Найти в Дзене
Мутное время

Летописи против учебников. Источники про конец опричнины (1569-72)

Самой популярной претензией ко мне как к автору у читателей (выводя за скобки сумасшедших филологов, которые считают, что Шереметьев обязательно Шереметев и никак иначе) были редкие отсылки к источникам вдохновения в виде реальных летописей. Исправляюсь. Ну и заодно даю вам невероятный шанс соотнести источники и закрепившуюся в источниках версию Карамзина. Вот пример. Когда кому-то из фанатов Ивана Грозного рассказываешь о фактическом разделе России в 1572 году между Василием Дмитровским (сыном Владимира Старицкого) и Иваном Грозным с сыновьями лучшее что тебя может ждать – обвинение в употреблении запрещенных препаратов. А я употреблял не их, а Пискаревский летописец. Вот вам цитата (с.192): «Лета 7080 виде царь крымский гнев Божий над русскою землею попущением Божиим за грехи наша. И прииде царь с великими похвалами и с многими силами на Русскую землю, и расписав всю Русскую землю, кому ждо что дати, как при Батые. А князь Великий в ту пору был в Новгороде в Великом со всем, а на Мос

Самой популярной претензией ко мне как к автору у читателей (выводя за скобки сумасшедших филологов, которые считают, что Шереметьев обязательно Шереметев и никак иначе) были редкие отсылки к источникам вдохновения в виде реальных летописей. Исправляюсь.

Ну и заодно даю вам невероятный шанс соотнести источники и закрепившуюся в источниках версию Карамзина.

Вот пример. Когда кому-то из фанатов Ивана Грозного рассказываешь о фактическом разделе России в 1572 году между Василием Дмитровским (сыном Владимира Старицкого) и Иваном Грозным с сыновьями лучшее что тебя может ждать – обвинение в употреблении запрещенных препаратов. А я употреблял не их, а Пискаревский летописец. Вот вам цитата (с.192):

«Лета 7080 виде царь крымский гнев Божий над русскою землею попущением Божиим за грехи наша. И прииде царь с великими похвалами и с многими силами на Русскую землю, и расписав всю Русскую землю, кому ждо что дати, как при Батые. А князь Великий в ту пору был в Новгороде в Великом со всем, а на Москве оставил Велики князя Василия Володимеровича Дмитровом»

Добросовестные историки уже всё собрали - бери и пользуйся. Из открытых источников
Добросовестные историки уже всё собрали - бери и пользуйся. Из открытых источников

Пискаревский летописец считается хоть и несколько ангажированным, но достоверным источником (летопись нижегородская, склонна несколько переоценивать роль Шуйских в успехах русского государства; ну или классические историки склонны недооценивать). Фактических ошибок в ней не обнаружено, на нее ссылаются, с ней не спорят.

И что мы видим?

Черным по белому – два великих князя, Иван Васильевич Новгородский и Василий Владимирович Московский (Дмитровский). Где вы найдете такое в учебниках? Нигде. Мутно промолчат. Зачем? Ну как, у нас же типа централизованное государство со столицей в Москве. Свежесожженой.

И рядом приходится учебнику наворачивать вагоны недоговорок про ту же битву при Молодях. Чего это русская армия так мала, что и Оку перекрыть не может и сидит против Девлет-Гирея в глухой обороне? Приходится изобретать сложные конструкции типа нереально огромной крымской армии, предательства или больших потерь в московском пожаре 1571, к которому большая часть российской армии банально не поспела. А на деле она и правда мала, не менее половины вчерашних сил подчиняется новгородскому князю Ивану с его Мстиславским. Тот уже разок дозащищал Москву до пожара.

Картинка на тему битвы при Молодях. Из открытых источников
Картинка на тему битвы при Молодях. Из открытых источников

Но вот если эта армия и правда в начале июля 1572 года шла на юг ускоренным маршем (об этом писал Воротынскому комендант Москвы князь Юрий Токмаков), то поведение Девлет-Гирея, бросившего недобитого Воротынского с его гуляй-городом становится понятным и оправданным. Как и казни победоносных воевод год спустя. Князь Василий в 1573 году умер, Иваны Грозный и Мстиславский подчистили альтернативную элитную группу в лице героев битвы при Молодях Воротынского, Одоевского и Морозова.

Иван Грозный в то грозовое лето 1572 вполне себе комфортно себя чувствует в «свежеразгромленном» Новгороде. Цитата из новгородской второй летописи (с.170):

В лето 7080, мая 31, Государь и царевичи приехали в монастырь ко Спасу на Хутыню на четвертомнадцатом часе дни, и стречал его игумен Варлаам всем собором, и в те же поры во все колоколы звонили; и царевичи были в церкви и молились Спасу и пречистей Богородицы и преподобному Варламу, а Государь стоял у церковных дверей у стороннех, где лежит чудотворец Варлам; из церкви Государь пошел и с царевичи в игуменскую келию, и за ним князи и бояри, и за Государем пошел владыка в келию с образы, и за владыкою все игумены с образы, Государю челом ударити - и Государь образы принял у владыки и у всех игуменов и звал к себе всех ясти хлеба, и владыка, игумены и старцы, и все князи и бояре ели хлеб в монастыре, в игуменской кельи, в вышкы. А царицы Анны было занято в монастыре восем келей, стояти княгинем и боярыням, а сказывают приехала государыня в монастырь на первом часи ночи, а келии заняты были на правой стороны да и досками загорожены с монастыря; и Государь в монастырь ночевал у Спаса, и с царицею и с царевичи. А месяца июня, в 1, в неделю, приехал Государь в Новгород и с царевичи, на четвертом часи дни; и владыка новгородский стречал Государя со кресты на Великом мосту, со архимандритом, игумены и со всем собором, и молебен пел на мосту; да со Государем два архимандрита Сергиева монастыря Феодосей да Симонова монастыря Иев.

Во-первых, нельзя не заметить, что в Новгороде Иван чувствует себя вполне комфортно, он окружен почетом, с ним семья (молодая жена Анна Колтовская и дети Иван и Фёдор). Во-вторых – на него наложено достаточно суровое церковное взыскание, царевичей пускают в церковь помолиться, а он стоит в дверях. Причем и царь, и монахи к этому относятся максимально спокойно.

Обе картинки – абсолютный безумный сюр в рамках истории из учебника и обе они – абсолютно достоверный факт, упомянутый несколькими источниками. Даже собственное венчание с красавицей Анной ему также пришлось наблюдать у входа в церковь, в которую ему как великому грешнику входа не было. Историки робко комментируют, что за четвертый брак. Ну-ну, братоубийство не в счет, конечно. Сам Иван в завещании с ними не согласен, но это произведение древнерусского искусства стоит отдельной статьи.

Иван Грозный и его красавица-жена царица Анна, в будущем - местночтимая святая. Из открытых источников
Иван Грозный и его красавица-жена царица Анна, в будущем - местночтимая святая. Из открытых источников

Если Иван совсем недавно сурово громил этот город, не щадя церквей – с какой радости ему блюсти приличия год спустя? Голову потерявши – по волосам не плачут. А всенародная (и всецерковная) любовь к палачу твоего города год спустя – это как? И не надо сказок про рабское мироощущение, Новгород и за куда меньшее закрыл ворота перед армией второго Романова, например (на всякий случай – я про восстание 1650). А тут Грозный вполне себе живет, в походы ходит, оставляя казну и семью - и ничего. Что еще интереснее – он и сам тратит много времени и сил на украшение Новгорода, проявляя истинную любовь к городу.

Та же вторая новгородская летопись (с.162)

В лето 7078, месяца марта в 13 день, на пятой недели Великого поста, за две недели Христова дни, после государева разгрома в Великом Новгороде, на Торговой стороне, от Волхова все дворы очистили, нарядили площадню, а ставити на том месте двор государев.

Да месяца августа, в 30 день, в среду, взял государь по монастырям грамоты к себе, к Москве, жалованным по всем; и пришла грамота по всем монастырем, с Москвы, по грамоты, в Великий Новгород

Т.е. идея переезда в Новгород рождается уже во время «погрома». Буквально через несколько недель после отъезда царя в городе начинаются масштабные строительные работы, которые не прерывают даже июльские казни. Полтора десятка гектаров застройки, сотни новых дворов, шесть церквей – это детища масштабной стройки, длившейся почти два года. Для Новгорода царь повелел отлить особый колокол. Та же вторая новгородская летопись (с.171)

В лето 7080, месяца сентября в 30 день, в неделю, повелением Царя-Государя Великого князя Ивана Васильевича, слип бысть сей колокол новой в Великий Новгород, в Слободе

Запрос Иван Грозный в Новгороде выдает информацию явно не про стройки и колокола. Из открытых источников
Запрос Иван Грозный в Новгороде выдает информацию явно не про стройки и колокола. Из открытых источников

Дед Грозного Иван III церквей в Новгороде не строил и колоколов не отливал – отнимал. Но его новгородские погромы у историков осуждения не вызывают. Централизатор же, вертикаль – наше всё. Якобы.

Отдельный вопрос – откуда столько квалифицированной рабочей силы в разгромленном городе. ГУЛАГ скажите. Ну так ГУЛАГ хорош, когда нужно каналы и котлованы копать, а тут сложная кропотливая работа. Да и ГУЛАГ по версии википедии перебили аж два раза. Очевидно, что «погром» коснулся Новгорода как-то по касательной.

Откуда я взял историю про Ивана Ивановича как распорядителя казней на Поганой луже? А всё из того же Пискаревского летописца

Лета 7078 положил Царь и Великий князь опалу на многих людей и повеле их казнити разными казнями на Потаной луже. Поставиша стол, а на нем всякое оружие: топоры, и сабли, и копия, и ножи, да котел на огне. А сам царь выехал, вооружася в доспехе и в шоломе и с копьем, повеле казнити диака Ивана висковатого, диака же варом обварити, а иных многих разными муками казниша. И всех 120 человек убиша грех ради наших

Летописец описывает молодого и дерзкого юношу, который гарцует в доспехах и лично участвует в казнях, буквально упиваясь массовой расправой. Роль палачей разделяют Захарьины и Темкины-Ростовские, двор царевича. У Грозного нет своих палачей? Ну как нет, год спустя тех же Темкиных и Захарьиных практически перебьют во время московского пожара.

Все казни Ивана-отца до этого момента – максимально непубличные. Он не устроил шоу ни из казни Горбатого, ни из казни Фёдорова, ни из казни Старицкого. Все они и непубличные, и неазартные. Порой просто убийства из-за угла, как в начале 1564.

А тут, как и в Новгороде в июле 1570 – нарочитая публичность и зверства. Второй раз в эти игры сыграют в 1580 на фоне тяжелой болезни Ивана отца. А вы еще не верите, что Лжедмитрий II с его массовыми расправами в Калуге в 1610 – сын Ивана Ивановича. Порода.

А вот как те же расправы описывает опричник Шлихтинг. Сам кстати в них не участвует. Чего вдруг?

В праздник св. апостола Иакова тиран посылает телохранителей на площадь города Москвы...Вслед затем приводят связанными 300 знатных московских мужей, происходивших из старинных семейств; большинство их — о жалкое зрелище! — было так ослаблено и заморено, что они едва могли дышать. Всех этих лиц ставят пред тираном. Тиран снова возвращается к черни и, стоя в середине ее, спрашивает, правильно ли он делает, что хочет карать своих изменников. Народ восклицает громким голосом: "Живи, преблагий царь. Ты хорошо делаешь, что наказуешь изменников по делам их". Тиран, вернувшись, остановился на своем месте. Он велит вывести на средину 184 человека и говорит своим боярам, которые стояли в некотором отдалении от упомянутой толпы телохранителей: "Вот возьмите, дарю их вам, принимайте, уводите с собою; не имею никакого суда над ними", и они были отпущены из упомянутой толпы стоявших кругом к свите бояр.

Тотчас вслед затем выходит на средину дьяк тирана Василий Щелкалов с очень длинным списком, перечисляя подряд туда внесенных. Он велит вывести на средину Ивана Михайловича, секретаря тирана и заместителя казначея, и упрекает его в порядке списка, в вероломстве и обмане, ища случая и причины для его смерти следующим образом: "Иван, секретарь великого князя, вероломный вероломно поступил. Именно, он написал королю Польскому, обещая ему предать крепость Новгородскую и Псковскую. Это — первый знак твоего вероломства и обмана

Висковатого на смерть обрекает его преемник Василий Щелкалов – верный сподвижник Никиты Романова и (с оговорками) Бориса Годунова. Опять же везде в обращении – безликое «тиран». Его, конечно, переводят на русский как Иван Васильевич, 1530 г.р., но вот он ли это? Помимо прочих обвинений Висковатого казнят за оговор Владимира Старицкого. Грозный в поздних грамотах ничтоже сумняшеся называет двоюродного брата предателем. Как это может сочетаться с приказом о зверской расправе над верным сподвижником и последовательным противником Старицких? А вот Захарьины и их воспитанник вполне могут мстить Висковатому за родственника Фёдорова и очень искренне.

А вот описание страшного-престрашного новгородского погрома из актуальных по времени русских летописей (а не польских фантазий 1580-х или шведских 1610-х).

Холмогорская летопись (с.173)

В лето 7078 Новгород громлен бысть

И туда ему и дорога, так и рвется со строк летописи города- торгового конкурента. Ни подробностей, ни интереса.

Пискаревская летопись (с.191)

Того же году ходил Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии в Новгород гневом и многих людей Новгородския области казнил многими разноличными казнями: мечем, огнем и водою. И в полон, велел имати и грабити всякое сокровище и божество: образы и книги, и колокола, и всякое церковное строение.

Самая прошуйская летопись России явно недовольна происходящим, но описание явно больше похоже на борьбу с еретиками/церковной оппозицией, чем на тотальный погром из учебника.

Ну ок. А сами новгородцы? Внимание, Новгородская летопись (с. 254)

Того же лета пойде с великою яростью и злобою в Великий Новгород Государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея русии самодержец, и пришед сташа в городище, за два поприща от Великого Новгорода; и владыку Пимена сведе к Москве, а бояр многих погуби и всякий людей различными муками, многие тысячи погуби, а игумена Антониева монастыря Геласия убил, и многих иных игуменов и инонческого чина многими муками замучи

 Антониев монастырь, настоятелем которого был упомянутый Геласий. Естественно, по версии современной церкви преподобомученик, а никак не злой еретик. Монастырь, кстати, в 1569 не пострадал. Из открытых источников
Антониев монастырь, настоятелем которого был упомянутый Геласий. Естественно, по версии современной церкви преподобомученик, а никак не злой еретик. Монастырь, кстати, в 1569 не пострадал. Из открытых источников

Тут уже появляются «многие тысячи», но основной фокус все еще на церковной оппозиции с Пименом и Геласием. Пимен, напомню – архиепископ Новгорода, Геласий – настоятель одного из монастырей. Кстати, и летописи тогда в монастырях писали.

Больше подробностей дает Мазуринская летопись (с. 140)

Того же году Царь и Великий князь Иван Васильевич своя дела совершая на Москве, посла же в Великий Новгород наперед себя бояр своих и воевод, князей и детей боярских, и многое множество воинства изгоном. Они же приехоша, постави заставы около всего Новгорода со всяким утверждением, дабы никто, ни един человек из града не ушел. А иные дворяне того же передового полку государеву указу поехаша около всего Великого Новгорода по всем монастырям, запечаташа монастырския казны и церковныя палатки и козенки и всякия потребы, а игуменов, и соборных старцев, и черных священников, и дьяконов изо всех монастырей около Новгорода собраша, взяша с собою. В Великий Новгород числом до пятисот и больши и поставиша всех на правеж до государева приезду. А иные дети боярские того же полку от всех храмов собравше попов и дьяконов, поставиша правеж и раздаша их за приставы по 10 человек приставу и повелеша их держати крепко во узлах железных и на правежи бити от утра и до вечера нещадно до искупа, а правити на них по десяти рублев новгородских. А иные дети боярские того же полку по всему Великому Новгороду запечаташа подцковия у всех храмов и домовныя палаты у всех именитых людей со имением и поставиша многие стражи, и повелеша крепко стрещи до государева приезду. А иные дети боярские того же полку в Великом Новгороде гостей и приказных людей и всех именитых людей переимав, раздаша за приставы и повелеша приставом во узах крепко стрещи, а домы их и имения запечаташа, а жены их и дети повелеша стражем крепко соблюсти до государева приезду. Та же и сам царь прииде к Новгороду и учиниша новгородцем козни и грабеж, из зачала на них такова разорения, кровопролития и грабежу не бывало

Перед нами описание полицейской операции, не встретившей особого сопротивления в городе. Проведенная с молчаливого согласия, а может и при прямом участии наместника князя Пронского, который уже год как начал высылки неблагонадежных. Описание «разорения, кровопролития и грабежу» максимально сжато. Кстати, большая часть казненных в июне на Поганой Луже и в июле в Новгороде именно тогда и арестована.

Истории про страшный-престрашный разгром напишут десятилетием спустя наши враги, пытавшиеся разделять и властвовать уже в те стародавние времена. Которым в целом глубоко неинтересно различать Иванов и вообще разбираться в этих непонятных неправильных русских, которые такие еретики, что от них Бога тошнит. Карамзин и учебник им верят, я – нет, и нас таких много. Ну или мне в это очень хочется верить.

Вот такая вот история. И кто после этого альтернативщик – я или Карамзин? Решайте сами.