонка. Когда он обернулся, я обмерла. – Варвара Петровна показала Ивану его детскую фотографию, на которой он запечатлен, когда ему было шесть лет. – Точная копия этого снимка.
- Такого быть не может, - сын смотрел на мать в полной растерянности.
- Я спросила его, чей же он, к кому приехал, оказывается, это внук Прасковьи. – Иван призадумался. В памяти воскрес образ Полинки, его одноклассницы…
За ним бегали все девчонки в классе, кроме нее. Это порой Ивана просто выводило из себя. Он старался постоянно ее чем-то подковырнуть, иногда в ее адрес бросить нехорошее слово… Это позже, на свадьбе своего друга, он узнает, почему девчонка так себя вела.
В тот день на свадьбу к Лешке он приехал один, потому что Вера, которая в то время была еще его невестой, не смогла поехать из-за болезни матери. Была там и Полина. Случилось им сидеть рядом. Она и раньше привлекала его своей красотой, а сейчас и совсем расцвела. Иван не сводил с нее глаз.
- Поль, меня до сих пор волнует, почему ты так вела себя в школе. Не обращала на меня никакого внимания.
- Ваня, ты мне очень нравился, но, увидев тебя, я просто теряла дар речи, чувствовала в себе скованность и старалась куда-то спрятаться.
- Ты любила меня? Ну и удивила… Если бы я знал только об этом… А я же грезил тобой, нашими встречами, но ты всегда мне казалась какой-то недоступной. – Полина смотрела на него, сама не могла понять, почему через столько лет вдруг разоткровенничалась с ним.
Всю свадьбу они не отходили друг от друга. Медленные танцы сблизили их тела. Они чувствовали сильное биение сердец. Когда закончились звуки музыки, Иван пошел провожать Полину. Он впервые почувствовал себя каким-то победителем. Та, которую он старался покорить, идет рядом… Иван положил руку ей на талию – девушка не отстранила ее, мужчина прижал ее к себе, Полина смотрела на него манящими глазами. И губы ее были такими податливыми, что он не мог от них оторваться.
Девушка пригласила Ивана во времянку, угостила чаем… Утром мужчина убежал, как нашкодивший кот. Трофей завоеван. Но в городе его ждет невеста, которой он уже сделал предложение. Со временем эта ночь стерлась в его памяти. Ваня совсем забыл про Полину.
- Неужели это мой сын? Быть такого не может. Между нами это было всего один раз, - мысли путались в его голове, он старался все это выбросить из своей памяти. Но бесполезно.
- Мама, пойду прогуляюсь. Лешка так и живет в родительском доме?
- Там, сынок. Мать осталась у него одна, разве он бросит ее. – Это был просто предлог. Он обязательно должен увидеть мальчика и поговорить с Полиной. Иван вышел во двор, чуть пошевелил плечами, огляделся вокруг: да, ему немало придется потрудиться, чтоб это все привести в порядок. Но это потом. Сейчас он идет к Горшковым.
Подойдя ближе, через щели в заборе увидел, что мальчик катается по двору на велосипеде. Он остановился и повис на дощатом заборе. Парнишка заметил его.
- Дяденька, а вы к кому? Бабушка на огороде.
- А я к тебе, - мальчик немного засмущался.
- Я вас не знаю, а мама мне запрещает разговаривать с незнакомыми людьми.
- Вот мы сейчас и познакомимся. Я Иван, для тебя пока дядя Ваня, тебя как зовут? – Ребенок встал на бревно, лежащее около забора, и протянул свою руку.
Ваня я.
- Ваня? - мужчина не мог в это поверить. - Ваня, но что мы с тобой через забор разговариваем, спроси у мамы разрешения, да выходи ко мне.
- Мамы нет, она с тетей Валей уехала на море, а меня отправила к бабушке. – Мальчик побежал на огород. Иван слышал, что он говорил тете Паше.
- Внучок, от двора только ни на шаг. Договорились? – Иван сам не понял, чему мальчик так обрадовался. Отодвинул засов, и вот он стоит перед мужчиной. Что-то екнуло в груди у Ивана. Гадать не приходится – это его сын. Та же родинка около левого уха, тот же разрез глаз… На него смотрел мальчик с фотографии.
- Ваня, а мама когда приедет?
- Сказала, что я буду жить у бабушки десять дней. – Иван быстренько просчитал все в своей голове. Он увидится с Полиной. Каждый день он встречался со своим сыном. Днем работал во дворе у матери. Варвара Петровна все ждала, когда ее сын признается, откуда появилась его копия? Ведь она никогда не замечала, чтоб ее Иван и Полина встречались.
Подошел день, когда должна была приехать мама Ванюшки. Мужчина проглядел все глаза. И вдруг мимо двора проехало такси. Эта машина ему сказала о многом. Он забыл предупредить мать, куда ему придется отлучиться.
Иван подошел в то время ко двору, когда еще все стояли около крыльца. Мальчик, увидев его, бросился к нему навстречу. Полина повернула голову, на ее лице появилось недоумение, которое следом сменилось каким-то испугом.
- Войти можно? – Спросил мужчина и сразу, не дожидаясь ответа, открыл калитку. Полина замерла на месте. Тетя Паша изумленно смотрела на всех присутствующих. Иван вплотную подошел к женщине.
- Полина, это мой сын?
- Да, - не стала скрывать женщина и пристально смотрела на него.
- А ты замужем?
- Нет, - опять односложно ответила Полина.
- У нас сын, у него должен быть отец. Не сочти за наглость, но предлагаю тебе руку и сердце. – Тяжело вздохнув, Женщина ответила отказом. Иван такого не ожидал. Понуро опустил голову и пошел домой. В этот же вечер он, собрав свой незатейливый багаж, покинул свою мать, ничего ей не объяснив.
А Полина через два дня с сыном вернулась в свой город.
Варвара Петровна, узнав, что Полина уехала, решила помочь обрести счастье своему сыну. Она узнала у Прасковьи адрес ее дочери. Тут же звонит Ивану и требует, чтобы он срочно к ней приехал, потому что ей нужно с ним поговорить, и разговор не требует отлагательств.
- Сынок у тебя два брака, но ни одна из женщин не родила тебе наследника. О какой их любви к тебе можно говорить? Им просто удобно находиться с тобой рядом. Они используют тебя в своих целях. – Иван стоял перед матерью, как школьник, которого она раньше отчитывала за плохое поведение. – Полина родила тебе сына, да еще назвала в честь тебя. Вот эта женщина, действительно, тебя любила, а, может, и любит до сих пор.
- Мама, я позвал ее замуж, она отказалась.
-В этих делах нельзя рубить с плеча. – Варвара Петровна достала из кармана клочок тетрадного листа и протянула сыну. – Вот ее адрес, ты сейчас едешь к ней, падаешь в ноги. Что хочешь делай, но должен ее уговорить. Мальчик не может расти без отца. Мне нужен внук.
Город, в котором жила Полина, был в двухстах километрах. Это расстояние Иван преодолел за два с половиной часа. Оставив на парковке свою машину, он вошел во двор, где мальчишки играли в футбол. Среди них он увидел знакомое лицо. Сел на скамейку на площадке и стал наблюдать за матчем. Развертывались самые настоящие баталии. Иван несколько раз порывался, как истинный болельщик, выбежать на поле и помочь той команде, в которой играл его десятилетний сын.
Начало смеркаться, на втором этаже открылось окно, мужчина услышал знакомый голос:
- Ваня, домой, пора ужинать. – Мальчик, увидев его, очень обрадовался.
- Мама сказала, что вы мой папа. Это правда?
- Правда, сынок.- И Ванюшка взял за руку и потянул за собой отца. Этот вечер перевернул всю его жизнь. Ивану показалось, что он впервые узнал, что такое любимая женщина и что такое быть отцом.