Новые технологии снова теснят человека.
Если кассиры на кассах и операторы в банках исчезают как класс, то представители творческих профессий самонадеянно полагают, что перед лицом технического прогресса они останутся неуязвимыми. Увы и ах, но очередной раунд автоматизации грозит если не уничтожить, то серьезно подорвать спрос на тружеников духовного производства. На этот раз беспощадной поступи прогресса аккомпанирует тихий шелест нейросетей.
Почему время пришло
Если масштаб проблемы кажется вам преувеличенным, то вы ошибаетесь. С продавцами и водителями мы сталкиваемся ежедневно, но вот работники клавиатуры и монитора остаются за кадром повседневности. Между тем творческие профессии давно уже перешли в разряд массовых, а с повсеместным проникновением интернета в жизнь и вовсе раздулись как мыльный пузырь. Контент-маркетолог, редактор-сценарист, smm-специалист, бренд-менеджер, райтер, рерайтер, копирайтер – одних только специальностей по работе с текстом насчитывается с десяток, а число вакансий исчисляется десятками тысяч. А есть ещё дизайнеры, монтажеры, аниматоры, не считая традиционных переводчиков, юристов, журналистов и пресс-секретарей. В одном лишь Петрозаводске из пяти тысяч вакансий почти триста – в сфере медиа.
Пузырь генерируемого контента неумолимо расширяется, а ценность производимой информации, напротив, падает до нуля. В эпоху чайлдфри такое расточительство человеческого ресурса – непозволительная роскошь. Поэтому вряд ли случайно нейросети предъявили себя именно сегодня. Ведь придуманы они были ещё до полёта Гагарина в космос.
– Мы видим в перспективе проблемную демографическую ситуацию – недостаток разработчиков и представителей всех профессий, который точно произойдет в самом ближайшем будущем, – отметил старший вице-президент по IT компании «Ростелеком» Кирилл Меньшов. – Поэтому самое главное для нас – облегчить труд нашим сотрудникам, чтобы они могли работать с тем объёмом задач, который будет в ближайшем будущем. И учитывая, что на рынке труда новых сотрудников в требуемом количестве не появится. Мы должны это понимать. Я знаю, что у некоторых возникает вопрос: а не заменит ли искусственный интеллект людей и что будут делать все эти люди, у которых не будет работы? У нас ответ на этот вопрос очень чёткий: такой проблемы просто не стоит. Стоит другой вопрос: а где возьмутся все эти необходимые экономике люди в ближайшем будущем? И мое персональное мнение, что только искусственный интеллект способен эту задачу решить.
Кто не впишется в рынок
Отношение к нейросетям – разное. Во многом оно зависит от специфики деятельности. Классические журналисты всё ещё смотрят на нейросети то ли с профессиональным скептицизмом, то ли с обломовским равнодушием.
– Несколько месяцев назад, когда с ними все носились, я зашел, посмотрел на нейросеть и вышел, – рассказывает журналист из Петрозаводска Сергей Мятухин. – Почитал, как некоторые дипломы в ней пишут или готовят сочинения для детей в школу, составил себе представление и забыл. Конечно, за этим будущее с громадными перспективами, но мне пока в жизни она нигде не пригодилась – в том числе для написания текстов или новостей. Возможно, потому что я консерватор на бытовом уровне. А может, потому что до непосредственно практического массового применения дело еще не дошло. Когда дойдет, то начнем все использовать и удивляться, как раньше без этого жили.
На другом полюсе – копирайтеры, стенографисты, юристы. Тот, кто хоть раз расшифровывал аудиозапись при помощи нейросети, больше никогда не станет делать это вручную. И не только потому, что это утомительно, а потому что доходы самозанятых индексирует не правительство, а производительность труда. Когда благодаря нейросети за день можно сделать три интервью вместо одного, то и заработать можно втрое больше. Ровно то же и со стенограммами. Вместо трёх студентов берёте одного, снижаете цену и выигрываете тендер на стенографирование. Бюджету – экономия, экономике – кадры. Ведь несостоявшиеся стенографисты идут делать более полезное дело.
Юристы пока что не генерируют свои бесконечно нудные и фатально непролазные тексты нейросетями, но дело к тому идет. Те же CRM-системы, особенно используемые для работы с клиентами в недвижимости, часто снабжены автоматической генерацией юридических документов. Ещё один пласт – аудио, видео и графика. Благодаря нейросетям рекламу на радио или ролик на уличный экран теперь можно сгенерировать за полчаса. Конечно, не вписавшимся в рынок аниматорам и дизайнерам придётся с рынка уйти, но оно-то нашей экономике и надо. Ведь заводы не выходят на полную мощность, а отечественный софт не всегда работает гладко именно из-за нехватки рабочих рук. И голов.
Уже реальность
Проблему дефицита кадров и текущей демографической моды хорошо понимают не только в айти-компаниях, но и в науке. Поэтому там решили не растрачивать сил на скепсис, а взять инициативу в свои руки.
– В университете мы учим студентов методам машинного обучения и работе с инструментами на основе нейросетей, – рассказывает научный руководитель Центра искусственного интеллекта ПетрГУ, доцент кафедры информатики и математического обеспечения Дмитрий Корзун. – В частности, студенты ИТ-специальностей пробуют использовать нейронные сети для подготовки текстов и при написании программного кода. Вопрос здесь не в том, что нейросеть напишет текст за студента, а в том, что она помогает структурировать и изложить уже известные результаты предметной области. В случае же программного кода она помогает ускорить трудоёмкую, но рутинную часть программирования – набор программного кода, тем самым позволяя сосредоточиться на решении более сложных задач программирования. Нейросеть не заменяет человека, а лишь автоматизирует техническую работу с объемной информацией. Как клавиатура не напишет диплом за студента, так того не сделают и нейросети. Впрочем, применяются они уже не только при обучении. К примеру, мы используем нейросети для распознавания лиц на входе в здание (идентификация сотрудников и гостей). Другой пример – в помещении можно распознавать опасные ситуации (падение человека, агрессивное поведение, забытая сумка), а на производстве – отслеживать качество технологических процессов (работа станка при изготовлении детали, выращивание рыбы в бассейне, правильность движения человека при выполнении им работ). Безусловно, нейросети – следующий шаг в автоматизации. Если автоматизация была ориентирована на замену механического труда (роботы), то нейросети способны помочь при выполнении когнитивных функций.
Конечно, технологии искусственного интеллекта вызывают профессиональную обиду, однако оно того не стоит. Ведь нейросети – ужасные тугодумы. Весь секрет их успеха заключается в том, что на обучение они могут потратить время, недоступное человеку.
Текст: Антон Соловьев