Рано или поздно большинству детей, особенно в начале обучения , приходится оказывать помощь. Это нормально, ведь разные дети по-разному усваивают программу.
Родительская помощь тоже бывает разная.
Вопрос скорее в том, как сделать так, чтобы помощь родителей была бы эффективнее ?
Поделюсь своим родительским опытом. Не факт, что он понравится всем, но кому-то точно пригодится. 🤗
В силу некоторых административно-школьных причин, нам пришлось сменить несколько форм обучения: массовое, семейное, индивидуальное . Это был интересный опыт, который помог нам определиться в дальнейшем с организацией обучения ребёнку . Сейчас я понимаю, какое обучение было бы наилучшим для большинства детей, но разговор о другом.
Итак, домашняя работа. Если коротко, то общий принцип таков: делаешь всё максимально сам. То, что реально трудно, оставляешь на "потом, когда я приду с работы", но сначала пробуешь сделать, как сможешь.
Надо сразу сказать , что ребёнок кроме хорошего уровня интеллекта и речи имел замечательную подготовку к школе. Разумеется. 😄
Да, это не спасло его от небольшой дисграфии, потому как ММД редко проходят бесследно , но наши совместные усилия помогли справиться с этой неполадкой в виде легкой степени дисграфии.
Приходя с работы, я смотрела домашку и , увидев, в чем были трудности, предлагала разные решения вопросов.
Например, такие:
🔹если в тексте по чтению встречались незнакомые слова, то их значение предлагалось найти в словарях (интернета тогда не было) или заменить другими, подходящими по смыслу контекста. Это гораздо эффективнее для обучения, чем сразу давать ребёнку готовый ответ (улучшается навык осмысленного чтения, формируется самостоятельный поиск информации, увеличивается словарный запас, развиваются внимание, память и прочее).
🔹когда/если я находила ошибки в написанном тексте, то не показывала их сразу, а говорила, например: «В этой работе я увидела столько-то ошибок. Найди и исправь их сам». Обычно, этого хватало. Но в особо трудных случаях просто ставила точку на той строке, где есть ошибка/или подчеркивала слово, в котором она допущена. Это намного эффективнее, чем исправлять самому, так как ребёнок побужден самостоятельно искать и анализировать текст, сравнивать с изучаемыми правилами.
🔹была как-то ситуация, когда сыну была непонятна тема деления в столбик. Ну вот как-то не пошло сразу, бывает. 🤷♀️
А у меня был сложный день на работе и объяснять не было времени . Предложила так: вот тебе учебное пособие (нашлось в закромах), прочитай внимательно , попробуй сам разобраться. Если совсем не получится, помогу по возвращению. Справился сам. (Я была даже удивлена, ведь дело было в 1 классе, который он самостоятельно оканчивал экстерном вместе с программой второго класса. Так уж получилось в наши непростые девяностые...🤷♀️).
🔹Ну и ещё один беспроигрышный лайфхак. У сына было несколько любимых кружков, на которые он ходил бежал с удовольствием. (Например, оригами стало его любовью лет на 5-6). Поэтому был уговор: надо успеть сделать домашку ДО кружков. Вот как хочешь. Старался. Успевал. 😊
Конечно, первое время я помогала с планированием времени и сил. Были и расписание, и тетрадочка для самостоятельного учёта времени (хорошая идея, надо сказать), и мои время от времени "напоминалки".
С первого же класса он был приучен собирать свой портфель накануне и готовить одежду на завтра. Это реальная экономия времени и сил на следующий день. Тем более, что дорога до школы занимала пешком примерно полчаса, а ещё и позавтракать надо было успеть .
Возможно, что-то я и делала вместе с ним в 1-2 классах, но настолько эпизодически, что даже и не помню этого.
Дальше уже— в 3, 4, 5 классах и старше— я уроков не касалась вообще. Ну, может, за исключением проверить выученное стихотворение или послушать чтение английского.
Рассказываю это не для того, чтобы похвастаться свои сыном (хотя он, безусловно, большая умница 😌😘) или как-то пристыдить других родителей . Нет у меня такой цели, да и зачем это?🤷♀️
Хочу лишь подчеркнуть мысль, что делать уроки вместе , а иногда и ВМЕСТО ребёнка, не самый эффективный способ, (а то и вредный) . Гораздо лучше помогать учиться самостоятельно
добывать информацию (уж сейчас это дело пары кликов), анализировать её,
задавать конкретные вопросы учителю, если что-то не понятно,
уметь кооперироваться с одноклассниками , чтобы вместе делать домашку. (Не нужна толпа, достаточно 1-2 компаньонов).
Важно научить ребёнка проверять написанное ДО сдачи учителю ( у многих сейчас с этим проблема), не бояться делать ошибки: их всегда можно исправить.
Для этого важно заранее и постепенно формировать у ребёнка мотивацию и понимание того, что учишься ТЫ, хотя мы тут, рядом с тобой, на подхвате в трудной ситуации .
Обучение в школе — в первую очередь задача и ответственность ребёнка.
А родители и учителя, в некотором смысле, вдохновители, организаторы и направляющие по этому пути. И от нашего, родительского, грамотного участия очень многое зависит.
Да, я понимаю, что мой опыт пригодится далеко не всем, но обязательно будут родители, которые возьмут себе что-то на заметку.
Спасибо за ваше внимание. 🙏😊🌿
Возможно, вас заинтересует это:
Или это: