Найти тему
Друг для друга Курск

Как не выгореть на первом курсе

Оглавление

Первый курс любого учебного заведения – это всегда новые впечатления, знакомства, преподаватели и требования, это самостоятельность и ответственность. Именно первый курс обучения – наиболее трудный, когда студент, по сути, вчерашний школьник, остро нуждается в поддержке семьи.

Как помочь своему ребенку освоиться в новых для него условиях и не разочароваться уже к первой сессии? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук Оксана Шульга.

Теперь точно все будет по-новому

Нередко первокурсник пытается успеть буквально везде, охватить все и сразу, волнуется, когда что-то получается, а что-то нет. Приходят первые разочарования. Появляется желание все бросить или пустить на самотек. Как этого избежать? Нужна мотивация.

Режим обучения в вузе не похож на тот, который был в школе. Учеба в профессиональном учебном заведении требует от студента гораздо большей самостоятельности. Не всегда в вузе проверяют присутствие на занятиях, поэтому для того, чтобы учиться, необходима более сильная мотивация, чем ранее. Поговорите с вашим ребенком, постарайтесь вместе ответить на вопросы:

• Зачем мне высшее образование?

• Что я планирую получить от обучения в вузе или колледже?

• Что мне даст получение специальности?

Помните, что вашим первокурсникам предстоит осознать себя в новом для него качестве, влиться в новый коллектив, найти общий язык с преподавателями, разобраться и привыкнуть к новым условиям обучения. Примерно первые полтора-два месяца после начала учебного года новоиспеченному студенту необходимы для того, чтобы самостоятельно выстроить свой учебный процесс.

Больше усидчивости и дисциплины

Если в школе родители и учителя могли заботиться об успеваемости, то в вузе это становится в основном заботой и зоной ответственности самого студента. Это потребует больше усилий, усидчивости, дисциплины. Ведь необходимо приобрести новые навыки обучения. Например, конспектирование, которое позволит запоминать большое количество материала.

Конспектирование требует освоения новых навыков, надо научиться вычленять главное, выработать для себя схему, которая будет понятной и простой для запоминания. Например, можно использовать символы сокращения: => (следовательно), (приблизительно), = (равно, то же самое).

Новые приемы запоминания

В юношеском возрасте происходят изменения в системе психических познавательных процессов. В частности, в этот период могут качественно меняться некоторые особенности нашей психики. Например, продолжает формироваться чувство юмора и оптимизма, которое окончательно складывается к 25 годам. Изменяется объем зрительного и слухового восприятия, но для этого необходимы тренировка и постоянные занятия. Надо стимулировать свою мозговую активность, давать себе почаще зарядку для ума. Это один из самых лучших периодов для усвоения многих знаний и формирования умений.

Поэтому необходимо освоить новые приемы запоминания:

• Неоднократный повтор изучаемой информации.

• Материал следует осмыслить, а не заучить. Нужно постараться соотнести и установить его связь с той информацией, которая уже хранится в долговременной памяти.

Осмысленное запоминание включает понимание содержания, сущность материала, анализ смысловых и логических связей. Смысловые связи лучше сохраняются в долговременной памяти, их проще воспроизвести в дальнейшем.

Сделать акцент на длительное запоминание. Если информацию запоминать механически, то это может привести к ее поверхностному усвоению. Вместе с тем комбинация осмысленного запоминания и механического повторения дает хороший эффект.

Важен так называемый эмоциональный фон материала. Намного лучше запоминается информация, которая имеет положительную эмоциональную окраску, хуже – отрицательную, совсем плохо – факты, которые не имеют вообще никакого эмоционального фона. Более того, сильные эмоциональные реакции, причем независимо от их фона, способствуют снижению устойчивости памяти. В то же время умеренные положительные эмоции повышают устойчивость памяти и улучшают ее продуктивность.

Кроме того, при среднем уровне шума материал запоминается лучше (причем он лучше воспроизводится после суток, нежели сразу после заучивания), чем при тишине или сильном шуме.

Повторение и еще раз повторение

Нужно учитывать, что забывание вначале происходит довольно быстро, поэтому повторять материал нужно как можно раньше, а не тогда, когда он полностью стерся из памяти.

Повторение имеет две основные функции:

• освежает информацию, которая хранится в кратковременной памяти, чтобы предотвратить ее забывание;

• повторяемая информация переходит в долговременную память, тем самым повышается прочность ее запоминания.

Для эффективной адаптации и хорошей успеваемости необходимо соблюдать режим дня. Он должен учитывать индивидуальные черты характера студента, а также включать разнообразные виды деятельности. Поэтому родителям по возможности следует создать все необходимые условия для полноценного обучения и исключить отвлекающие факторы. Недостаток сна (укладываться спать нужно не позднее 23 часов, необходим 8-часовой сон), отсутствие перерывов, неправильная диета приводят к снижению продуктивности, ухудшению работы мозга и другим проблемам. Поэтому учиться круглосуточно и не спать по нескольку ночей не стоит.

Так или иначе первый курс – период новых знакомств, встреч, общения. Не стоит бояться однокурсников – им тоже страшно. Среди большого потока людей можно найти единомышленников, друзей по интересам. Желательно поддерживать постоянный контакт с одногруппниками. Вместе проще готовиться к семинарам (каждый готовит свою часть, потом обмениваетесь материалами). При подготовке к зачётам и экзаменам друзья проверят знания (при проверке получают интеллектуальный бонус обе стороны).

24health.by

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1511/health/004031/.

Архив статей газеты ~ № 40 (1511) 3 октября ~ 2023 год.