Кеврола - это местность на реке Пинега (Пинежский район Архангельская область), которая имеет древнюю историю. В былые времена здесь стоял город Кевроль - старинный административный центр Пинежья и Мезени. При этом следует сразу отметить, что Кеврольский городок имеет две отдельные истории - новгородскую и московскую, да и располагался этот городок в разных местах. В наше время существует деревня Кеврола, но и она стоит в стороне от мест, где находились древние городища и только своим названием напоминает о былых событиях.
Первое упоминание о Кевроле встречается в Уставной грамоте 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича. Там определяется размер судебной пошлины, которую должны были выплачивать новгородские погосты в пользу дома Святой Софии (новгородскому архиерею). В документе упоминается и погост Пинега, с которого как и с Кевролы уплачивалась церковная десятина от вир в размере 3 сорочек: "в Пинезе 3, в Кегреле 3" (сорочек это денежно-весовая единица в виде шестиугольного серебряного слитка, сорочек «киевского» типа равен 163,8 г). Исходя из текста грамоты видно, что Пинежье в XII веке являлось частью обширных новгородских северных колоний, с которых не просто собиралась дань, а действовало княжеское управление основанное на новгородских законах. Поселения Пинега и Кевроль являлись местными административными центрами, а значит там уже было достаточное количество древнерусского населения. Однако, ныне невозможно точно сказать какой именно был этнический состав погостов. Название Кегрель (Кевроль) предположительно образовано от карельского слова кэгри - «бог – покровитель скотоводства». Древние карелы были скотоводами и примерно с XI века они начали свою экспансию на восток, заселив полосу южного берега Белого моря от Северной Карелии до устьев Северной Двины и Мезени. Уже в этот период карелы выступали как надёжные союзники Великого Новгорода в его воинских походах и партнёрами в торговых делах. Вероятно, что колонизация Беломорья могла быть совместным действием новгородцев и карельских племён. Надо отметить, что особых точек разногласий у новгородцев и карел не существовало. Новгородцы в основном были торговцами, которые не гнушались разбоем и землепашцами, а карелы воинами и скотоводами. Они хорошо дополняли друг друга. С XIV века карелы стали полноправными гражданами Новгородской республики. Поэтому можно предположить, что Кегрель (Кевроль) был основан не ранее XI века, а уже через сто лет стала новгородским посадом - одним из древних административных центров Пинежья. Соответственно и население могло состоять из карел, новгородцев и вероятно вепсов (ладожская весь), которые тоже принимали участие в карельской колонизации. А вот о народе чудь, местном финно-угорском населении, исторических сведений, кроме как мифов о их воинственном противостоянии древнерусской колонизации, на данный момент нет. Возможно, карелы ещё до прихода новгородцев успели оттеснить чудь в более непригодные для скотоводства и земледелия места. Одним из таких мест могла быть Сура, которую ещё долго называли поганой.
Новгородские погосты по факту были простыми крестьянскими поселениями. Долгое время необходимости в возведении оборонительных сооружений не было. Прибалтийско-финские племена карелы и вепсы были союзниками Новгорода, а финно-угорские племена чуди заволочской (заволоцкой) потерпев поражение ушли в леса. Будучи охотниками и рыболовами, чудь не имела большой необходимости возвращать свои потерянные земли. Эти территории были важны для древнерусского крестьянства, но для них они не имели особой ценности: леса вырублены, луга распаханы. Поэтому боевых действий по большому счету не происходило. Русские, карелы, вепсы и чудь жили совместно разделив сферы влияния и потихоньку ассимилировали друг друга. Ситуация стала меняться в XIV веке. Местное население Заволочья перестала считать себя частью древних племён, а стали называться по месту проживания: двиняне - жители с берегов реки Северная Двина, пинежане (р. Пинега), ваганы (р. Вага), емчане (р. Емца) и т.д. Одновременно происходят глобальные политические изменения. Московское княжество обращает своё пристальное внимание на богатые северные колонии Новгородской республики. Север становится местом для грабежей и боевых действий сильных политических игроков Древней Руси: Москвы, Новгорода и Вятки. Не только москвичи и вятичи грабили северян, но и новгородцы не гнушались учинить разбой на своих землях. Вероятно, в это время погост Кегрель возводит оборонительные сооружения и становится Кегрольским городком. Остаётся открытым вопрос, совпадает ли расположение городка Кегвроль с новгородским погостом Кегрель или он был построен на новом, более подходящем для обороны месте, последнее выглядит более обоснованным.
Город Кегроль был построен на правом берегу реки Пинега (д. Ваймуша Пинежского района, 7 км от районного центра Карпогоры) и являлся волостным центром данной местности. Новгородский период в истории Кевролы закончился в 1471 году. После битвы новгородцев и москвичей на Шиленьге (27 июля 1471г.) земли Пинежья отошли победителям - Московскому княжеству. В центральных поселениях пинежских и мезенских волостей сели московские воеводы. Но при великом князе Василии III (великий князь владимирский и московский в 1505—1533гг.), новгородцы решили отбить эти земли. Собрав силы они захватили многие поселения Пинежья и Мезени, а городок Кегроль сожгли. От него осталась только легенда, которая представляет исторические события как захват чудского городища новгородскими переселенцами, что не соответствует действительности. С конца XIX века это место привлекало внимание историков, а древнее поселение стали называться Ваймушское (Кегрольское) городище. В 1970 и 1981 годах городище было обследовано археологами, которые обнаружили остатки бревенчатых оборонительных сооружений и насыпной вал. Сохранившаяся площадка городища составляет 100х70 м, а в культурном слое (30см) обнаружили железные наконечники стрел и куски обожжённой глины, хотя в XIX веке там находили серебряные монеты и человеческие кости. Это подтвердило летописное указание о захвате города в конце XV или в начале XVI веке. А вот финно-угорких вещей на городище так и не обнаружили - легенда о чудском городище является народным мифом.
В XVI веке, когда московская власть прочно установилась на Севере, на противоположном (левом) берегу р. Пинеги, у речки Немнюги был построен новый Кегрольский городок (д. Погост/Большой погост села Немнюга Пинежского района). С этого момента начался московский период Кегроля. В 1613-1614 гг. при царе Михаиле Федоровиче на Пинегу и Мезень был назначен первый воевода Михаил Иванович Спешнев, а в 1616 году был образован Кеврольский уезд, который был выделен из Двинской земли. Так как соседний Мезенский уезд имел малое население, то мезенская воеводская канцелярия долгое время тоже располагалась в Кегроле, а мезенский воевода выезжал на Мезень только для сбора налогов. Кроме воеводской канцелярии, в Кегрольском городке был учреждён монастырь, который стал первым крупным духовным центром Пинежья. Кевроло-Воскресенский монастырь был основан, предположительно, в первой половине XVI века иноками Усть-Сысольской Троицкой пустыни. В синодике 1642 года помянуты имена нескольких настоятелей обители: Кассиан схимник; Дионисий; Иона; Киприан схимник; Иринарх; Иона; Адриан; Матфей схимник; Варлаам схимник. Некоторые из этих имен известны. Схимник Матфей (в миру Маркиан Стефанович Неклюд) является отцом северного святого преподобного Сергия Малопинежского. А игумен Варлаам известен из событий связанных с чудотворной Владимирской иконой из Красногорского монастыря. В писцовой книге за 1623 г. говорится об обители так: "На Немнюге церковь Воскресение, церковь Благовещение, предел Георгия, теплая церковь Ильи, келья игумена Варлаама (в них 5 старцев), 9 келий (в них 20 стариц). В XVII веке монастырь пострадал от пожара и был преобразован в Кевроло-Воскресенский приход. В середине XVIII века в Кегроле находилось два храма, колокольня, дом воеводы, канцелярия, питейный двор и два-три десятка экономических (дома для солдат и служащих), приходских и крестьянских дворов. В 1780 году уезд был упразднён, а на его месте был учреждён Пинежский уезд с центром в с. Пинега. Со временем Кеврола пришла в запустение, а память об истории городка Кегроль была частично утеряна и обросла мифами. В наше время на месте уездного Кегрольского городища стоит старая (1892 года постройки) деревянная Благовещенская церковь, остатки Кевроло-Воскресенского прихода.
Источники:
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 258-262.
Матвеев А. История Кевролы// Уральский следопыт, 1987, №1.
Овсянников О.В. "Ваймушское городище"// "Пинежская правда", 1981, №79
Ясински M. Э., Овсянников О. В. Взгляд на Европейскую Арктику: Архангельский Север: проблемы и источники. Т. I. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. - С. 90