Андрей хотел купить ОСАГО на сайте страховой компании. Он заполнил все поля, но в конце появилось сообщение об ошибке — полис оформить не удалось. Тогда Андрей обратился в техподдержку: специалисты обещали разобраться, потом уверяли, что все работает, и предлагали повторить попытку через 10 минут. Но ситуация не менялась. Через несколько дней мороки Андрей решил купить страховку в офисе компании. Однако и там возникли проблемы: менеджер сообщил о сбое в системе и отказался выписывать полис.
Как так вышло?
По закону страховщики обязаны продавать ОСАГО всем желающим — как у себя в офисе, так и на сайте. В некоторых ситуациях компания действительно не сможет оформить вам полис, но тогда менеджер должен объяснить отказ: что именно не так и каких документов не хватает.
Иногда люди сталкиваются с неполадками или техническими работами на сайтах страховых компаний. По закону об ОСАГО время таких перерывов ограничено. Если же технические проблемы повторяются снова и снова, возможно, вы столкнулись с недобросовестной компанией.
Дело в том, что некоторые страховщики стараются уклониться от заключения договоров с теми, кто по статистике чаще всего становятся виновниками аварий, ведь за них приходится платить возмещение. Как правило, это молодые и неопытные водители, таксисты, мотоциклисты, владельцы старых машин, водители небольших грузовиков, а также люди с высоким КБМ. Чтобы избежать штрафов за отказ, страховщики могут искусственно создавать проблемы на сайте или в офисе и тянуть время, чтобы человек сам ушел в другую компанию.
Что делать?
1️⃣Обратитесь к страховщику: напишите в техподдержку, позвоните на горячую линию, зайдите в офис, если еще не были там. Возможно, техническую ошибку удастся устранить.
2️⃣ Если компания не исправляет неполадки — это повод пожаловаться в организации, которые контролируют страховщиков: Российский союз автостраховщиков (РСА) и Банк России. Но помните: сам процесс небыстрый, поэтому, если ОСАГО нужно срочно, стоит попробовать оформить полис у другого страховщика.
3️⃣ Сообщите в РСА о незаконном отказе. Сделать это можно через форму обратной связи на сайте. Организация оперативно реагирует на жалобы, и часто это самый быстрый способ решить проблему с полисом.
4️⃣ Направьте обращение в Банк России через интернет-приемную. В течение 30 дней ЦБ проведет проверку и, если незаконный отказ подтвердится, оштрафует страховщика. За многократные нарушения страховой компании грозит ограничение или приостановка лицензии.
5️⃣ Если и после этого не удалось купить полис, остается обращаться в прокуратуру или суд. Они вправе потребовать, чтобы компания в итоге заключила с вами договор. Но на разбирательство может уйти немало времени и сил.
Подробнее о том, как фиксировать нарушения страховщика и передавать их в контролирующие организации, читайте в статье.