Железнодорожная катастрофа у станции Борки взбудоражила всю Российскую империю. В одно мгновение страна могла лишиться своего государя.
Авария императорского поезда
Трагедия произошла в 14 часов 14 минут, когда поезд проезжал 295 километр линии Курск — Харьков — Азов. Императорская семья в полном своем составе возвращалась на нём из Крыма в Петербург.
И вроде бы ничего не предвещало беды. Было лишь одно «но». Поезд двигался слишком быстро — чуть менее 70 км/ч. Внезапно пассажиры почувствовали сильный толчок. Он был такой силы, что людей буквально подбросило с места. Затем последовал второй удар, более мощный, потом и третий.
С рельс по высокой насыпи вниз сошли 10 вагонов. В момент катастрофы Александр со своей семьёй находился в вагоне с императорской столовой. Он оказался сильно повреждённым: отсутствовали колёса, стены сплющило, часть крыши «переехала» на нижнюю раму. Чтобы жена, дети и все остальные смогли выбраться, Александру III пришлось в полной мере продемонстрировать всю свою огромную физическую силу — он держал крышу вагона на плечах.
Пассажиры императорской столовой в основном отделались легким испугом, ушибами да царапинами. Всего же при аварии различные ранения получили 68 человек. А 21 из них погиб.
Великое чудо
То, что выжила вся императорская семья, в стране восприняли, как некое великое чудо. Император выразил благодарность всем сочувствующим.
А потом началось расследование причин железнодорожной катастрофы. В Борки отправился прокурор уголовного кассационного департамента Сената Анатолий Федорович Кони. Он быстро выяснил, почему императорский поезд сошёл с рельс. Оказалось, что было две причины. Во-первых, на этом участке железнодорожное полотно не соответствовало нормам безопасности. Проще говоря, оно было очень плохого качества. Во-вторых, поезд существенно превысил допустимый скоростной режим.
По итогам расследования со своих должностей были отправлены в отставку министр путей сообщения Посьет, главный инспектор железных дорог Шернваль, инспектор императорских поездов Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер Кованько и несколько других высокопоставленных чиновников.
Но Кони параллельно вёл ещё одно расследование. Только в нём значилась иная причина — террористический акт. Но эта линия расследования была пресечена личным распоряжением самого государя.
Последствия катастрофы
Их оказалось немало. Во-первых, из-за многочисленных ушибов и длительной чрезмерно сильной физической нагрузке у императора резко активизировалась болезнь почек. Из-за неё он и умер, спустя всего лишь 6 лет с момента трагедии. Во-вторых, на должность директора департамента был назначен Сергей Юльевич Витте, сделавший на этом поприще блестящую карьеру.
Для самого императора эта катастрофа стала настоящей трагедией. Ведь среди погибших оказалась и его любимая собака по имени Камчатка. За 5 лет до аварии щенка ему подарили матросы крейсера «Африка». Александр III так сдружился с Камчаткой, что не расставался с ней. Жена императора Мария Федоровна даже сделала об этом запись в своем дневнике: «Бедный Саша так подавлен без Камчатки… Он скучает без его преданной собаки…».
А близ места аварии спустя некоторое время образовали скит, получивший название Спасо-Святогорский. Неподалёку возвели и храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения (архитектор Марфельд). Закладку произвели 21 мая 1891 года.