Найти в Дзене
Мутное время

Про доктора Бомелия, который был страшнее Бармалея

Но это неточно.

Собирал я тут данные про бурные события 1575-76, чтобы подробно и последовательно рассказать, как и почему на московском престоле оказался царь ордынских кровей и почему он на нем не задержался. Люблю такие статьи, хоть дзен моих вкусов обычно и не разделяет.

Одним из бурных разворотов тех событий стал скорый и неправый суд над личным лекарем царя Ивана Васильевича Елисеем Бомелием. Если вы вобьете это имя и фамилию в поиск, дзен первым выдаст вам вот такой чудесный опус «Елисей Бомелий: темный маг Ивана Грозного, которого зажарили на вертеле». Источник – «Кириллица», блог с полумиллионной аудиторией, вроде умеренно патриотичный, миссию свою видит в том, чтобы заново открывать этот мир во всем его культурном разнообразии. Ну такое себе культурное разнообразие.

Средневековый алхимик, предположим, что Елисей Бомелий. Из открытых источников
Средневековый алхимик, предположим, что Елисей Бомелий. Из открытых источников

Что же рассказывают в статье о личном лекаре Грозного?

Во-первых, он, оказывается, недоучка.

Осторожно, цитата.

С юных лет Элизеус стал заниматься медициной. В 1558 году он поступил в семью англичан Берти для ухода за их хилым отпрыском, который впоследствии стал известным государственным деятелем Перегрином Берти. Берти вынуждены были бежать в Вестфалию из-за гонений английской королевы Марии Тюдор. Но в 1558 году они вернулись на родину в сопровождении Бомелиуса. Кэтрин Берти, баронесса Уиллоуби, добилась того, чтобы Элизеуса приняли в Кембриджский университет на отделение медицины.

Правда, молодой человек не завершил полного курса обучения. В 1564 году он женился, а затем открыл в Лондоне медицинскую практику. Однако в 1569 году его арестовали за врачевание без лицензии и занятия черной магией.

Благодаря связям и хлопотам леди Уиллоуби тюремное заключение молодому врачу заменили денежным штрафом. В это время в Лондоне находилось посольство Ивана IV, возглавляемое Андреем Савиным. Русский царь поручил своим послам отыскать для него в Англии хорошего врача. Неизвестно, чем Бомелиус так пленил Савина, но в результате короткого знакомства тот предложил ему стать лейб-медиком при российском дворе.

Конец цитаты

Может показаться, что Елисей Бомелиус – слуга мелкой сошки, но это не так. Петегрин Берти воспитывается в семье тогдашнего главы правительства (и вождя англиканской партии) Уильяма Сесила, барона Бёрли. Уиллоуби – в будущем член палаты лордов, со своей двухтысячной личной армией наводил ужас на испанцев в Нидерландах. Это максимально аристократическое общество, убежденные яростные протестанты. Сесил в 1558-72 исполняет функции государственного секретаря (главы МИД в том числе), а с 1572 рулит всеми финансами страны как лорд-казначей. Ах как странно, что он порекомендовал русскому послу (объективно – союзнику и значимому торговому партнеру) лично знакомого врача. И еще, Бомелий учится 6 лет, столько же или больше имеет обширную практику среди лондонских аристократов – правда недоучка, серьезно?

Уильям Сесил, самый влиятельный человек в тогдашней Англии после королевы. На тот момент государственный секретарь, в будущем лорд-канцлер. Именно он отправил своего протеже Бомелия в долгую, опасную и впоследствии смертельную командировку. Из открытых источников
Уильям Сесил, самый влиятельный человек в тогдашней Англии после королевы. На тот момент государственный секретарь, в будущем лорд-канцлер. Именно он отправил своего протеже Бомелия в долгую, опасную и впоследствии смертельную командировку. Из открытых источников

Во-вторых, злой еретик.

Еще раз осторожно, цитата.

В Россию новоиспеченный царский эскулап прибыл в конце лета 1570 года. Ему быстро удалось обрести большое влияние на Ивана Грозного. Тот полностью доверял своему лекарю и даже советовался с ним по многим вопросам – как личным, так и государственным.

Меж тем летопись от 1570 года утверждает, что «лютый волхв» и «злой еретик» Елисей Бомелий (так его окрестили в России) был подослан к царю не то немцами, не то литовцами, и сделал так, что «на русских людей царь возложил свирепство, а к немцам на любовь преложи».

По-видимому, Елисей Бомелий был сведущ не только в искусстве врачевания. Он часто поднимался на колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника, чтобы понаблюдать за небесными светилами, порой в компании с самим царем, и они, следуя предначертаниям звезд, решали судьбы государства…

Но главная польза Бомелия состояла в том, что он умел изготавливать различные снадобья. Одни якобы надежно защищали царя от яда, порчи и сглаза, а другие «с гарантией» уничтожали царских недругов в точно назначенный день и час. На царском пиру непременно кому-нибудь из бояр подавали чашу с отравой…

Поговаривали, что именно при участии Бомелия были отравлены стрелецкий воевода Федор Мясоедов, спасший Псков от польской блокады, вторая жена Ивана Грозного, царица Мария Темрюковна, а также супруга царевича Иоанна – царевна Прасковья. Все они умерли при схожих обстоятельствах.

Конец, простите меня, пожалуйста, цитаты.

Начать я хочу с списка жертв. К стыду своему я ничего не знаю про Фёдора Мясоедова, но псковская осада была в 1581 году. Как мог казненный в 1575 «злой волхв» навредить воеводе? Чем вообще мог помешать заштатный стрелецкий голова царю Ивану? Ой, да о чем я.

Вторая жена Грозного Мария Темрюковна была отравлена в 1569 году. Бомелий был еще в Лондоне. Разве не железное алиби?

Царевна Прасковья Соловая пережила не только Бомелия, мужа и свёкра, но и весь XVI век. В смуту она жила в Новодевичьем, писала письма в поддержку дальнего родственника Василия Шуйского.

Три холостых выстрела из трех, стыдоба.

Про бояр, которых травили ядом с отсрочкой исполнения – это и вовсе ненаучная фантастика. Где фамилии, которые можно проверить? Сам Грозный действительно потреблял яды в малых дозах для профилактики – и небезуспешно, отравить его так и не смогли, хотя несколько раз пытались. Сулема вообще постоянно попадается в анамнезе последних Даниловичей. Сам царь Иван, два его сына, две жены, мать, шурин и наследник младшего сына. Грозный прожил дольше всех и умер своей смертью, значит врачи его дело знали.

Про волхва, шатающегося по колокольне Ивана Великого – тоже фантастика. Это самое высокое здание тогдашней Москвы, да, но это еще и церковь. Туда не пустят иноверца. Около 1572 и царя не пускали, ибо грешник, ну да я писал уже. Мог ли Бомелий быть звездочетом – да легко, тогда астрономия и астрология были куда более прикладными дисциплинами, чем сейчас. Было ли это так уж в диковинку – да нет. Церковникам проклятий не хватало на местных, а тут залетный прилетел и туда же.

Колокольня Ивана Великого, творение Бона Фрязина, построенная еще при отце Грозного и с тех пор многократно перестраивавшаяся. Самая высокая постройка в Москве до эпохи Москва-Сити, она и сейчас выглядит величественно. Из открытых источников
Колокольня Ивана Великого, творение Бона Фрязина, построенная еще при отце Грозного и с тех пор многократно перестраивавшаяся. Самая высокая постройка в Москве до эпохи Москва-Сити, она и сейчас выглядит величественно. Из открытых источников

Про «на русских людей царь возложил свирепство, а к немцам на любовь преложи» - тоже смехота. Грозный (как и многие литовские аристократы того времени) увлекался лютеранством, выписывал богословские книги из Дании и Гамбурга, покровительствовал пасторам в Прибалтике. Еще в 1550-е. Бомелия тогда и в помине не было. В доаристократической опричнине (до 1570) было немало прибалтийских протестантов, за свободой вероисповедания которых царь деятельно следил.

Его дети религиозного плюрализма отца не унаследовали, поэтому, когда к реальной власти прорывался Иван Иванович (около 1570 и около 1580), протестантов ждали суровые гонения и расправы. Фёдор обходился без дурного массового террора, но и покровительства «лютерам» не было. Кстати, именно ему пришлось улаживать историю с расправой над Бомелием. Сделал это он с присущим ему великодушием и прагматизмом. Вдове вернули личные вещи и ценности, заплатили компенсацию и с посольством отправили в Англию. Это наглядно показывает, что в реальную вину доктора Елисея в Москве не верили.

Ну и третье, причина казни - опасное предсказание.

Опять же, осторожно – цитата.

Но сколько веревочке ни виться, а кончику быть! Многие бояре ненавидели Бомелия и принялись строчить на него доносы, обвиняя «в сношениях письмами, написанными шрифтом по-латински и по-гречески, с королями Польши и Швеции». Доверие царя к лекарю стало понемногу таять.

Однажды в 1579 году Иван Грозный потребовал, чтобы Бомелий предсказал будущее его семьи. Тот возложил руки на хрустальный шар – и вдруг скрючился в судорогах. Он начал изрекать страшные пророчества – что вторая жена старшего сына Грозного Иоанна родит раньше срока и умрет вместе с младенцем; что сам царевич будет убит родным отцом; что средний царевич Федор рано скончается, не оставив наследников; а младший, Дмитрий, погибнет еще до совершеннолетия. Род Рюриковичей пресечется, и настанет смутное время…

Царь был так разъярен, что запустил в голову прорицателя массивным серебряным кубком. К счастью, Бомелий остался жив, хотя три дня лежал без памяти. После этого он, вступив в сговор с псковскими боярами, попытался бежать из Москвы. Но царские подручные захватили его на пути к Пскову и в кандалах доставили обратно в Первопрестольную.

Под пытками Бомелий признался в том, что помышлял нанести вред царю и государству Российскому… По приказу Грозного опального чернокнижника вздернули на дыбе, а затем заживо зажарили на вертеле. Казнь состоялась на Болотной площади, совсем недалеко от Кремля… Перед смертью же Бомелий проклял царя. Действительно, через несколько лет Иван Грозный скоропостижно скончался далеко не в преклонном возрасте. Да и роковое пророчество сбылось по полной программе…

Конец цитаты.

Во-первых, действие зачем-то перенесли из 1575 в 1579, когда еле живому от отравления и шокированному силой ударов Батория царю дел других не было, кроме как гробить своего квалифицированного врача.

Пора уже среди картинок появиться и главному фанату английской медицины царю Ивану. К концу жизни Иван и сам заделался первоклассным астрологом, может и у «волхва» научился. Правда для царя такие характеристики скорее недостаток. Из открытых источников
Пора уже среди картинок появиться и главному фанату английской медицины царю Ивану. К концу жизни Иван и сам заделался первоклассным астрологом, может и у «волхва» научился. Правда для царя такие характеристики скорее недостаток. Из открытых источников

Во-вторых, даже история с предсказанием кривая. Елена Шереметьева, даже если и потеряла сына (я думаю – нет) прожила до 1587 года и умерла отнюдь не родами. И она – третья жена Ивана Ивановича, вторая как раз Соловая.

Особенно уморительна история про псковских бояр (Шуйских, кого еще можно с Псковом связать), которые то вступают с Бомелием в сговор (родовитые чванливые бояре с холопом-лютеранцем, серьезно?), то ловят его и везут на расправу в Москву. Где его допрашивает лично их новый родственник (по Соловой) Иван Иванович, конечно же строго по требованию сумасшедшего отца. Ну и казнь на вертеле, как апофеоз безумия, ну а как же в Москве казнили? Ну и что, что источники говорят, что лекарь умер в тюрьме, не выдержав пыток, только хардкор, только дичь, только позорище.

Есть еще один вопрос – а иностранные лекари для московских великих князей – точно диковинка?

Уже при Иване III они вполне себе пользуют высшую знать. Не всегда удачно, поэтому их порой казнят. Среди неудачников наиболее известны Антон Немчин (от его лечения умер касимовский царевич Данияр) и Леон Жидовин (умер Иван Иванович Молодой, великий князь тверской). Сделало ли это Москву менее популярной у константинопольских светил медицины? Нет, у Василия III последовательно четыре личных врача из Стамбула и один из пленных немцев. Сведений о расправах над ними не сохранилось, а великий князь Василий был норова крутого.

Иван Грозный до Бомелиуса привечал доктора Арнульфа Линдсея, пользовавшегося заслуженным уважением царя и лечившего его в 1568-70. Это известный ученый, врач и математик, заманить его в Москву было непросто. Спалить вместе с домом в 1570 было куда легче. Возможно именно знание судьбы предшественника провоцировало Бомелия на нежелание ехать в Москву (а чего его арестовывали иначе) и желание свалить с деньгами, когда запахло жареным.

Сменил Бомелия еще один британец – Роберт Якоби.

Марк Ридли четыре года с 1594 года был личным лекарем царя Фёдора, а еще создал русско-английский словарь и открыл в Москве школу для детей аристократии. После смерти Фёдора Ридли без нареканий вернулся в Англию, где мгновенно стал личным врачом немолодой уже Елизаветы.

Смуту английские врачи пережидали на расстоянии. Но в 1623 году к царю Михаилу приехал Артур Ди (на русский манер Артемий Иванович Дий) и четырнадцать лет был лекарем и учителем царя. В России же написал свою самую известную работу по алхимии, Fasciculus Chemicus. И ничего, не сожгли. После отъезда стал личным врачом короля Карла I. Его отец Джон Ди чуть не согласился приехать к Годунову, но вместо этого создал британскую разведку и открыл иенохианский язык. И первое, и второе по понятным причинам - неточно.

Джон Ди, отец личного врача царя Михаила. Выдающийся энциклопедист, среди прочего выдающийся математик и личный астролог королевы Елизаветы. И врач, естественно, один из отцов-основателей школы, в которую так верил Грозный. Из открытых источников
Джон Ди, отец личного врача царя Михаила. Выдающийся энциклопедист, среди прочего выдающийся математик и личный астролог королевы Елизаветы. И врач, естественно, один из отцов-основателей школы, в которую так верил Грозный. Из открытых источников

Для Британии это человек-легенда.

Алексей Михайлович, постарев, с 1668 года лечился у саксонца Лаврентия Блюментроста. Тот прожил в России почти половину своей долгой 86-летней жизни, пережил царя и стрелецкие бунты без малейших потерь в статусе, не говоря уже о жизни или здоровье. Его сын (тоже Лаврентий) стал первым главой Российской Академии Наук. И, конечно, он тоже был личным медиком царя – уже Петра.

Лаврентий Лаврентиевич Блюментрост, личный врач царевны Натальи Алексеевны и царя Петра. Почти вылечил царя от почечнокаменной болезни, основал Академию Наук и Кунскамеру, нашел несколько источников минеральных вод. Умер в 1755 очень уважаемым человеком, уже в правление дочери Петра. Из открытых источников
Лаврентий Лаврентиевич Блюментрост, личный врач царевны Натальи Алексеевны и царя Петра. Почти вылечил царя от почечнокаменной болезни, основал Академию Наук и Кунскамеру, нашел несколько источников минеральных вод. Умер в 1755 очень уважаемым человеком, уже в правление дочери Петра. Из открытых источников

Итого – ни разу ни диковинка. Более того, Грозный – единственный, кто отдал своего личного врача на расправу. Такой вот он грозный. Не слишком грозный, по правде говоря.

В общем у меня большая личная просьба к редакторам «Кириллицы». Уберите вы этот позор со своего канала, пожалуйста. У нас и так столько бреда и альтернативщины возле родной истории, что отмывать и отмывать. Зачем его плодить?

Да, я помню, что она началась с альтернативщика Карамзина. И, читая комментарии к своим статьям, с ужасом осознаю, что она же, видимо, заканчивается альтернативщиком Фоменко. Да и соседи порой такие версии напишут, что мама не горюй.

Давайте хотя бы сами ее с грязью мешать перестанем.

Простите, накипело.