Найти тему
Загадочный Север

Неизвестная Кеврола - древняя столица Пинежья

Кеврола - это местность на реке Пинега (Пинежский район Архангельская область), которая имеет древнюю историю. В былые времена здесь стоял город Кевроль - старинный административный центр Пинежья и Мезени. При этом следует сразу отметить, что Кеврольский городок имеет две отдельные истории - новгородскую и московскую, да и располагался этот городок в разных местах. В наше время существует деревня Кеврола, но и она стоит в стороне от мест, где находились древние городища и только своим названием напоминает о былых событиях.

Карта Кеврольского уезда в составе Архангельского наместничества
Карта Кеврольского уезда в составе Архангельского наместничества

Первое упоминание о Кевроле встречается в Уставной грамоте 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича. Там определяется размер судебной пошлины, которую должны были выплачивать новгородские погосты в пользу дома Святой Софии (новгородскому архиерею). В документе упоминается и погост Пинега, с которого как и с Кевролы уплачивалась церковная десятина от вир в размере 3 сорочек: "в Пинезе 3, в Кегреле 3" (сорочек это денежно-весовая единица в виде шестиугольного серебряного слитка, сорочек «киевского» типа равен 163,8 г). Исходя из текста грамоты видно, что Пинежье в XII веке являлось частью обширных новгородских северных колоний, с которых не просто собиралась дань, а действовало княжеское управление основанное на новгородских законах. Поселения Пинега и Кевроль являлись местными административными центрами, а значит там уже было достаточное количество древнерусского населения. Однако, ныне невозможно точно сказать какой именно был этнический состав погостов. Название Кегрель (Кевроль) предположительно образовано от карельского слова кэгри - «бог – покровитель скотоводства». Древние карелы были скотоводами и примерно с XI века они начали свою экспансию на восток, заселив полосу южного берега Белого моря от Северной Карелии до устьев Северной Двины и Мезени. Уже в этот период карелы выступали как надёжные союзники Великого Новгорода в его воинских походах и партнёрами в торговых делах. Вероятно, что колонизация Беломорья могла быть совместным действием новгородцев и карельских племён. Надо отметить, что особых точек разногласий у новгородцев и карел не существовало. Новгородцы в основном были торговцами, которые не гнушались разбоем и землепашцами, а карелы воинами и скотоводами. Они хорошо дополняли друг друга. С XIV века карелы стали полноправными гражданами Новгородской республики. Поэтому можно предположить, что Кегрель (Кевроль) был основан не ранее XI века, а уже через сто лет стала новгородским посадом - одним из древних административных центров Пинежья. Соответственно и население могло состоять из карел, новгородцев и вероятно вепсов (ладожская весь), которые тоже принимали участие в карельской колонизации. А вот о народе чудь, местном финно-угорском населении, исторических сведений, кроме как мифов о их воинственном противостоянии древнерусской колонизации, на данный момент нет. Возможно, карелы ещё до прихода новгородцев успели оттеснить чудь в более непригодные для скотоводства и земледелия места. Одним из таких мест могла быть Сура, которую ещё долго называли поганой.

Овсянников О.В. "Ваймушское городище"// "Пинежская правда", 1981, №79
Овсянников О.В. "Ваймушское городище"// "Пинежская правда", 1981, №79

Новгородские погосты по факту были простыми крестьянскими поселениями. Долгое время необходимости в возведении оборонительных сооружений не было. Прибалтийско-финские племена карелы и вепсы были союзниками Новгорода, а финно-угорские племена чуди заволочской (заволоцкой) потерпев поражение ушли в леса. Будучи охотниками и рыболовами, чудь не имела большой необходимости возвращать свои потерянные земли. Эти территории были важны для древнерусского крестьянства, но для них они не имели особой ценности: леса вырублены, луга распаханы. Поэтому боевых действий по большому счету не происходило. Русские, карелы, вепсы и чудь жили совместно разделив сферы влияния и потихоньку ассимилировали друг друга. Ситуация стала меняться в XIV веке. Местное население Заволочья перестала считать себя частью древних племён, а стали называться по месту проживания: двиняне - жители с берегов реки Северная Двина, пинежане (р. Пинега), ваганы (р. Вага), емчане (р. Емца) и т.д. Одновременно происходят глобальные политические изменения. Московское княжество обращает своё пристальное внимание на богатые северные колонии Новгородской республики. Север становится местом для грабежей и боевых действий сильных политических игроков Древней Руси: Москвы, Новгорода и Вятки. Не только москвичи и вятичи грабили северян, но и новгородцы не гнушались учинить разбой на своих землях. Вероятно, в это время погост Кегрель возводит оборонительные сооружения и становится Кегрольским городком. Остаётся открытым вопрос, совпадает ли расположение городка Кегвроль с новгородским погостом Кегрель или он был построен на новом, более подходящем для обороны месте, последнее выглядит более обоснованным.

-3

Город Кегроль был построен на правом берегу реки Пинега (д. Ваймуша Пинежского района, 7 км от районного центра Карпогоры) и являлся волостным центром данной местности. Новгородский период в истории Кевролы закончился в 1471 году. После битвы новгородцев и москвичей на Шиленьге (27 июля 1471г.) земли Пинежья отошли победителям - Московскому княжеству. В центральных поселениях пинежских и мезенских волостей сели московские воеводы. Но при великом князе Василии III (великий князь владимирский и московский в 1505—1533гг.), новгородцы решили отбить эти земли. Собрав силы они захватили многие поселения Пинежья и Мезени, а городок Кегроль сожгли. От него осталась только легенда, которая представляет исторические события как захват чудского городища новгородскими переселенцами, что не соответствует действительности. С конца XIX века это место привлекало внимание историков, а древнее поселение стали называться Ваймушское (Кегрольское) городище. В 1970 и 1981 годах городище было обследовано археологами, которые обнаружили остатки бревенчатых оборонительных сооружений и насыпной вал. Сохранившаяся площадка городища составляет 100х70 м, а в культурном слое (30см) обнаружили железные наконечники стрел и куски обожжённой глины, хотя в XIX веке там находили серебряные монеты и человеческие кости. Это подтвердило летописное указание о захвате города в конце XV или в начале XVI веке. А вот финно-угорких вещей на городище так и не обнаружили - легенда о чудском городище является народным мифом.

Северные волости, которые вошли в состав Московского княжества после битвы на Шиленьге. Ясински M. Э., Овсянников О. В. Взгляд на Европейскую Арктику. 1998г.
Северные волости, которые вошли в состав Московского княжества после битвы на Шиленьге. Ясински M. Э., Овсянников О. В. Взгляд на Европейскую Арктику. 1998г.
Повествование о захвате новгородцами Кегрольского городка. Ясински M. Э., Овсянников О. В. Взгляд на Европейскую Арктику. 1998г.
Повествование о захвате новгородцами Кегрольского городка. Ясински M. Э., Овсянников О. В. Взгляд на Европейскую Арктику. 1998г.

В XVI веке, когда московская власть прочно установилась на Севере, на противоположном (левом) берегу р. Пинеги, у речки Немнюги был построен новый Кегрольский городок (д. Погост/Большой погост села Немнюга Пинежского района). С этого момента начался московский период Кегроля. В 1613-1614 гг. при царе Михаиле Федоровиче на Пинегу и Мезень был назначен первый воевода Михаил Иванович Спешнев, а в 1616 году был образован Кеврольский уезд, который был выделен из Двинской земли. Так как соседний Мезенский уезд имел малое население, то мезенская воеводская канцелярия долгое время тоже располагалась в Кегроле, а мезенский воевода выезжал на Мезень только для сбора налогов. Кроме воеводской канцелярии, в Кегрольском городке был учреждён монастырь, который стал первым крупным духовным центром Пинежья. Кевроло-Воскресенский монастырь был основан, предположительно, в первой половине XVI века иноками Усть-Сысольской Троицкой пустыни. В синодике 1642 года помянуты имена нескольких настоятелей обители: Кассиан схимник; Дионисий; Иона; Киприан схимник; Иринарх; Иона; Адриан; Матфей схимник; Варлаам схимник. Некоторые из этих имен известны. Схимник Матфей (в миру Маркиан Стефанович Неклюд) является отцом северного святого преподобного Сергия Малопинежского. А игумен Варлаам известен из событий связанных с чудотворной Владимирской иконой из Красногорского монастыря. В писцовой книге за 1623 г. говорится об обители так: "На Немнюге церковь Воскресение, церковь Благовещение, предел Георгия, теплая церковь Ильи, келья игумена Варлаама (в них 5 старцев), 9 келий (в них 20 стариц). В XVII веке монастырь пострадал от пожара и был преобразован в Кевроло-Воскресенский приход. В середине XVIII века в Кегроле находилось два храма, колокольня, дом воеводы, канцелярия, питейный двор и два-три десятка экономических (дома для солдат и служащих), приходских и крестьянских дворов. В 1780 году уезд был упразднён, а на его месте был учреждён Пинежский уезд с центром в с. Пинега. Со временем Кеврола пришла в запустение, а память об истории городка Кегроль была частично утеряна и обросла мифами. В наше время на месте уездного Кегрольского городища стоит старая (1892 года постройки) деревянная Благовещенская церковь, остатки Кевроло-Воскресенского прихода.

Кеврольские и Мезенские воеводы.
Кеврольские и Мезенские воеводы.

Источники:

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 258-262.

Матвеев А. История Кевролы// Уральский следопыт, 1987, №1.

Овсянников О.В. "Ваймушское городище"// "Пинежская правда", 1981, №79

Ясински M. Э., Овсянников О. В. Взгляд на Европейскую Арктику: Архангельский Север: проблемы и источники. Т. I. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. - С. 90