Найти в Дзене

Морские вертолеты

Картинка из свободных источников. Вертолет МИ-14
Картинка из свободных источников. Вертолет МИ-14

Трудно переоценить влияние, которое оказал вертолет на развитие флота и тактику морских операций, в первую очередь борьбы с подводными лодками. Вертолеты, оснащенные гидроакустической станцией и вооруженные торпедами, могут базироваться непосредственно на противолодочных кораблях — эсминцах и фрегатах — и действовать в самом тесном взаимодействии с ними. Вертолеты выполняют и другие задачи, характерные для морской авиации — действуют против надводных кораблей, осуществляют высадку и огневую поддержку морских десантов, используются для ведения разведки. Применяются вертолеты и для уничтожения неконтактных мин с помощью буксируемых плотиков-тралов. Морские вертолеты часто оснащаются особыми устройствами, облегчающими взлет и посадку на палубу при сильном волнении. Так, британский вертолет Lynx имеет под фюзеляжем устройство наподобие гарпуна, которым он цепляется за металлическую решетку, устанавливаемую на палубе. Канадские эсминцы оснащаются системой, известной как Beartrap («медвежий капкан»). Зависая над палубой, вертолет бросает трос, который закрепляется на лебедке, после чего «подтягивается» к палубе. В момент касания выпирающий гарпун захватывает с зажимами металлического устройства наподобие кап кана, вертолет приземляется на металлическую конструкцию-основание и вместе с ней по утоп ленным рельсам передвигается в ангар. К другим особенностям устройства морских вертолетов относится использование двух двигателей. Не которые типы морских вертолетов имеют фюзеляж наподобие лодки, что позволяет им садиться на спокойную воду, другие оборудованы емкостями, заполняемыми сжатым воздухом.

Россия (СССР)

В середине 1960-х годов Военно-морской флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолете, построенном на базе хорошо зарекомендовавшей себя машины. В 1967 году такой вертолет был создан. Им стал Ми-14, построенный на базе вертолета Ми-8, но оснащенный более мощными двигателями ТВЗ-117. Фюзеляж Ми-14 выполнен по типу «амфибия» с двумя поплавками бочкообразной формы по бокам. Существенным отличием Ми-14 от других вертолетов является универсальность рулевого винта, с помощью которого осуществляются и маневры на плаву. Ми-14 может выполнять боевые задачи по высадке морского десанта. Оборудование вертолета такое же, как и Ми-8, но отличается наличием многорежимной РЛС и буксировочно-загрузочного устройства. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в оружейном отсеке.

На противолодочном Ми-14ПЛ (диа­метр главного винта — 21,29 м; длина — 18,38 м; масса: пустого — 11 750 кг; максималь­ная взлетная — 14000 кг; двигатели — 2хГТД Климов ТВЗ-117МТ (по 1980 л. с.); скорость: максимальная — 230 км/ч, крейсерская — 215 км/ч; практическая дальность — 1135 км; продолжительность полета — 5 ч 56 мин; по­толок: практический — 3500 м, статический— 1600 м; экипаж — 2-3 пилота + 2-3 операто­ра; 3000 кг боевой нагрузки в отсеке оружия) установлены РЛС 12-М, опускаемая гидроаку­стическая станция «Ока-2», магнитный обна­ружитель АПМ-60, KB-радиостанция Р-842-М, УКВ-радиостанция Р-860, радиовысотомер РВ-3, радиокомпасы АР К-9 и АРК-У2, доплеровский измеритель ДИСС-15, автопилот АП-34Б, система автоматического управления САУ-14. Спасательный Ми-14ПС несет 10 спасатель­ных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами.

Вертолеты Ми-14 поставлялись в государ­ства Варшавского договора, на Кубу и в Ли­вию.

Вертолет Ка-27 (диаметр главного винта — 15,9 м; длина — 11,3 м; высота — 5,4 м; масса: пустого — 6100 кг, максимальная взлетная — 12000 кг; скорость: максимальная — 250 км/ч; крейсерская — 230 км/ч; практическая даль­ность — 800 км; потолок: практический — 5000 м, статический — 3500 м; экипаж — 2-3 чел.; вооружение: 2000 кг боевой нагрузки в от­секе оружия), созданный в ОКБ Н. И. Камова, яв­ляется дальнейшим развитием противолодоч­ного вертолета Ка-25. Первый полет опытного образца вертолета, имевшего обозначение Ка-252, был совершен 24 декабря 1973 года. Се­рийное производство осуществлялось на вер­толетном заводе в г. Кумертау с 1977 года. Ос­новным назначением Ка-27 является поиск, обнаружение и поражение подводных лодок.

Состоящая из двух газотурбинных двигате­лей Климов ТВЗ-117 (по 2225 л. с.) силовая уста­новка размещена над средней частью фюзеля­жа. Соосные несущие винты вертолета имеют по три складывающиеся лопасти, лонжероны которых выполнены из углепластиков.

В передней части находится кабина экипа­жа, под которой смонтирована РЛС. Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, под полом которой находится отсек для размещения противолодочного вооружения. В задней части фюзеляжа имеется отсек для опускаемой гидроакустической станции. Фюзеляж заканчивается хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления. Вертолет оснащен прицельно-поисковой системой «Осьминог-Э». Для поражения под водных лодок в отсеке вооружения разме­щаются противолодочные торпеды АТ-1 MB, глубинные бомбы, авиабомбы калибром до 250 кг. На вертолете могут быть установлены также управляемые противолодочные ракеты АПР-2Э.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Транспортно-боевой вертолет Ка-29 (диаметр главного винта — 15,9 м; длина — 11,6 м; масса: пустого — 5520 кг, максималь­ная взлетная — 12600 кг; двигатели — 2хГТД Климов ТВЗ-117 В К; (2x2225 л. с.); максималь­ная скорость — 250 км/ч; практическая даль­ность — 800 км; дальность действия — 180 км; потолок: практический — 5000 м, статический — 3500 м; экипаж — 2 чел.; вооружение: 7,62-мм пулемет (1800 патронов) или 30-мм пушка А242 (250 патронов), 2000 кг боевой нагрузки на 4 узлах подвески) разработан в ОКБ им. Н. И. Камова. Он предназначен для десантиро­вания с кораблей и судов подразделений мор­ской пехоты, огневой поддержки морского десанта, переброски личного состава, грузов с плавбаз и судов снабжения на боевые кораб­ли и суда ВМФ. Первый полет опытного верто­лета Ка-29 состоялся 28 июля 1976 года. Посту­пил на вооружение ВМФ СССР в 1985 году.

В боевом варианте вертолет может быть вооружен неподвижной пушкой 2А42 (калибр 30 мм, боезапас 250 снарядов). Авиацион­ный стрелковый прицел АСП-17ВК сопряжен с лазерным дальномером. На фермах внеш­них подвесок (с четырьмя балочными держа­телями) могут также устанавливаться: 8 ПТУР «Штурм»; 80 НАР калибра 80 мм; 2 универ­сальных контейнера с пушками калибра 23 мм (боезапас 250 снарядов); 2 зажигательных бака типа ЗБ-500. В обоих вариантах Ка-29 воору­жен подвижной пулеметной установкой кали­бра 7,62 мм (боекомплект 1800 патронов).

Для обеспечения боевой живучести вер­толета кабина экипажа и агрегаты силовой установки бронированы, топливные баки про­ектированы и заполнены пенополиуретаном. Для защиты от ракет с ИК-головками само­наведения предусмотрена установка экран­но-выхлопных устройств двигателей, а также станции оптико-электронных помех и устрой­ства выброса дипольных отражателей и ИК- ловушек.

Вертолет оснащен складывающимся вин­том соосной схемы. Оригинальная конструк­ция шасси позволяет выполнять взлет и посад­ку на качающуюся палубу корабля.

США

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

SH-2F Seasprite — созданная в начале 1970-х годов модификация вертолета амери­канской фирмы Kaman SH-2 Seasprite для мно­гоцелевой системы LAMPS Мк.1, включающей вертолет и корабль с соответствующей радио­электронной аппаратурой. В составе этой системы вертолет обеспечивает поиск, слежение и уничтожение подводных лодок противника, поиск и наблюдение за надводными кораблями, целеуказание противокорабельным ракетным комплексам, а также проведение поисково- спасательных работ и транспортирование грузов. Для выполнения этих задач на вертолете смонтировано бортовое радиоэлектронное оборудование, включающее в себя поисковую РЛС, буксируемый магнитный обнаружитель, обнаружительный приемник и аппаратуру на­вигации и связи.

Последняя модификация вертолета — SH-2G Super Seasprite (диаметр главного винта — 13,41 м; длина — 12,19 м; масса: пу­стого — 3500 кг, максимальная взлетная — 6115 кг; двигатели — 2хГТД General Electric T700-GE-401C (по 1360 л. с.); скорость: макси­мальная — 261 км/ч, крейсерская — 222 км/ч; практическая дальность — 1008 км; продол­жительность полета — 4 ч 30 мин; потолок: практический — 6220 м; статический — 5360 м; экипаж — 3 чел.; вооружение: возможна уста­новка двух 7,62-мм пулеметов, 544 кг боевой нагрузки на 2 узлах подвески) — оснащена многоцелевой РЛС Litton LN-66HP и поиско­вой РЛС APS-143, системой наведения на базе AN/AAQ-16 FLIR и AN/AAQ-22, системами РЗР AN/ALR-66 (V) 1 (предупреждения об облуче нии РЛС), AN/ALR-93 (система подавления по­мех), AN/AAR-47 (ракетное предупреждение), AN/ALQ-144 (подавление ИК-помех) и AN/ALE- 39 (система постановки активных и пассивных помех). Для обнаружения подводных лодок используется система Litton's ASN-150 Tactical Navigation(TACNAV) и система обнаружения магнитных аномалий AlliedSignal AN/AQS-18A. Кроме ВМС США вертолет поставляется в ВМС Австралии (SH-2G (А)), Новой Зеландии и Егип­та (SH-2G (Е)).

В 1977 году ВМС США приняли решение об использовании вертолета YUH-60A фир­мы Sikorsky (созданного на базе армейского SH-60A) как базовой машины для LAMPS Mk III под обозначением SH-60B Seahawk (диаметр главного винта — 16,36 м; длина — 15,26 м, вы­сота — 5,18 м; масса: пустого — 5118 кг, макси­мальная взлетная — 9185 кг; скорость: макси­мальная — 234 км/ч, крейсерская — 220 км/ч; практическая дальность — 2220 км; дальность действия — 280 км; продолжительность па­трулирования — до 3 ч; скороподъемность — 213 м/мин; потолок: практический — 5790 м, статический — 3170 м; экипаж — 3 чел.; воору­жение: 907 кг боевой нагрузки на 2 узлах под­вески).

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Опытный YSH-60B поднялся в воздух 12 декабря 1979 года. Первая эскадрилья дос­тигла боеготового статуса в 1984 году.

SH-60B несколько отличается от армей­ского SH-60A: на него устанавливаются более мощные двигатели General Electric T700-GE- 701С (по 1930 л. с.), приспособленные для эксплуатации в морских условиях, лопасти несущего винта могут автоматически склады­ваться, несущий винт оснащен тормозом, хво­стовой пилон складывается, корпус обладает положительной плавучестью, конструкция шасси упрощена, дверь кабины раздвижная, имеется спасательная лебедка, зато снята бронезащита мест пилота и второго пилота. Оптимальные летно-эксплуатационные каче­ства обеспечиваются увеличенным бортовым запасом топлива, средствами для дозаправки в воздухе (в парении), подфюзеляжным грузо­вым крюком, спецоборудованием для посадки на корабль и помещения в ангар при сильном волнении, поисковым радиолокатором, пило­ном для магнитодетектора, бортовыми точка­ми крепления для торпед или дополнитель­ных топливных баков, сбрасывателем РГАБ (радиогидроакустических буев) и носовыми подфюзеляжными контейнерами для средств радиоперехвата. Вооружение SH-60B включа­ет 2 торпеды Mk.46, Мк.50 Barracuda, или 2 ПКР AGM-84 Harpoon, или AGM-119В Penguin.

SH-60F Ocean Hawk предназначен для защиты внутренней зоны авианосного соеди­нения в ближнем районе противолодочных действий. Вместо системы LAMPS Mk III он оснащен противолодочным оборудовани­ем, в том числе опускаемым гидролокатором Bendix ASQ-13F.

Заказывая компании Sikorsky вертолеты СН-53А, командование Корпуса морской пехо­ты США рассчитывало со временем использо­вать их для траления мин. Очевидно, что если вертолет летит достаточно высоко над волна­ми и тянет за собой специальную плавучую волокушу или минный детектор, то детонация мин не должна ему повредить, и лучший мин­ный тральщик трудно представить.

В 1971 году 15 этих вертолетов были пере­даны в состав ВМС. На них установили двига­тели T64-GE-413; вертолет при этом поменял обозначение на RH-53A.

Набрав по итогам эксплуатации RH-53A не­который опыт, ВМС заказали 30 машин специа­лизированных вертолетов RH-53D (диаметр несущего винта — 22,02 м; длина при вращаю­щихся винтах — 26,9 м; высота — 7,59 м; масса: нормальная взлетная — 19051 кг, максималь­ная взлетная — 22680 кг; двигатели — ЗхГТД General Electric T64-GE-415 (по 4380 л. с.); продолжительность полета без дозаправки — больше 4 ч; вооружение: могут устанавливать­ся два 12,7-мм пулемета с усиленным корпусом для буксировки плавучей волокуши и усилен­ным шасси для действий с увеличенным взлет­ным весом. Первоначально силовую установ ку составили ГТД T64-GE-415 (по 4380 л. с.). Чтобы увеличить продолжительность полета, над обоими бортовыми спонсонами было установлено по дополнительному топлив­ному баку, а также добавилась носовая сты­ковочная штанга для дозаправки в воздухе. Система управления полетом позволяет при буксировке трала автоматически выдержи­вать заданный угол рыскания буксировочного троса, а если предельно допустимые значения натяжения троса и угла рыскания будут пре­вышены, то трос автоматически выпускается. RH-53D впервые поднялся в воздух 27 октября 1972 года, а на вооружение эти машины, осна­щенные для траления мин с акустическими, магнитными и механическими взрывателями, стали поступать с 1973 года.

Вертолет Sikorsky HSS-2 был предметом контракта ВМС США, полученного компанией 23 сентября 1957 года.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Вариант S-61 имел водонепроницаемое убирающееся в корпус шас­си на поддерживающих поплавках и оснащал­ся двумя турбовальными двигателями General Electric Т58, приводившими в движение пяти­лопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта 1959 года. Серий­ный вариант SH-3A Sea King начал поступать на вооружение в сентябре 1961 года. Увеличе­ние запаса топлива и установка ГТД T58-GE-10 (1419 л. с.) привели к новому обозначению SH-3D. Эти вертолеты впервые были поставле­ны в июне 1966 года. Последующие варианты с 1971 года разрабатывались на основе верто­лета SH-3H с усовершенствованным противо­лодочным и электронным оборудованием для наблюдения.

В 1959 году английская фирма Westland по­лучила лицензию на S-61. Для британского ко­ролевского флота был разработан противоло­дочный вертолет Sea King HAS. Mk.1 (диаметр главного винта — 18,90 м; длина — 22,14 м; масса: пустого — 7428 кг, максимальная взлет­ная — 9752 кг; двигатели — 2хГТД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.l 400-1T (по 1684 л. с.); скорость: максимальная — 226 км/ч, крей­серская — 204 км/ч; практическая даль­ность — 1742 км; дальность действия — до 1482 км; время патрулирования — 2 ч; ско­роподъемность — 619 м/мин; потолок: прак­тический — 6200 м, статический — 1980 м; экипаж — 2 пилота + 2 оператора; вооруже­ние — возможна установка 7.62-мм пулемета, боевая нагрузка — 1134 кг на 2 узлах подвес­ки), на котором были установлены британские двигатели и оборудование. Главным отличием НАS. Мк.1 было то, что он самостоятельно, без связи с кораблем базирования, должен был проводить поиск и уничтожение подводных лодок. Для облегчения размещения на кораблях Sea King имеет автоматически складываемый хвостовой обтекатель. Противокорабельный вариант Sea King вооружен двумя ПКР Sea Eagle. С таким вооружением вертолет может атаковать цели на дальности до 52 морских миль.

Продолжение следует….