Трудно переоценить влияние, которое оказал вертолет на развитие флота и тактику морских операций, в первую очередь борьбы с подводными лодками. Вертолеты, оснащенные гидроакустической станцией и вооруженные торпедами, могут базироваться непосредственно на противолодочных кораблях — эсминцах и фрегатах — и действовать в самом тесном взаимодействии с ними. Вертолеты выполняют и другие задачи, характерные для морской авиации — действуют против надводных кораблей, осуществляют высадку и огневую поддержку морских десантов, используются для ведения разведки. Применяются вертолеты и для уничтожения неконтактных мин с помощью буксируемых плотиков-тралов. Морские вертолеты часто оснащаются особыми устройствами, облегчающими взлет и посадку на палубу при сильном волнении. Так, британский вертолет Lynx имеет под фюзеляжем устройство наподобие гарпуна, которым он цепляется за металлическую решетку, устанавливаемую на палубе. Канадские эсминцы оснащаются системой, известной как Beartrap («медвежий капкан»). Зависая над палубой, вертолет бросает трос, который закрепляется на лебедке, после чего «подтягивается» к палубе. В момент касания выпирающий гарпун захватывает с зажимами металлического устройства наподобие кап кана, вертолет приземляется на металлическую конструкцию-основание и вместе с ней по утоп ленным рельсам передвигается в ангар. К другим особенностям устройства морских вертолетов относится использование двух двигателей. Не которые типы морских вертолетов имеют фюзеляж наподобие лодки, что позволяет им садиться на спокойную воду, другие оборудованы емкостями, заполняемыми сжатым воздухом.
Россия (СССР)
В середине 1960-х годов Военно-морской флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолете, построенном на базе хорошо зарекомендовавшей себя машины. В 1967 году такой вертолет был создан. Им стал Ми-14, построенный на базе вертолета Ми-8, но оснащенный более мощными двигателями ТВЗ-117. Фюзеляж Ми-14 выполнен по типу «амфибия» с двумя поплавками бочкообразной формы по бокам. Существенным отличием Ми-14 от других вертолетов является универсальность рулевого винта, с помощью которого осуществляются и маневры на плаву. Ми-14 может выполнять боевые задачи по высадке морского десанта. Оборудование вертолета такое же, как и Ми-8, но отличается наличием многорежимной РЛС и буксировочно-загрузочного устройства. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в оружейном отсеке.
На противолодочном Ми-14ПЛ (диаметр главного винта — 21,29 м; длина — 18,38 м; масса: пустого — 11 750 кг; максимальная взлетная — 14000 кг; двигатели — 2хГТД Климов ТВЗ-117МТ (по 1980 л. с.); скорость: максимальная — 230 км/ч, крейсерская — 215 км/ч; практическая дальность — 1135 км; продолжительность полета — 5 ч 56 мин; потолок: практический — 3500 м, статический— 1600 м; экипаж — 2-3 пилота + 2-3 оператора; 3000 кг боевой нагрузки в отсеке оружия) установлены РЛС 12-М, опускаемая гидроакустическая станция «Ока-2», магнитный обнаружитель АПМ-60, KB-радиостанция Р-842-М, УКВ-радиостанция Р-860, радиовысотомер РВ-3, радиокомпасы АР К-9 и АРК-У2, доплеровский измеритель ДИСС-15, автопилот АП-34Б, система автоматического управления САУ-14. Спасательный Ми-14ПС несет 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами.
Вертолеты Ми-14 поставлялись в государства Варшавского договора, на Кубу и в Ливию.
Вертолет Ка-27 (диаметр главного винта — 15,9 м; длина — 11,3 м; высота — 5,4 м; масса: пустого — 6100 кг, максимальная взлетная — 12000 кг; скорость: максимальная — 250 км/ч; крейсерская — 230 км/ч; практическая дальность — 800 км; потолок: практический — 5000 м, статический — 3500 м; экипаж — 2-3 чел.; вооружение: 2000 кг боевой нагрузки в отсеке оружия), созданный в ОКБ Н. И. Камова, является дальнейшим развитием противолодочного вертолета Ка-25. Первый полет опытного образца вертолета, имевшего обозначение Ка-252, был совершен 24 декабря 1973 года. Серийное производство осуществлялось на вертолетном заводе в г. Кумертау с 1977 года. Основным назначением Ка-27 является поиск, обнаружение и поражение подводных лодок.
Состоящая из двух газотурбинных двигателей Климов ТВЗ-117 (по 2225 л. с.) силовая установка размещена над средней частью фюзеляжа. Соосные несущие винты вертолета имеют по три складывающиеся лопасти, лонжероны которых выполнены из углепластиков.
В передней части находится кабина экипажа, под которой смонтирована РЛС. Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, под полом которой находится отсек для размещения противолодочного вооружения. В задней части фюзеляжа имеется отсек для опускаемой гидроакустической станции. Фюзеляж заканчивается хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления. Вертолет оснащен прицельно-поисковой системой «Осьминог-Э». Для поражения под водных лодок в отсеке вооружения размещаются противолодочные торпеды АТ-1 MB, глубинные бомбы, авиабомбы калибром до 250 кг. На вертолете могут быть установлены также управляемые противолодочные ракеты АПР-2Э.
Транспортно-боевой вертолет Ка-29 (диаметр главного винта — 15,9 м; длина — 11,6 м; масса: пустого — 5520 кг, максимальная взлетная — 12600 кг; двигатели — 2хГТД Климов ТВЗ-117 В К; (2x2225 л. с.); максимальная скорость — 250 км/ч; практическая дальность — 800 км; дальность действия — 180 км; потолок: практический — 5000 м, статический — 3500 м; экипаж — 2 чел.; вооружение: 7,62-мм пулемет (1800 патронов) или 30-мм пушка А242 (250 патронов), 2000 кг боевой нагрузки на 4 узлах подвески) разработан в ОКБ им. Н. И. Камова. Он предназначен для десантирования с кораблей и судов подразделений морской пехоты, огневой поддержки морского десанта, переброски личного состава, грузов с плавбаз и судов снабжения на боевые корабли и суда ВМФ. Первый полет опытного вертолета Ка-29 состоялся 28 июля 1976 года. Поступил на вооружение ВМФ СССР в 1985 году.
В боевом варианте вертолет может быть вооружен неподвижной пушкой 2А42 (калибр 30 мм, боезапас 250 снарядов). Авиационный стрелковый прицел АСП-17ВК сопряжен с лазерным дальномером. На фермах внешних подвесок (с четырьмя балочными держателями) могут также устанавливаться: 8 ПТУР «Штурм»; 80 НАР калибра 80 мм; 2 универсальных контейнера с пушками калибра 23 мм (боезапас 250 снарядов); 2 зажигательных бака типа ЗБ-500. В обоих вариантах Ка-29 вооружен подвижной пулеметной установкой калибра 7,62 мм (боекомплект 1800 патронов).
Для обеспечения боевой живучести вертолета кабина экипажа и агрегаты силовой установки бронированы, топливные баки проектированы и заполнены пенополиуретаном. Для защиты от ракет с ИК-головками самонаведения предусмотрена установка экранно-выхлопных устройств двигателей, а также станции оптико-электронных помех и устройства выброса дипольных отражателей и ИК- ловушек.
Вертолет оснащен складывающимся винтом соосной схемы. Оригинальная конструкция шасси позволяет выполнять взлет и посадку на качающуюся палубу корабля.
США
SH-2F Seasprite — созданная в начале 1970-х годов модификация вертолета американской фирмы Kaman SH-2 Seasprite для многоцелевой системы LAMPS Мк.1, включающей вертолет и корабль с соответствующей радиоэлектронной аппаратурой. В составе этой системы вертолет обеспечивает поиск, слежение и уничтожение подводных лодок противника, поиск и наблюдение за надводными кораблями, целеуказание противокорабельным ракетным комплексам, а также проведение поисково- спасательных работ и транспортирование грузов. Для выполнения этих задач на вертолете смонтировано бортовое радиоэлектронное оборудование, включающее в себя поисковую РЛС, буксируемый магнитный обнаружитель, обнаружительный приемник и аппаратуру навигации и связи.
Последняя модификация вертолета — SH-2G Super Seasprite (диаметр главного винта — 13,41 м; длина — 12,19 м; масса: пустого — 3500 кг, максимальная взлетная — 6115 кг; двигатели — 2хГТД General Electric T700-GE-401C (по 1360 л. с.); скорость: максимальная — 261 км/ч, крейсерская — 222 км/ч; практическая дальность — 1008 км; продолжительность полета — 4 ч 30 мин; потолок: практический — 6220 м; статический — 5360 м; экипаж — 3 чел.; вооружение: возможна установка двух 7,62-мм пулеметов, 544 кг боевой нагрузки на 2 узлах подвески) — оснащена многоцелевой РЛС Litton LN-66HP и поисковой РЛС APS-143, системой наведения на базе AN/AAQ-16 FLIR и AN/AAQ-22, системами РЗР AN/ALR-66 (V) 1 (предупреждения об облуче нии РЛС), AN/ALR-93 (система подавления помех), AN/AAR-47 (ракетное предупреждение), AN/ALQ-144 (подавление ИК-помех) и AN/ALE- 39 (система постановки активных и пассивных помех). Для обнаружения подводных лодок используется система Litton's ASN-150 Tactical Navigation(TACNAV) и система обнаружения магнитных аномалий AlliedSignal AN/AQS-18A. Кроме ВМС США вертолет поставляется в ВМС Австралии (SH-2G (А)), Новой Зеландии и Египта (SH-2G (Е)).
В 1977 году ВМС США приняли решение об использовании вертолета YUH-60A фирмы Sikorsky (созданного на базе армейского SH-60A) как базовой машины для LAMPS Mk III под обозначением SH-60B Seahawk (диаметр главного винта — 16,36 м; длина — 15,26 м, высота — 5,18 м; масса: пустого — 5118 кг, максимальная взлетная — 9185 кг; скорость: максимальная — 234 км/ч, крейсерская — 220 км/ч; практическая дальность — 2220 км; дальность действия — 280 км; продолжительность патрулирования — до 3 ч; скороподъемность — 213 м/мин; потолок: практический — 5790 м, статический — 3170 м; экипаж — 3 чел.; вооружение: 907 кг боевой нагрузки на 2 узлах подвески).
Опытный YSH-60B поднялся в воздух 12 декабря 1979 года. Первая эскадрилья достигла боеготового статуса в 1984 году.
SH-60B несколько отличается от армейского SH-60A: на него устанавливаются более мощные двигатели General Electric T700-GE- 701С (по 1930 л. с.), приспособленные для эксплуатации в морских условиях, лопасти несущего винта могут автоматически складываться, несущий винт оснащен тормозом, хвостовой пилон складывается, корпус обладает положительной плавучестью, конструкция шасси упрощена, дверь кабины раздвижная, имеется спасательная лебедка, зато снята бронезащита мест пилота и второго пилота. Оптимальные летно-эксплуатационные качества обеспечиваются увеличенным бортовым запасом топлива, средствами для дозаправки в воздухе (в парении), подфюзеляжным грузовым крюком, спецоборудованием для посадки на корабль и помещения в ангар при сильном волнении, поисковым радиолокатором, пилоном для магнитодетектора, бортовыми точками крепления для торпед или дополнительных топливных баков, сбрасывателем РГАБ (радиогидроакустических буев) и носовыми подфюзеляжными контейнерами для средств радиоперехвата. Вооружение SH-60B включает 2 торпеды Mk.46, Мк.50 Barracuda, или 2 ПКР AGM-84 Harpoon, или AGM-119В Penguin.
SH-60F Ocean Hawk предназначен для защиты внутренней зоны авианосного соединения в ближнем районе противолодочных действий. Вместо системы LAMPS Mk III он оснащен противолодочным оборудованием, в том числе опускаемым гидролокатором Bendix ASQ-13F.
Заказывая компании Sikorsky вертолеты СН-53А, командование Корпуса морской пехоты США рассчитывало со временем использовать их для траления мин. Очевидно, что если вертолет летит достаточно высоко над волнами и тянет за собой специальную плавучую волокушу или минный детектор, то детонация мин не должна ему повредить, и лучший минный тральщик трудно представить.
В 1971 году 15 этих вертолетов были переданы в состав ВМС. На них установили двигатели T64-GE-413; вертолет при этом поменял обозначение на RH-53A.
Набрав по итогам эксплуатации RH-53A некоторый опыт, ВМС заказали 30 машин специализированных вертолетов RH-53D (диаметр несущего винта — 22,02 м; длина при вращающихся винтах — 26,9 м; высота — 7,59 м; масса: нормальная взлетная — 19051 кг, максимальная взлетная — 22680 кг; двигатели — ЗхГТД General Electric T64-GE-415 (по 4380 л. с.); продолжительность полета без дозаправки — больше 4 ч; вооружение: могут устанавливаться два 12,7-мм пулемета с усиленным корпусом для буксировки плавучей волокуши и усиленным шасси для действий с увеличенным взлетным весом. Первоначально силовую установ ку составили ГТД T64-GE-415 (по 4380 л. с.). Чтобы увеличить продолжительность полета, над обоими бортовыми спонсонами было установлено по дополнительному топливному баку, а также добавилась носовая стыковочная штанга для дозаправки в воздухе. Система управления полетом позволяет при буксировке трала автоматически выдерживать заданный угол рыскания буксировочного троса, а если предельно допустимые значения натяжения троса и угла рыскания будут превышены, то трос автоматически выпускается. RH-53D впервые поднялся в воздух 27 октября 1972 года, а на вооружение эти машины, оснащенные для траления мин с акустическими, магнитными и механическими взрывателями, стали поступать с 1973 года.
Вертолет Sikorsky HSS-2 был предметом контракта ВМС США, полученного компанией 23 сентября 1957 года.
Вариант S-61 имел водонепроницаемое убирающееся в корпус шасси на поддерживающих поплавках и оснащался двумя турбовальными двигателями General Electric Т58, приводившими в движение пятилопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта 1959 года. Серийный вариант SH-3A Sea King начал поступать на вооружение в сентябре 1961 года. Увеличение запаса топлива и установка ГТД T58-GE-10 (1419 л. с.) привели к новому обозначению SH-3D. Эти вертолеты впервые были поставлены в июне 1966 года. Последующие варианты с 1971 года разрабатывались на основе вертолета SH-3H с усовершенствованным противолодочным и электронным оборудованием для наблюдения.
В 1959 году английская фирма Westland получила лицензию на S-61. Для британского королевского флота был разработан противолодочный вертолет Sea King HAS. Mk.1 (диаметр главного винта — 18,90 м; длина — 22,14 м; масса: пустого — 7428 кг, максимальная взлетная — 9752 кг; двигатели — 2хГТД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.l 400-1T (по 1684 л. с.); скорость: максимальная — 226 км/ч, крейсерская — 204 км/ч; практическая дальность — 1742 км; дальность действия — до 1482 км; время патрулирования — 2 ч; скороподъемность — 619 м/мин; потолок: практический — 6200 м, статический — 1980 м; экипаж — 2 пилота + 2 оператора; вооружение — возможна установка 7.62-мм пулемета, боевая нагрузка — 1134 кг на 2 узлах подвески), на котором были установлены британские двигатели и оборудование. Главным отличием НАS. Мк.1 было то, что он самостоятельно, без связи с кораблем базирования, должен был проводить поиск и уничтожение подводных лодок. Для облегчения размещения на кораблях Sea King имеет автоматически складываемый хвостовой обтекатель. Противокорабельный вариант Sea King вооружен двумя ПКР Sea Eagle. С таким вооружением вертолет может атаковать цели на дальности до 52 морских миль.
Продолжение следует….