На связи, камрады!
Сегодня в центре внимания - отменённый шутер Duke Nukem: Endangered Species от авторов Chasm: The Rift, Carnivores, "Вивисектора" и "Анабиоза", киевской студии Action Forms (который в декабре прошлого года, хоть и не совсем в готовом состоянии, таки добрался до публикации в Сети - но об этом пока что чуть ниже)
Duke Nukem: Endangered Species - один из тех случаев, когда практически готовый проект внезапно пал жертвой непонятных требований и хотелок заказчика.
Впервые новости о разработке Duke Nukem: Endangered Species появились в феврале 2001 года:
"Gathering of Developers has released new information about its upcoming hunting game, Duke Nukem: Endangered Species. The game is being developed by Texas-based 3D Realms, the creator of the Duke Nukem action games, and Ukrainian studio Action Forms Ltd., which developed the Carnivores hunting game series. In the game, players assume the role of the famous action game hero Duke Nukem, whose voice and personality remain unchanged since his previous games. In Endangered Species, Nukem must hunt down a variety of dangerous animals that are running wild and attacking without provocation. Each mission in the game features new animals, including alligators, sharks, gorillas, lions, and polar bears. In addition, the game features more challenging creatures such as bigfoot, werewolves, and a tyrannosaurus rex. The animals in the game will use sight, sound, and smell to avoid the hunter.
Duke Nukem has more than 10 weapons at his disposal, including hunting rifles, shotguns, crossbows, sniper rifles, machine guns, and pistols. In addition, the game will also feature many weapons from the original Duke Nukem 3D, like the shrink ray, freeze ray, and rocket-propelled grenades. Along with the arsenal of weapons, players have access to several kinds of equipment such as camouflage, scent makers, weapon-sound suppressors, and animal calls. Nukem's sunglasses feature GPS information, animal targeting information, thermal and night vision, and display that presents an analysis of the surrounding terrain.
Duke Nukem: Endangered Species is scheduled for release in the second half of 2001" (https://www.gamespot.com/articles/duke-nukem-endangered-species-details/1100-2686560/)
["Gathering of Developers опубликовала информацию о грядущем проекте в жанре симулятора охоты, Duke Nukem: Endangered Species. Игра разрабатывается техасской компанией 3D Realms, авторами серии экшенов Duke Nukem, и украинской студией Action Forms Ltd., авторов серии симуляторов охоты Carnivores. В грядущей игре от Action Forms главным героем будет Дюк Нюкем, герой известной одноимённой экшен-серии, чей голос и личность остаются неизменными со времен предыдущих игр. В Endangered Species Дюку Нюкему предстоит выследить множество опасных животных, которые одичали и нападают без всякой на то причины. В каждой миссии в игре появляются новые животные, включая аллигаторов, акул, горилл, львов и белых медведей. Кроме того, в игре представлены и такие необычные существа, такие как снежный человек, оборотни и тираннозавр. Животные в игре будут активно использовать свои зрение, слух и обоняние, чтобы избежать встречи с охотником.
В распоряжении Дюка Нюкема - более 10 видов оружия, включая охотничье ружьё, дробовик, арбалет, снайперскую винтовку, пулемет и пистолет. Кроме того, в игре также будет представлено множество видов оружия из оригинальной Duke Nukem 3D, таких как уменьшитель, замораживатель и реактивный гранатомёт. Помимо обширного арсенала оружия, игроки имеют доступ к нескольким видам снаряжения, таким как камуфляж, имитатор запахов, глушитель для оружия и охотничий манок. Солнцезащитные очки Дюка обеспечивают доступ к GPS-навигации на местности, информации о местонахождении животных, тепловизору и прибору ночного видения, а также дисплею, на котором выводится анализ окружающей местности.
Релиз Duke Nukem: Endangered Species запланирован на вторую половину 2001 года"]
"We suppose it was only a matter of time before simulation hunting games and first-person shooters came together as a team in one great big squishy hug. With Take-Two Interactive's recent unveiling of the latest entry in the long-running Duke Nukem series, best described as just that, hillbillies and desk jockeys alike may never be the same again.
Duke Nukem: Endangered Species is set to offer fans of both genres exactly what they want: Lush 3D landscapes (like jungles, forests, and mountains), an arsenal of kick-ass weapons (10 in all, including crossbows, shotguns, and sniper rifles), and plenty of prey to mow down into oblivion.
The cool thing is, that unlike those "other" hunting simulations out there, Endangered Species will offer a wide range of fantastic game to feast at the tip of your barrel. Bigfoot, werewolves, and Tyrannosaurs only scratch the surface of what to expect. With each reacting uniquely to what are now staples of Duke's famous weaponry (shrink rays, freeze rays, you name it!). Best of all, each target is expected to show real-life emotion; surprises, fear, anger... anger leads to hate, hate leads to... um, never mind. There's even an ego meter which will affect how well you perform in tight situations!
Expected to see stores sometime before the end of the year, Duke Nukem: Endangered Species may turn out to be the wackiest of them all. We'll keep you posted with details" (https://www.ign.com/articles/2001/02/16/duke-nukem-endagered-species-announced)
"Мы считаем, что момент, когда игры в жанрах симуляторов охоты и шутеров от первого лица объединятся в одно целое, был лишь вопросом времени. <...>
Duke Nukem: Endangered Species собирается предложить поклонникам обоих жанров именно то, что они хотят: разнообразные 3D-ландшафты (например, джунгли, леса и горы), арсенал потрясающего оружия (всего 10 видов, включая арбалет, дробовик и снайперскую винтовку) и множество дичи, которой уготована участь отправить в небытие.
Самое замечательное в том, что, в отличие от "других" симуляторов охоты, в игре Endangered Species вам предложат широкий выбор фантастической дичи, которую возможно узреть на расстоянии ствола вашего оружия. Снежный человек, оборотни и тираннозавры - это лишь малая часть того, чего следует ожидать в игре. Причем каждое существо по-своему реагирует на то, какое оружие Дюк держит в руках (уменьшитель, замораживатель, что угодно!) Более того, добыча будет проявлять реальные эмоции; удивление, страх, гнев... гнев ведет к ненависти, ненависть ведет к... хм, неважно. Есть даже счётчик эго, пополнение которого зависит от того, насколько хорошо вы будете действовать в сложных ситуациях!
Ожидается, что Duke Nukem: Endangered Species появится в магазинах где-то до конца года, и, возможно, окажется самым странным из грядущих релизов. Мы будем держать вас в курсе подробностей"]
Да, Action Forms делали охотничий симулятор с участием Дюка в качестве главного героя.
А причина проста - как неоднократно упоминал в своих интервью один из основателей Action Forms Игорь Карев, 3D Realms настолько вдохновились серией Carnivores, что заказали у украинцев именно охотничий симулятор, но чтобы главным героем был Дюк Нюкем:
"Компания 3D Realms хотела, чтобы мы создали для них большой мир. Все привыкли, что Duke Nukem — экшн-герой, а в нашей игре он был охотником. Соответственно, нам приходилось уменьшать количество животных, на которые мог охотиться Duke Nukem. Это шло вразрез с образом героя" (https://ain.ua/ru/2013/06/25/20-mln-zagruzok-za-4-goda-kak-tatem-games-igorya-kareva-udalos-preuspet-na-rynke-mobilnyx-igr/)
"После выхода Carnivores Ice Age (третьей игре в серии) мы подписали с 3D Realms контракт на разработку Duke Nukem: Endangered Species. Они тоже решили, что сейчас игры про охоту круто продаются и «давайте вставим Дюка Ньюкема в какую-нибудь охоту»" (https://app2top.ru/industry/osnovnoj-plyus-semejnoj-razrabotki-motivatsiya-komandy-interv-yu-s-osnovatelem-action-forms-i-tatem-games-94140.html)
Action Forms с энтузиазмом принялись за разработку проекта и практически довели его до конца, но...
...в итоге произошла весьма неприятная и парадоксальная ситуация - Action Forms как исполнители прекрасно понимали поставленную перед студией задачу, а вот 3D Realms как заказчики - совершенно наоборот, не понимали, что они хотели бы увидеть:
"Работа с крупной американской компанией 3D Realms дала нам хороший опыт. На тот момент, очень много пользователей играло в Duke Nukem и нам было интересно работать с этим разработчиком. В тоже время, мы открыли много негативных моментов в работе с зарубежными компаниями. В частности, мы думали, что все процессы налажены, однако там тоже был бардак и менялись концепции. Хотя, было интересно.
Мы получили письмо от компании 3D Realms, в котором говорилось, что «игра очень похожа на нашу собственную разработку и мы не можем выпускать два проекта вместе, поэтому принято решение закрыть ваш проект».
Компания 3D Realms хотела, чтобы мы создали для них большой мир. Все привыкли, что Duke Nukem — экшн-герой, а в нашей игре он был охотником. Соответственно, нам приходилось уменьшать количество животных, на которые мог охотиться Duke Nukem. Это шло вразрез с образом героя. Вероятно, это стало одной из причин закрытия проекта. Американский разработчик не хотел работать в ущерб своему бренду. Хотя, никаких претензий к качеству и срокам мы не получали" (https://ain.ua/ru/2013/06/25/20-mln-zagruzok-za-4-goda-kak-tatem-games-igorya-kareva-udalos-preuspet-na-rynke-mobilnyx-igr/)
"Мы сделали все достаточно быстро. На базе нашего движка собрали игру меньше, чем за год. Но 3D Realms закрыли проект, оставив нам весь контент, по сути всю игру, только без их главного персонажа" (https://app2top.ru/industry/osnovnoj-plyus-semejnoj-razrabotki-motivatsiya-komandy-interv-yu-s-osnovatelem-action-forms-i-tatem-games-94140.html)
В итоге судьбу Duke Nukem: Endangered Species решил один из основателей 3D Realms, Скотт Миллер:
"И проблема в том, что они в 3D Realms не понимали, что же делать, они не знали какую игру они хотят. А мы делали-делали-делали-делали-делали. Вот у нас уже и игра была готова. “Ну, в общем-то всё неплохо, но у нас есть Скотт Миллер и он должен что-то сказать”. И вот он сказал “Ой, вы знаете он похож на наш Duke Nukem, который мы сейчас выпускаем. Так что мы пока ничего не будем выпускать”" (https://web.archive.org/web/20110429050844/http://avegamers.com/blog/special/action-forms-intervyu-s-igorem-karevym-chast-1-istoricheskaya)
Увы, Duke Nukem: Endangered Species пал жертвой непонимания 3D Realms, каким в их представлении должен быть охотничий шутер про Дюка.
А когда Action Forms уже практически доделали игру и приближались к её релизу - 3D Realms внезапно заявили, что Duke Nukem: Endangered Species оказался похож на Duke Nukem Forever и что украинцы зря потратили год на мимолётные желания 3D Realms.
Впрочем, наработки Duke Nukem: Endangered Species не пропали зря - так как 3D Realms позволили украинцам оставить техническую сборку при себе, исключив при этом любые намёки на Дюка, Action Forms использовали имеющиеся наработки при создании своего нового проекта - "Вивисектор":
"Когда нам сообщили о закрытии проекта, было сделано 95% игры. Мы долго думали, что делать дальше. Компания 3D Realms предложила, что мы можем использовать весь контент для будущей игры, однако убрать персонаж и торговые марки. В итоге, это все переросло в проект “Вивисектор”. Мы совершили ошибку и решили все переделать. В итоге, разработка затянулась на 4 года" (https://ain.ua/ru/2013/06/25/20-mln-zagruzok-za-4-goda-kak-tatem-games-igorya-kareva-udalos-preuspet-na-rynke-mobilnyx-igr/)
"-У нас, в Action Forms, 5 выпущенных проектов, из них был один заказной проект.
- Duke Nukem :)
- Да-а-а :)
- Который потом стал Вивисектором :)
- Да, который потом стал Вивисектором и то, там от того Дюка Нюкема осталось так мало" (https://web.archive.org/web/20110429050844/http://avegamers.com/blog/special/action-forms-intervyu-s-igorem-karevym-chast-1-istoricheskaya)
"- Там проблема с Вивисектором, на самом деле, была одна - мы затянули очень сильно с разработкой. Ну, все как обычно.
- А с какого года она началась? С заказа 3D Realms началась и продолжалась?
- Нет. Ну, был такой заказ, но заказ был очень-очень простой: нужно сделать какую-то охоту, но у вас главный герой - Дюк Нюкем. Делайте. И проблема в том, что они в 3D Realms не понимали, что же делать, они не знали какую игру они хотят. А мы делали-делали-делали-делали-делали. Вот у нас уже и игра была готова. “Ну, в общем-то всё неплохо, но у нас есть Скотт Миллер и он должен что-то сказать”. И вот он сказал “Ой, вы знаете он похож на наш Duke Nukem, который мы сейчас выпускаем. Так что мы пока ничего не будем выпускать”.
- До сих пор выпускают.
- И в итоге получилось, что мы с 2000-го года начали вивисектор и выпустили в 2007-м. А, нет. Начали в 2001-м... (считает в уме)... (все считают...). Года 4 точно" (https://web.archive.org/web/20110429050844/http://avegamers.com/blog/special/action-forms-intervyu-s-igorem-karevym-chast-1-istoricheskaya)
C билдом Duke Nukem: Endangered Species, кстати, история вышла весьма занимательной.
Дело в том, что номинально билд Duke Nukem: Endangered Species уже второй десяток лет был в руках фанатов Duke Nukem.
В 2010 году бывший сотрудник Action Forms Андрей Шараневич передал билд Duke Nukem: Endangered Species основателю и админу Wiki-портала по Duke Nukem под никнеймом Nach0.
Однако после передачи Шараневичем билда Nach0 подписал договор о неразглашении (NDA), и публикация играбельного билда Duke Nukem: Endangered Species оказалась попросту невозможна:
"In 2010, Duke Nukem Wiki founder Nach0 interviewed the game's lead designer, Andriy Sharanevych, and was later given a prototype of the game. However, Nach0 signed a non-disclosure agreement and has thus far been unable to share the game publicly" (https://dukenukem.fandom.com/wiki/Duke_Nukem:_Endangered_Species)
"В 2010 году основатель Duke Nukem Wiki Nach0 связался с ведущим дизайнером Duke Nukem: Endangered Species Андреем Шараневичем, и позже получил рабочую сборку игры. Однако Nach0 подписал договор о неразглашении и до сих пор не смог опубликовать сборку"
В итоге Duke Nukem: Endangered Species была опубликована только спустя 12 лет, в канун Нового 2023 года:
"Отмененная Duke Nukem Endangered Species, которая должна была выйти еще в 2001 году, внезапно всплыла в сети и стала доступна для загрузки совершенно бесплатно. <...>
Инструкции предельно просты: просто скачайте архив, а затем распакуйте его в папку, из которой собираетесь запускать игру. Не забудьте только установить патч для корректной работы файла. Только помните, что поскольку работа над Endangered Species так и не была закончена, до финальных титров вы не дойдете.
Разработчики отдали единственный рабочий прототип игры основателю Duke Nukem Wiki еще в 2010 году — не исключено, что это он и есть" (https://ixbt.games/news/2022/12/21/otmenennuyu-bolse-20-let-nazad-duke-nukem-seicas-mozno-skacat-soversenno-besplatno.html)
Увы, несмотря на заверения Карева о том, что Duke Nukem: Endangered Species практически была готова к релизу, по факту билд, помимо сложностей с работой на современных ОС, не обошёлся без огромного количества недоделок и багов (из наиболее заметных - огромные "дыры" на некоторых локациях, которые невозможно обойти без читов, "сломанные" скайбоксы на уровне Chernobull и невозможность полноценного прохождения множества уровней из-за их незавершённого состояния):
"На сабреддите Gaming Leaks & Rumors появилась прототипная версия Duke Nukem: Endangered Species. Action Forms не смогла закончить игру до того, как она была отменена, так что не ожидайте ничего даже близко похожего на законченный продукт. У вас также могут возникнуть проблемы с тем, чтобы эти файлы 2001 года работали на вашем современном оборудовании. <...>
Но вы получите представление о том, чем могла бы стать Endangered Species. Игра во многом основывалась на серии Carnivores, в которой Дюк путешествовал по миру, выслеживая диких животных, которые были генетически модифицированы для каких-то неблаговидных целей. К концу разработки планировалось создать 20 животных, включая горилл, медведей гризли, львов, аллигаторов, акул и тигров, а также интересных врагов-боссов, таких как оборотень, бык, Т-рекс, гигантский скорпион и инопланетянин. Места действия будут самыми разнообразными: африканская саванна, тропические острова, египетские пустыни, арктическая тундра и многое другое.
Не все эти звери и уровни закончены в просочившейся игре, и есть режим камеры без фиксации, который явно предназначался как инструмент разработки и так и не был удален, но для фанатов, жаждущих Дюка, это больше Дюка. Примерно такой же неровный и незаконченный, как и ожидали фанаты Duke" (https://www.playground.ru/misc/news/otmenennyj_bolshe_20_let_nazad_spin_off_duke_nukem_sejchas_mozhno_skachat_sovershenno_besplatno-1253514)
Скачать Duke Nukem: Endangered Species на сегодняшний день можно:
-вариант первый - с ModDB (а также патч для корректной работы на современных ОС);
-вариант второй - с Internet Archive, где Endangered Species выложена в составе ВСЕХ слитых билдов и материалов по "Дюку" (и не только) за авторством небезызвестного x0r_jmp (да, без него таки тоже не обошлось!)
P. S. А сейчас - только не удивляйтесь, камрады, но в слитом билде Endangered Speices разработчики игры, Action Forms, не реализовали и половины своих задумок!
Уже в 2023 году были опубликованы дизайн-документы Endangered Species в пяти частях под заголовками:
-More on the SOS;
-Dukes SOS;
-Duke_Endangered_Species_4.pdf;
-DNES_weapons;
-DNES_areas.
Скачать диздоки на английском можно с Internet Archive (также есть русскоязычный перевод диздоков за авторством Cleon, с которым можно ознакомиться здесь)
Если говорить вкратце, чего ж там Action Forms ещё напланировали, то:
1. Локации должны были населять не только враждебные Дюку животные и существа, но и животные, которые не атаковали Дюка и просто прогуливались по локациям (олени, пингвины, свиньи, страусы, кружащие по небу птицы)
2. Вот что самое внезапное - локации должны были населять ещё и люди, причём не всегда дружелюбные к Дюку (полицейские, фермеры, военные, учёные, туристы, строители, бандиты и т.д., и даже без девушек бы, разумеется, не обошлось!)
3. Уже в билде заметно, что локации очень уж ОГРОМНЫЕ и проходить их "на своих двоих" несколько тяжеловато.
Поэтому в диздоках упомянуто о добавлении в игру четырёх видов транспорта - джипа, мотоцикла, снегохода и катера.
4. Упомянутая система "эго Дюка" - это, по сути, система здоровья в игре, явно взятая из "материнской" игры Duke Nukem Forever (да, видимо, имея в виду "у вас та же самая игра, что и у нас", Скотт Миллер намекал Игорю Кареву и его коллегам на схожие механики в DNF и в Endangered Species)
Пополнять "эго" можно было разными способами - подбирать аптечки и еду, выполнить серии убийств враждебных существ и животных, выполнять задания на локации, спасать людей, смотреться в зеркала, получать полезную информацию и ещё множеством других способов.
Потерять здоровье тоже можно было различными способами - как получив урон от врага, так и убив людей и животных, заведомо не враждебных к Дюку.
5. Целых два дизайн-документа было уделено системе S.O.S.
Если в двух словах - эта система была завязана на главном атрибуте внешности Дюка, его тёмных очках (очки Дюка - это не только символ крутизны Дюка, но и целая компьютеризированная система!)
Очки Дюка планировались как многофункциональное устройство, совмещавшее в себе:
-тепловизор;
-прибор ночного видения;
-меню данных о локации и выполняемых на ней заданиях;
-детектор для обнаружения животных на локации, выводящий всю информацию об их местонахождении;
-компас и индикатор направления ветра;
-карту локации;
-рацию с возможностью запросить отправку на локацию необходимого снаряжения;
-охотничий инвентарь со специальными приспособлениями (из которых упомянуты спрей для маскировки Дюка и для привлечения внимания со стороны существ, камуфляж, глушитель для оружия, бесшумные ботинки, охотничий манок и голограмма Дюка для отвлечения внимания врага).
6. Ну и разумеется, в диздоках содержалось краткое описание локации (названия локаций, краткое описание сюжетных заданий, население (местный бестиарий локаций, при наличии - люди), "боссы" локаций и условия победы над "боссами").
Подытоживая краткое содержание диздоков - в плане обещаний Endangered Species ничуть не уступала Duke Nukem Forever.
Задумок для реализации было много, но как и каким способом бы это всё было сделано - было понятно только самим разработчикам (возможно, выход Endangered Species в канун Нового 2002 года даже был бы слишком оптимистичным прогнозом, уж слишком многое Action Forms планировали реализовать в рамках симулятора охоты)
P. P. S. Кстати, для комфортной игры рекомендуется скачать ещё и фанатский мини-патч, также выложенный на Internet Archive (DNESH_MiniPatch).
Оставайтесь на связи, ознакамливайтесь с ранними постами и ожидайте нового материала, камрады!)