Найти тему

Экскурсионный маршрут Т2. Часть вторая. Автобусная (ПАЗ-672М)

В прошлой статье я упоминал, что вторая часть будет разделена на четыре главы, каждая из которых будет посвящена одному из автобусов, работающих на маршруте Т2. Однако так вышло, что в минувшие выходные специальным гостем нашего маршрута стал ПАЗ-672М по прозвищу "Колобок". И я не могу себе позволить не рассказать об этом замечательном автобусе. Так что перед вами внеплановая часть о ПАЗике.

Всем салют! На связи вновь @Troll&Bus. Сегодня мне хотелось бы поделиться с дорогими читателями рассказом о невероятно харизматичном автобусе советской эпохи, который совершенно внезапно появился на нашем регулярном экскурсионном маршруте Т2.

ПАЗ-672М - знаковый автобус для своей эпохи. С 1967 по 1989 год было выпущено аж 288688 экземпляров. Это больше, чем было собрано автобусов ЛиАЗ-677 (около 200 тысяч экземпляров) и ЛАЗ-695 (около 250 тысяч экземпляров). Оно и неудивительно, ведь автобус был куда проще своих собратьев большого класса в технологическом плане. Эксплуатировался этот автобус, как правило в сельской местности и на пригородных маршрутах с низким пассажиропотоком. В городе его можно было встретить в качестве служебного автобуса или же маршрутного такси.

Прежде чем рассказать об экземпляре ПАЗ-672М, который принадлежит нашей компании "РетроЛайн", я предлагаю ненадолго погрузиться в историю создания, производства и эксплуатации этого советского автобуса.

Исторический экскурс

Рассказ о ПАЗе-672 нельзя начать, не упомянув о его предшественнике, который внешне был крайне схож с героем нашей статьи, но серьезно отличался от него по технической части. Я говорю об автобусе ПАЗ-652, который выпускался с 1958 по 1968 год.

На момент выхода дизайн автобуса был крайне запоминающимся. Чего стоят только верхние окна, заходящие на крышу.
На момент выхода дизайн автобуса был крайне запоминающимся. Чего стоят только верхние окна, заходящие на крышу.

Технический проект этого автобуса появился еще в конце 1954 года. Он должен был представлять собой автобус вагонной компоновки с сиденьями для 23 пассажиров. По сравнению с автобусом ГЗА-651, автобус должен был иметь абсолютно новый кузов, более просторный и при этом с лучшими показателями жесткости.

За милую округлую внешность автобус в народе прозвали "Колобком". В будущем это прозвище унаследовал и преемник данной модели - ПАЗ-672
За милую округлую внешность автобус в народе прозвали "Колобком". В будущем это прозвище унаследовал и преемник данной модели - ПАЗ-672

Согласно протоколам и заключению Министерства автотракторной промышленности СССР за 1954 год, ставился вопрос: а нужен ли стране вообще такой автобус – «ПАЗик»? Из них следовало, что автобус ПАЗ не должен был появиться вообще. Можете представить себе советскую автобусную промышленность без ПАЗа? А вот в середине 50-х - это вполне казалось объективной реальностью.

Автобус имел двигатель от легкового автомобиля ЗИМ ГАЗ-12, который был мощнее двигателя, установленного в ГАЗ-51, на шасси которого и был построен ПАЗ-652
Автобус имел двигатель от легкового автомобиля ЗИМ ГАЗ-12, который был мощнее двигателя, установленного в ГАЗ-51, на шасси которого и был построен ПАЗ-652

Однако, создатели автобуса смогли отстоять свой проект и ПАЗ-652 таки увидел свет. С появления автобуса "на бумаге" до начала производства прошло 3 года. По меркам СССР довольно небольшой срок. Однако, 652-й с точки зрения конструкторского бюро считался лишь автобусом "первой очереди", который был необходим для того, чтобы запустить производство, поскольку рядный шестицилиндровый двигатель не в полной мере подходил для этого автобуса.

На фотографии изображен экземпляр ПАЗ-652Б, который был отреставрирован Музеем транспорта Москвы в 2023 году
На фотографии изображен экземпляр ПАЗ-652Б, который был отреставрирован Музеем транспорта Москвы в 2023 году

И вот тут мы переходим к автобусу ПАЗ-672. В проекте 1954 года упоминалось, что в ближайшем будущем, после начала производства автобусов вагонной компоновки на Павловском автобусном заводе, планируется установка более мощного V-образного восьмицилиндрового двигателя, который в тот момент уже начали разрабатывать для будущих грузовиков ГАЗ.

Автобус оснащался двигателем ЗМЗ-672 семейства ЗМЗ-53. Он представлял собой V-образный восьмицилиндровый агрегат с рабочим объёмом 4,25 и мощностью 115 л. с. В паре с ним работала механическая четырехступенчатая КПП
Автобус оснащался двигателем ЗМЗ-672 семейства ЗМЗ-53. Он представлял собой V-образный восьмицилиндровый агрегат с рабочим объёмом 4,25 и мощностью 115 л. с. В паре с ним работала механическая четырехступенчатая КПП

И если ПАЗ-652 добирался до конвейера всего 3 года, то путь автобуса "второй очереди" - ПАЗ-672, оказался куда более тернистым и долгим. С момента разработки до начала запуска на конвейер прошло целых десять лет.

Производство ПАЗ-672 планировалось начать сперва в конце 1964, потом в 1965 и 1966 годах. Но до конвейера ему удалось добраться лишь в 1967-м
Производство ПАЗ-672 планировалось начать сперва в конце 1964, потом в 1965 и 1966 годах. Но до конвейера ему удалось добраться лишь в 1967-м

Почему же так вышло? Ведь если посмотреть на внешний вид ПАЗ-672, то он отличается от своего предшественника лишь в деталях. Однако это лишь на первый взгляд. Ведь даже кузов 672-го довольно серьезно отличался от 652-го, пускай это и не было заметно глазу. Что уж говорить о технике? Автобус должен был базироваться на шасси новейшего на тот момент грузовика ГАЗ-53, который, несмотря на визуальную схожесть с ГАЗ-52, имел абсолютно новый двигатель, коробку передач и мосты.

В течение всех лет производства в автобусе регулярно увеличивался ресурс двигателя до капитального ремонта. В 1975 году он составлял 320 тысяч км, а в 1980 году уже 350 тысяч км
В течение всех лет производства в автобусе регулярно увеличивался ресурс двигателя до капитального ремонта. В 1975 году он составлял 320 тысяч км, а в 1980 году уже 350 тысяч км

И вот тут сразу возникла заминка, ведь производство грузовика ГАЗ-53 началось только в 1961 году, т.е. спустя 4 года с момента появления ПАЗ-672 "на бумаге". А ведь нужно было выяснить, насколько хорошо будут вести себя агрегаты на грузовике, прежде чем ставить их в автобус. Так что в каком-то смысле именно ГАЗ-53 стал виновником задержки начала серийного производства ПАЗ-672.

На базе ПАЗ-672 также существовала полноприводная версия под названием ПАЗ-3201 для эксплуатации в условиях бездорожья, коих в СССР хватало. Это, кстати, первый автобус Павловского завода с индексом 32хх
На базе ПАЗ-672 также существовала полноприводная версия под названием ПАЗ-3201 для эксплуатации в условиях бездорожья, коих в СССР хватало. Это, кстати, первый автобус Павловского завода с индексом 32хх

И вот в 1967 году худо-бедно наш герой смог добраться до серии и начал выпускаться абсолютно фантастическими тиражами. Причем все время производства ПАЗ-672 постоянно менялся. Например, у него постоянно увеличивался ресурс двигателя до капремонта. В один момент отличий стало настолько много, что в декабре 1982 года началось производство модернизированного варианта 672-го под названием ПАЗ-672М.

-10

Отличить ПАЗ-672М от более ранних модификаций можно было по форме дерматиновой термошумоизоляции передней панели воздуховода отопления, верхушкам поручней пассажирских сидений с травмобезопасным трубчатым покрытием и декоративному рисунку панелей обшивки в салоне. Многие думают, что визуально ПАЗ-672М отличался от простого 672-го квадратными задними фонарями и указателями поворота. Однако, новая оптика в автобус внедрялась постепенно, а не являлась чертой модернизированного варианта.

Производство автобуса ПАЗ-672М прекратилось 30 ноября 1989 года, он уступил место на конвейере более современному автобусу ПАЗ-3205
Производство автобуса ПАЗ-672М прекратилось 30 ноября 1989 года, он уступил место на конвейере более современному автобусу ПАЗ-3205

Салон автобуса был по-настоящему спартанским. Но при этом он располагал мягкими диванами из дерматина, на которых могло расположиться 23 человека. Еще 22 человека могли ехать стоя. Также автобус имел сдвижные форточки в пол-окна. Одним из важных преимуществ 672-го по сравнению с предшественником стало отопление в салоне.

-12

Кабина в автобусе - это отнюдь не пример эргономичного места для водителя. Работа на ПАЗике была по-настоящему тяжелой. Посадка неудобная, руль расположен слишком близко, чтобы выжать педаль сцепления - нужно сильно задирать ногу. Зато был гидроусилитель, а ходы газовской коробки были достаточно четкими.

-13

За 22 года выпуска с конвейера сошло 288 688 этих автобусов с забавной округлой внешностью, которая контрастировала с их сугубо утилитарным предназначением. Среди них 90 645 являлись модификацией ПАЗ-672М. Именно такой автобус попал к нам в "РетроЛайн" весной 2021 года. К нему, собственно, и предлагаю перейти.

Прошлая жизнь нашего ПАЗика

Итак, герой нашего сегодняшнего материала - это один из ранних ПАЗ-672М. Он был произведен в 1983 году. Удивительно, но у этого ПАЗика за сорок лет существования было лишь одно предназначение - он работал учебным автобусом в Омской области. Сначала в автошколе города Омск (тогда он имел госномер 51-32 ОМЯ), ну а в 2007 году он попал в город Тара, где и работал учебным автобусом до 2022 года.

Автор фото: ALEX2000
Автор фото: ALEX2000

По фотографиям вы можете оценить состояние данного экземпляра. Для такого автобуса в таком почтенном возрасте, он всегда выглядел просто замечательно. И за это нужно сказать спасибо эксплуатационщикам из Тары, которые смогли сохранить и поддерживать автобус в подобном состоянии.

Автор фото: ALEX2000
Автор фото: ALEX2000

Собственно, по причине отличного визуального и технического состояния им в один момент заинтересовалась наша компания "РетроЛайн". Тарской автошколе был предложен бартер - мы забираем этот ретро-автобус, а взамен привозим им более значительно более свежий ПАЗ-4230-01.

Вот этот автобус был получен автошколой взамен ПАЗика (Автор фото: burlack)
Вот этот автобус был получен автошколой взамен ПАЗика (Автор фото: burlack)

Сделка оказалась выгодна обеим сторонам. Мы получили ранний экземпляр ПАЗ-672М в отличном состоянии, а автошкола приобрела автобус, который по своим эксплуатационным характеристикам значительно превосходил старичка.

ПАЗик в "РетроЛайне"

Впервые широкой общественности наш ПАЗик в качестве музейного автобуса был показан на фестивале SPbTransportFest-2022. На тот момент с ним даже не было проведено никаких серьезных работ, настолько удачным было наше приобретение.

Автор фото: NeVa
Автор фото: NeVa

Сразу после фестиваля у ПАЗика жизнь забила ключом. Автобус стал регулярным участником различных мероприятий. О некоторых из них я поведаю ниже, разбавив рассказ красочными фотографиями от наших друзей: Макара Сушкова и Максима Красникова.

В прошлой статье, посвященной "Икарусу-гармошке" я упоминал проект "Несбывшийся Ленинград", в котором этот автобус участвовал в экскурсии "Ленинградская кругосветка".

Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков

Вот и ПАЗику выпала возможность поучаствовать в подобной экскурсии. Называлась она "Исчезающий Ленинград" и проходила в мае 2023 года. Это необычное путешествие по тем местам Санкт-Петербурга, в которых вы с большой вероятностью сами бы никогда не оказались.

Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
ПАЗ-672М - идеальный кандидат на перевозку подобного рода экскурсий. Автобус заряжает позитивом, позволяя получать в два раза больше удовольствия от мероприятия (Автор фото: Макар Сушков)
ПАЗ-672М - идеальный кандидат на перевозку подобного рода экскурсий. Автобус заряжает позитивом, позволяя получать в два раза больше удовольствия от мероприятия (Автор фото: Макар Сушков)

Еще одним важным этапом в жизни "Колобка" стала работа на экскурсионном маршруте в Карелии. ПАЗ-672М катал всех желающих по маршруту "672" Сортавала - Рускеала.

Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Салон автобуса в наши дни выглядит по-настоящему уютным. А заднее остекление и окошки, заходящие на крышу, заставляют восхищаться теми, кто разрабатывал дизайн этого "Колобка" (Автор фото: Макар Сушков)
Салон автобуса в наши дни выглядит по-настоящему уютным. А заднее остекление и окошки, заходящие на крышу, заставляют восхищаться теми, кто разрабатывал дизайн этого "Колобка" (Автор фото: Макар Сушков)
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков

Раритетный советский автобус прекрасно вписался в потрясающе живописные пейзажи Карельского перешейка. Без лишних слов хотел бы продемонстрировать серию замечательных фотографий ПАЗика из этих мест.

ГАЗ-53 и ПАЗ-672М. Одно шасси - разное предназначение (Автор фото: Максим Красников)
ГАЗ-53 и ПАЗ-672М. Одно шасси - разное предназначение (Автор фото: Максим Красников)
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников
Автор фото: Максим Красников

И снова мы возвращаемся к "Исчезающему Ленинграду". В минувшую субботу (30.09.2023) было организовано продолжение этой увлекательнейшей экскурсии. В качестве экскурсионного автобуса снова выступал "Колобок".

Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков

Во время экскурсии ПАЗику удалось повстречаться с современными автобусами. Интересно, что с точки зрения эстетической составляющей ПАЗик отнюдь на проигрывает сравнение модным современным автобусам. Он берет своей невероятной харизмой и самобытной внешностью. В конце концов, ведь всем известно, что идеальная форма - это круг. А среди автобусов именно ПАЗ-672 к ней ближе всего.

Милая внешность ПАЗика очень контрастирует с холодной технологичной внешностью НефАЗа. (Автор фото: Макар Сушков)
Милая внешность ПАЗика очень контрастирует с холодной технологичной внешностью НефАЗа. (Автор фото: Макар Сушков)
Желтый "Колобок" в окружении лазурных автобусов "Третьего парка"
Желтый "Колобок" в окружении лазурных автобусов "Третьего парка"
А на чем бы вы предпочли поехать? (Автор фото: Макар Сушков)
А на чем бы вы предпочли поехать? (Автор фото: Макар Сушков)
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Судя по улыбкам на лицах - очередная экскурсия удалась. Уверен, немалую лепту в ее успех внес наш желтый ПАЗик (Автор фото: Макар Сушков)
Судя по улыбкам на лицах - очередная экскурсия удалась. Уверен, немалую лепту в ее успех внес наш желтый ПАЗик (Автор фото: Макар Сушков)
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков
Автор фото: Макар Сушков

После завершения экскурсии по "Исчезающему Ленинграду", наш ПАЗик отправился в гараж - отдыхать. Но лишь на одну ночь. Ведь на следующий день ему предстояло выйти на наш экскурсионный маршрут Т2, чтобы возить гостей и жителей города по "Совесткому Ленинграду". Об этом ниже

Появление на маршруте Т2

Итак, в первое воскресенье октября (1.10.2023) ПАЗ-672М стал специальным гостем у нас на маршруте. Его появление даже для нас стало сюрпризом. И сюрприз этот вышел крайне приятным. при всем моем уважении к "Икарусам", внешне ПАЗик давал им фору, благодаря свои классическим формам. Еще бы, ведь его дизайн брал свое начало еще в 50-е годы. Поэтому "Икарусам", с их прогрессивным даже для 70-х годов дизайном, сложно соревноваться с "Колобком", когда речь заходит об облике настоящего ретро-автобуса.

Автор фото: Максим Аверин
Автор фото: Максим Аверин

ПАЗику без труда удавалось завлекать людей на экскурсию. А во время рейсов на маршруте Т2 автобус собрал, вероятно, абсолютно все взгляды прохожих и водителей.

Автор фото: Максим Аверин
Автор фото: Максим Аверин

Многие мои знакомые, узнав о выходе "Колобка" на наш маршрут, поспешили его заснять в наиболее живописных местах. Например, ниже вы можете увидеть фото, на котором ПАЗик запечатлен на улице Смольного. По ней, к слову, вообще не ходит никакой общественный транспорт.

Автор фото: Александр Савинцев
Автор фото: Александр Савинцев

Увы, гастроли нашего героя на экскурсионном маршруте Т2 закончились достаточно быстро. Еще бы, ведь ПАЗик - автобус очень занятой. Например, в этот вторник он снимался в кино, а вернее в сериале "Город Брежнев".

Съемки проходили в городе Сланцы
Съемки проходили в городе Сланцы

Но, как говорилось в бессмертном произведении Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше": "Он улетел, но обещал вернуться!" И вполне возможно, что очень скоро у жителей и гостей Санкт-Петербурга вновь выпадет возможность прокатиться по центральной части города на самом милом автобусе эпохи СССР.

А на этом у меня все. До новых встреч!

Предыдущие части:

Экскурсионный маршрут Т2. Часть первая. Вводная

Экскурсионный маршрут Т2. Часть вторая. Автобусная (Ikarus 280.03)

#ретролайн #retroline #экскурсииспб #экскурсии #экскурсиипитер #икарус #ikarus #гармошка #ретроавтобусы #экскурсиянаавтобусах #ретро #автобус

Ссылки на источники:

История создания ПАЗ-652 - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
База данных / Фотогалерея

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%90%D0%97-672