Самой популярной претензией ко мне как к автору у читателей (выводя за скобки сумасшедших филологов, которые считают, что Шереметьев обязательно Шереметев и никак иначе) были редкие отсылки к источникам вдохновения в виде реальных летописей. Исправляюсь.
Ну и заодно даю вам невероятный шанс соотнести источники и закрепившуюся в источниках версию Карамзина.
Вот пример. Когда кому-то из фанатов Ивана Грозного рассказываешь о фактическом разделе России в 1572 году между Василием Дмитровским (сыном Владимира Старицкого) и Иваном Грозным с сыновьями лучшее что тебя может ждать – обвинение в употреблении запрещенных препаратов. А я употреблял не их, а Пискаревский летописец. Вот вам цитата (с.192):
«Лета 7080 виде царь крымский гнев Божий над русскою землею попущением Божиим за грехи наша. И прииде царь с великими похвалами и с многими силами на Русскую землю, и расписав всю Русскую землю, кому ждо что дати, как при Батые. А князь Великий в ту пору был в Новгороде в Великом со всем, а на Москве оставил Велики князя Василия Володимеровича Дмитровом»
Пискаревский летописец считается хоть и несколько ангажированным, но достоверным источником (летопись нижегородская, склонна несколько переоценивать роль Шуйских в успехах русского государства; ну или классические историки склонны недооценивать). Фактических ошибок в ней не обнаружено, на нее ссылаются, с ней не спорят.
И что мы видим?
Черным по белому – два великих князя, Иван Васильевич Новгородский и Василий Владимирович Московский (Дмитровский). Где вы найдете такое в учебниках? Нигде. Мутно промолчат. Зачем? Ну как, у нас же типа централизованное государство со столицей в Москве. Свежесожженой.
И рядом приходится учебнику наворачивать вагоны недоговорок про ту же битву при Молодях. Чего это русская армия так мала, что и Оку перекрыть не может и сидит против Девлет-Гирея в глухой обороне? Приходится изобретать сложные конструкции типа нереально огромной крымской армии, предательства или больших потерь в московском пожаре 1571, к которому большая часть российской армии банально не поспела. А на деле она и правда мала, не менее половины вчерашних сил подчиняется новгородскому князю Ивану с его Мстиславским. Тот уже разок дозащищал Москву до пожара.
Но вот если эта армия и правда в начале июля 1572 года шла на юг ускоренным маршем (об этом писал Воротынскому комендант Москвы князь Юрий Токмаков), то поведение Девлет-Гирея, бросившего недобитого Воротынского с его гуляй-городом становится понятным и оправданным. Как и казни победоносных воевод год спустя. Князь Василий в 1573 году умер, Иваны Грозный и Мстиславский подчистили альтернативную элитную группу в лице героев битвы при Молодях Воротынского, Одоевского и Морозова.
Иван Грозный в то грозовое лето 1572 вполне себе комфортно себя чувствует в «свежеразгромленном» Новгороде. Цитата из новгородской второй летописи (с.170):
В лето 7080, мая 31, Государь и царевичи приехали в монастырь ко Спасу на Хутыню на четвертомнадцатом часе дни, и стречал его игумен Варлаам всем собором, и в те же поры во все колоколы звонили; и царевичи были в церкви и молились Спасу и пречистей Богородицы и преподобному Варламу, а Государь стоял у церковных дверей у стороннех, где лежит чудотворец Варлам; из церкви Государь пошел и с царевичи в игуменскую келию, и за ним князи и бояри, и за Государем пошел владыка в келию с образы, и за владыкою все игумены с образы, Государю челом ударити - и Государь образы принял у владыки и у всех игуменов и звал к себе всех ясти хлеба, и владыка, игумены и старцы, и все князи и бояре ели хлеб в монастыре, в игуменской кельи, в вышкы. А царицы Анны было занято в монастыре восем келей, стояти княгинем и боярыням, а сказывают приехала государыня в монастырь на первом часи ночи, а келии заняты были на правой стороны да и досками загорожены с монастыря; и Государь в монастырь ночевал у Спаса, и с царицею и с царевичи. А месяца июня, в 1, в неделю, приехал Государь в Новгород и с царевичи, на четвертом часи дни; и владыка новгородский стречал Государя со кресты на Великом мосту, со архимандритом, игумены и со всем собором, и молебен пел на мосту; да со Государем два архимандрита Сергиева монастыря Феодосей да Симонова монастыря Иев.
Во-первых, нельзя не заметить, что в Новгороде Иван чувствует себя вполне комфортно, он окружен почетом, с ним семья (молодая жена Анна Колтовская и дети Иван и Фёдор). Во-вторых – на него наложено достаточно суровое церковное взыскание, царевичей пускают в церковь помолиться, а он стоит в дверях. Причем и царь, и монахи к этому относятся максимально спокойно.
Обе картинки – абсолютный безумный сюр в рамках истории из учебника и обе они – абсолютно достоверный факт, упомянутый несколькими источниками. Даже собственное венчание с красавицей Анной ему также пришлось наблюдать у входа в церковь, в которую ему как великому грешнику входа не было. Историки робко комментируют, что за четвертый брак. Ну-ну, братоубийство не в счет, конечно. Сам Иван в завещании с ними не согласен, но это произведение древнерусского искусства стоит отдельной статьи.
Если Иван совсем недавно сурово громил этот город, не щадя церквей – с какой радости ему блюсти приличия год спустя? Голову потерявши – по волосам не плачут. А всенародная (и всецерковная) любовь к палачу твоего города год спустя – это как? И не надо сказок про рабское мироощущение, Новгород и за куда меньшее закрыл ворота перед армией второго Романова, например (на всякий случай – я про восстание 1650). А тут Грозный вполне себе живет, в походы ходит, оставляя казну и семью - и ничего. Что еще интереснее – он и сам тратит много времени и сил на украшение Новгорода, проявляя истинную любовь к городу.
Та же вторая новгородская летопись (с.162)
В лето 7078, месяца марта в 13 день, на пятой недели Великого поста, за две недели Христова дни, после государева разгрома в Великом Новгороде, на Торговой стороне, от Волхова все дворы очистили, нарядили площадню, а ставити на том месте двор государев.
Да месяца августа, в 30 день, в среду, взял государь по монастырям грамоты к себе, к Москве, жалованным по всем; и пришла грамота по всем монастырем, с Москвы, по грамоты, в Великий Новгород
Т.е. идея переезда в Новгород рождается уже во время «погрома». Буквально через несколько недель после отъезда царя в городе начинаются масштабные строительные работы, которые не прерывают даже июльские казни. Полтора десятка гектаров застройки, сотни новых дворов, шесть церквей – это детища масштабной стройки, длившейся почти два года. Для Новгорода царь повелел отлить особый колокол. Та же вторая новгородская летопись (с.171)
В лето 7080, месяца сентября в 30 день, в неделю, повелением Царя-Государя Великого князя Ивана Васильевича, слип бысть сей колокол новой в Великий Новгород, в Слободе
Дед Грозного Иван III церквей в Новгороде не строил и колоколов не отливал – отнимал. Но его новгородские погромы у историков осуждения не вызывают. Централизатор же, вертикаль – наше всё. Якобы.
Отдельный вопрос – откуда столько квалифицированной рабочей силы в разгромленном городе. ГУЛАГ скажите. Ну так ГУЛАГ хорош, когда нужно каналы и котлованы копать, а тут сложная кропотливая работа. Да и ГУЛАГ по версии википедии перебили аж два раза. Очевидно, что «погром» коснулся Новгорода как-то по касательной.
Откуда я взял историю про Ивана Ивановича как распорядителя казней на Поганой луже? А всё из того же Пискаревского летописца
Лета 7078 положил Царь и Великий князь опалу на многих людей и повеле их казнити разными казнями на Потаной луже. Поставиша стол, а на нем всякое оружие: топоры, и сабли, и копия, и ножи, да котел на огне. А сам царь выехал, вооружася в доспехе и в шоломе и с копьем, повеле казнити диака Ивана висковатого, диака же варом обварити, а иных многих разными муками казниша. И всех 120 человек убиша грех ради наших
Летописец описывает молодого и дерзкого юношу, который гарцует в доспехах и лично участвует в казнях, буквально упиваясь массовой расправой. Роль палачей разделяют Захарьины и Темкины-Ростовские, двор царевича. У Грозного нет своих палачей? Ну как нет, год спустя тех же Темкиных и Захарьиных практически перебьют во время московского пожара.
Все казни Ивана-отца до этого момента – максимально непубличные. Он не устроил шоу ни из казни Горбатого, ни из казни Фёдорова, ни из казни Старицкого. Все они и непубличные, и неазартные. Порой просто убийства из-за угла, как в начале 1564.
А тут, как и в Новгороде в июле 1570 – нарочитая публичность и зверства. Второй раз в эти игры сыграют в 1580 на фоне тяжелой болезни Ивана отца. А вы еще не верите, что Лжедмитрий II с его массовыми расправами в Калуге в 1610 – сын Ивана Ивановича. Порода.
А вот как те же расправы описывает опричник Шлихтинг. Сам кстати в них не участвует. Чего вдруг?
В праздник св. апостола Иакова тиран посылает телохранителей на площадь города Москвы...Вслед затем приводят связанными 300 знатных московских мужей, происходивших из старинных семейств; большинство их — о жалкое зрелище! — было так ослаблено и заморено, что они едва могли дышать. Всех этих лиц ставят пред тираном. Тиран снова возвращается к черни и, стоя в середине ее, спрашивает, правильно ли он делает, что хочет карать своих изменников. Народ восклицает громким голосом: "Живи, преблагий царь. Ты хорошо делаешь, что наказуешь изменников по делам их". Тиран, вернувшись, остановился на своем месте. Он велит вывести на средину 184 человека и говорит своим боярам, которые стояли в некотором отдалении от упомянутой толпы телохранителей: "Вот возьмите, дарю их вам, принимайте, уводите с собою; не имею никакого суда над ними", и они были отпущены из упомянутой толпы стоявших кругом к свите бояр.
Тотчас вслед затем выходит на средину дьяк тирана Василий Щелкалов с очень длинным списком, перечисляя подряд туда внесенных. Он велит вывести на средину Ивана Михайловича, секретаря тирана и заместителя казначея, и упрекает его в порядке списка, в вероломстве и обмане, ища случая и причины для его смерти следующим образом: "Иван, секретарь великого князя, вероломный вероломно поступил. Именно, он написал королю Польскому, обещая ему предать крепость Новгородскую и Псковскую. Это — первый знак твоего вероломства и обмана
Висковатого на смерть обрекает его преемник Василий Щелкалов – верный сподвижник Никиты Романова и (с оговорками) Бориса Годунова. Опять же везде в обращении – безликое «тиран». Его, конечно, переводят на русский как Иван Васильевич, 1530 г.р., но вот он ли это? Помимо прочих обвинений Висковатого казнят за оговор Владимира Старицкого. Грозный в поздних грамотах ничтоже сумняшеся называет двоюродного брата предателем. Как это может сочетаться с приказом о зверской расправе над верным сподвижником и последовательным противником Старицких? А вот Захарьины и их воспитанник вполне могут мстить Висковатому за родственника Фёдорова и очень искренне.
А вот описание страшного-престрашного новгородского погрома из актуальных по времени русских летописей (а не польских фантазий 1580-х или шведских 1610-х).
Холмогорская летопись (с.173)
В лето 7078 Новгород громлен бысть
И туда ему и дорога, так и рвется со строк летописи города- торгового конкурента. Ни подробностей, ни интереса.
Пискаревская летопись (с.191)
Того же году ходил Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии в Новгород гневом и многих людей Новгородския области казнил многими разноличными казнями: мечем, огнем и водою. И в полон, велел имати и грабити всякое сокровище и божество: образы и книги, и колокола, и всякое церковное строение.
Самая прошуйская летопись России явно недовольна происходящим, но описание явно больше похоже на борьбу с еретиками/церковной оппозицией, чем на тотальный погром из учебника.
Ну ок. А сами новгородцы? Внимание, Новгородская летопись (с. 254)
Того же лета пойде с великою яростью и злобою в Великий Новгород Государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея русии самодержец, и пришед сташа в городище, за два поприща от Великого Новгорода; и владыку Пимена сведе к Москве, а бояр многих погуби и всякий людей различными муками, многие тысячи погуби, а игумена Антониева монастыря Геласия убил, и многих иных игуменов и инонческого чина многими муками замучи
Тут уже появляются «многие тысячи», но основной фокус все еще на церковной оппозиции с Пименом и Геласием. Пимен, напомню – архиепископ Новгорода, Геласий – настоятель одного из монастырей. Кстати, и летописи тогда в монастырях писали.
Больше подробностей дает Мазуринская летопись (с. 140)
Того же году Царь и Великий князь Иван Васильевич своя дела совершая на Москве, посла же в Великий Новгород наперед себя бояр своих и воевод, князей и детей боярских, и многое множество воинства изгоном. Они же приехоша, постави заставы около всего Новгорода со всяким утверждением, дабы никто, ни един человек из града не ушел. А иные дворяне того же передового полку государеву указу поехаша около всего Великого Новгорода по всем монастырям, запечаташа монастырския казны и церковныя палатки и козенки и всякия потребы, а игуменов, и соборных старцев, и черных священников, и дьяконов изо всех монастырей около Новгорода собраша, взяша с собою. В Великий Новгород числом до пятисот и больши и поставиша всех на правеж до государева приезду. А иные дети боярские того же полку от всех храмов собравше попов и дьяконов, поставиша правеж и раздаша их за приставы по 10 человек приставу и повелеша их держати крепко во узлах железных и на правежи бити от утра и до вечера нещадно до искупа, а правити на них по десяти рублев новгородских. А иные дети боярские того же полку по всему Великому Новгороду запечаташа подцковия у всех храмов и домовныя палаты у всех именитых людей со имением и поставиша многие стражи, и повелеша крепко стрещи до государева приезду. А иные дети боярские того же полку в Великом Новгороде гостей и приказных людей и всех именитых людей переимав, раздаша за приставы и повелеша приставом во узах крепко стрещи, а домы их и имения запечаташа, а жены их и дети повелеша стражем крепко соблюсти до государева приезду. Та же и сам царь прииде к Новгороду и учиниша новгородцем козни и грабеж, из зачала на них такова разорения, кровопролития и грабежу не бывало
Перед нами описание полицейской операции, не встретившей особого сопротивления в городе. Проведенная с молчаливого согласия, а может и при прямом участии наместника князя Пронского, который уже год как начал высылки неблагонадежных. Описание «разорения, кровопролития и грабежу» максимально сжато. Кстати, большая часть казненных в июне на Поганой Луже и в июле в Новгороде именно тогда и арестована.
Истории про страшный-престрашный разгром напишут десятилетием спустя наши враги, пытавшиеся разделять и властвовать уже в те стародавние времена. Которым в целом глубоко неинтересно различать Иванов и вообще разбираться в этих непонятных неправильных русских, которые такие еретики, что от них Бога тошнит. Карамзин и учебник им верят, я – нет, и нас таких много. Ну или мне в это очень хочется верить.
Вот такая вот история. И кто после этого альтернативщик – я или Карамзин? Решайте сами.