В предыдущей моей статье
"Что держало детдомовцев после войны? " я рассматривала общие
причины, которые способствовали обретению у послевоенных детдомовцев опор, умению двигаться дальше и состояться как личности.
В данной статье я хочу перейти от общих причин к частных и рассмотреть: как конкретный детский дом для инвалидов (колония увеченного ребенка города Новочеркасска) оказывал положительное влияние на воспитание и дальнейшую судьбу детей.
Первый фактор - это человечность большинства учителей.
Оно проявлялось и в отношении к детям, и в том, какой пример своим поведением они подавали.
Наверняка зарплаты у персонала детского дома были копеечные, но на праздники они скидывались деньгами и покупали подарки детям.
Папа с особой теплотой вспоминал о трёх педагогах: первом директоре Андрее Никоноровиче, которого он застал, преподавателе оркестра народных инструментов Михаиле Яковлевиче и учительнице немецкого языка Марие Константиновне.
Директор Андрей Никонорович Устинов, фронтовик, ученик Макаренко, отличался человечностью, умел сглаживать наказание и давать шанс каждому на исправление. Еще мой папа, Вовка, был у него в любимчиках. Чем Вовка иногда пользовался.
"Прекрасный человек!" - вспоминает о нем папа. К сожалению, был посажен в тюрьму за растрату завхоза. Отсидел немного, но на должность не вернули. Про второго директора Вовка отзывался нелестно: "Негодяй, мы его не любили".
Второй фактор - детей готовили ко взрослой жизни и развивали в них индивидуальность. У детей были обязанности (соблюдать порядок в доме, обязательно убирать кровати, подметать двор, дежурить в столовой), а также огромное количество кружков: швейный, сапожный,столярный, театральный, хор, оркестр народных инструментов, шахматы, шашки,футбол.Папа ходил в разные кружки под разными именами почему-то. В одном был Мишей, в другом Колей, в третьем Дмитрием.
Правда, потом его разоблачили. Но в кружки ходить не перестал.
Особенно вспоминал х Михаила Яковлевича Калякина, который возглавлял оркестр народных инструментов.
"Блестящий человек, любящий детей, своё дело" .
В оркестре Вовка играл на домре приме вторым голосом.
Папа посещал большое количество кружков, именно там он полюбил шахматы и выбрал делом своей жизни.
И ещё от ребят получил кличку "Смыслов".
В 12 лет Вовке поручили вести политкружок, за что он был удостоен ещё одного звания "Молотов".😊
Помимо детдомовских кружков успевал и в Дом пионеров театральную самодеятельность посещать. Однажды они играли на конкурсе спектакль "Артемка". Товарищ по сцене заболел. И Вовке пришлось исполнять роль не только Артемки, но и жандарма. Именно за эту вторую роль ему выдали первую премию. Актер театра имени В. Ф. Комиссаржевской Иванов, который был членом жюри, выразил восхищение естественностью и органичностью папы в роли жандарма".
Третий фактор - ребят, учитывая их особенности, инвалидность, воспитывали с чувством, что они - полноценные дети и многое умеют.
Дети- инвалиды играли в футбол со здоровыми детдомовцами на равных. И выигрывали у всех. Кроме одного: детского дома на базе общества "Буревестник". Однажды ребятам удалось одолеть и их. После этого мачта "Буревестник" отказался играть с инвалидами.
Интересно, что присутствовавшие на трибуне люди приносили еду, сладости и давали ребятам- инвалидам за победу. Их удивляла сила духа и желание жить, преодолевать, вкус к жизни этих маленьких, покалеченных физически, но не духовно, пацанов.
"Мы чувствовали себя не вычеркнутыми из жизни. И это было очень важно".
"Однажды мы с другими детдомами организованно поехали купаться на Дон под Батайском. И что меня удивило, что здоровые ребята у берега ползали, а мы, хромые и косые, плавали с большим удовольствием и азартом".
Дети инвалиды усвоили урок: всё, что дается, не само собой, а большая ценность, которую надо проживать.
Четвертый фактор - в детском доме действовал принцип: "Один за всех и все за одного"
Ребята были дружны и доносчики ими наказывались. Как хорошие дела, так и не очень, совершались сообща.
В то же время существовала и дедовщина. Старшие отнимали хлеб у младших, выделяя им маленький кусочек. При этом не жаловались (получили бы еще больше, да и не по понятиям это было). Ребята сообща искали какой-то выход. Выпрашивали у поварихи кочерыжки, воровали хлеб в сарае, макуху у свиней ...
Когда Вовка первый день появился в детском доме, ему устроили темную и побили. Но он не сдал никого, сказал, что сам ударился. После этого ребята его зауважали, посчитали "своим человеком", не сексотом.
Трудное было время. И вне коллективизма в нем было выжить практически невозможно. Приходилось где-то откладывать то, что только тебе хотелось, и как тебе виделось.
Пятый фактор - детям показывали: не только внешние факторы влияют, но ты и в стесненных ситуациях можешь выбирать: кем тебе становиться, какой выбор делать.
И в голодное время педагоги не сводили все к низшим ступеням пирамиды Маслоу, а продолжали и воспитывать детей, и учить их делать выборы, и развиваться в умственном, творческом плане.
Мы же часто жалея детей, перестаем с них спрашивать.
Та же учительница немецкого языка Мария Константиновна, которую папа любил и помнил, была действительно очень доброй, приносила детям угощения. Но, проникнувшись к трагедии детей, ничего толком у них не спрашивала по предмету. За что со временем получила выговор свыше : "Завоëвываете дешевый авторитет".
Нет, Мария Константиновна не завоëвывала дешевый авторитет, она действительно любила детей и жалела их. И в какой- то степени ассоциировалась у них с безусловной любовью матери. Поэтому и с любовью запомнилась им. Дети, конечно, этому радовались. Тогда в детстве. И до конца саоих дней папа его с теплотой вспоминает. Но, также он понимал, что:
"По немецкому языку я ничего не знал".
А на жалость дети - инвалиды умели давить. Папа вспоминал, когда этим осознанно пользовался, в своих целях. Но далеко не со всеми педагогами проходило.
Таким образом, наряду с добротой, теплом, личным примером, любовью, нам необходимо детей учить делать выбор и нести ответственность. Прививать в них чувство, что жизнь - это ценность и всё, что кажется само собой разумеющимся, не является таковым. Всё хорошее, что происходит в нашей жизни, нужно ценить, а не обесценивать.
Не надо перекармливать детей. Нести им всё на блюдечке. Подменять понятия и делать жалость всеобъемлющей.
Они способны на многое. Дайте шанс им в себе это развить и проявить.
P.s. фото из личного архива Канцына Владимира Михайловича ( моего покойного отца), с его подписями.
Автор: ©Танкова Оксана - практический психолог, логотерапевт
ТОВарищ психолог в телеграм-канале.
Друзья, поддержите, пожалуйста, мой Дзен-канал классом за статью и подпиской.