Властно-протестная модель - это модель саботажного поведения выживающей части личности.
Этот тип Саботажника характеризуется следующими признаками
- стремление к власти;
- желание всё контролировать;
- потребность управлять другими;
- ненасытность и желание контролировать ресурсы;
- выколачивание ресурсов из других людей;
- протестное поведение, бунтарство;
- категоричность, нетерпимость.
Формирование данного саботажного стиля происходит под влиянием властных родительских фигур. Характерно для семей, где вместо проявления любви проявляется власть. Взамен объяснений, здоровой заботы, уважительного отношения к ребенку происходит принуждение делать так как ему сказано без возможности обсуждения и компромисса. Единственным выходом для ребенка в такой ситуации является согласие с родителями для того, чтобы выжить, при этом внутри возникает много негодования и желания отстоять себя, восстановить справедливость. Некоторые дети способны к выражению протеста против властного поведения родителей, если чувствуют поддержку из вне. Но в любом случае происходит закрепление подобного поведения.
Во внешнем мире такие люди стремятся к власти, чтобы быть выше других и чувствовать своё превосходство. Это даёт им возможность чувствовать себя в безопасности, контролируя происходящее вокруг и успешно манипулируя окружающими. Для них непонятны и невозможны отношения на равных, подразумевающие здоровое партнерство и взаимоуважение.
Во внутреннем мире присутствует властный внутренний родитель (агрессор) и униженный внутренний ребенок (жертва), который находится в состоянии страха, ужаса, ощущении собственной никчемности и ничтожности. Часто происходит полный отказ от своего внутреннего ребенка, что приводит к душевной черствости, в том числе и в отношении самого себя.
В терапии такие клиенты проявляют те же тактики поведения, что и в жизни
Нападение. Клиент может критиковать работу психолога, отвешивать колкие шутки относительно методов работы специалиста.
Обвинение. Клиент может обвинять психолога в отсутствии результатов в терапии, при этом сам не включается в работу, не прилагает усилия к изменениям
Подавление. Клиент всячески старается принизить и обесценить психолога.
Контроль. Клиент старается контролировать процесс терапии и самого психолога. Задаёт много уточняющих вопросов, касающихся квалификации специалиста и методов его работы.
Выкачивание ресурсов. Цель терапии для такого клиента не достижение какого-то результата, а получение ресурсов от психолога.
Избегание. При появлении своей слабой части личности клиент может неожиданно прервать терапию и выйти из контакта без объяснения причин.
Работа с этой саботажной моделью требует от психолога устойчивости, возможности оставаться во взрослой позиции, чтобы не скатиться в жертву (ведь клиент будет этого всячески добиваться), четкого обговаривания границ терапевтического контакта. Целью работы является показать клиенту его игру, помочь восстановить контакт и принять свои вытесненные части. Часто терапия таких клиентов заходит в тупик, так как у них нет мотива к изменениям.
*Иллюстрации к статье Тецуя Ишиды
Автор: Светлана Скромова
Психолог, Онлайн-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru