В прошлой статье я упоминал, что вторая часть будет разделена на четыре главы, каждая из которых будет посвящена одному из автобусов, работающих на маршруте Т2. Однако так вышло, что в минувшие выходные специальным гостем нашего маршрута стал ПАЗ-672М по прозвищу "Колобок". И я не могу себе позволить не рассказать об этом замечательном автобусе. Так что перед вами внеплановая часть о ПАЗике.
Всем салют! На связи вновь @Troll&Bus. Сегодня мне хотелось бы поделиться с дорогими читателями рассказом о невероятно харизматичном автобусе советской эпохи, который совершенно внезапно появился на нашем регулярном экскурсионном маршруте Т2.
ПАЗ-672М - знаковый автобус для своей эпохи. С 1967 по 1989 год было выпущено аж 288688 экземпляров. Это больше, чем было собрано автобусов ЛиАЗ-677 (около 200 тысяч экземпляров) и ЛАЗ-695 (около 250 тысяч экземпляров). Оно и неудивительно, ведь автобус был куда проще своих собратьев большого класса в технологическом плане. Эксплуатировался этот автобус, как правило в сельской местности и на пригородных маршрутах с низким пассажиропотоком. В городе его можно было встретить в качестве служебного автобуса или же маршрутного такси.
Прежде чем рассказать об экземпляре ПАЗ-672М, который принадлежит нашей компании "РетроЛайн", я предлагаю ненадолго погрузиться в историю создания, производства и эксплуатации этого советского автобуса.
Исторический экскурс
Рассказ о ПАЗе-672 нельзя начать, не упомянув о его предшественнике, который внешне был крайне схож с героем нашей статьи, но серьезно отличался от него по технической части. Я говорю об автобусе ПАЗ-652, который выпускался с 1958 по 1968 год.
Технический проект этого автобуса появился еще в конце 1954 года. Он должен был представлять собой автобус вагонной компоновки с сиденьями для 23 пассажиров. По сравнению с автобусом ГЗА-651, автобус должен был иметь абсолютно новый кузов, более просторный и при этом с лучшими показателями жесткости.
Согласно протоколам и заключению Министерства автотракторной промышленности СССР за 1954 год, ставился вопрос: а нужен ли стране вообще такой автобус – «ПАЗик»? Из них следовало, что автобус ПАЗ не должен был появиться вообще. Можете представить себе советскую автобусную промышленность без ПАЗа? А вот в середине 50-х - это вполне казалось объективной реальностью.
Однако, создатели автобуса смогли отстоять свой проект и ПАЗ-652 таки увидел свет. С появления автобуса "на бумаге" до начала производства прошло 3 года. По меркам СССР довольно небольшой срок. Однако, 652-й с точки зрения конструкторского бюро считался лишь автобусом "первой очереди", который был необходим для того, чтобы запустить производство, поскольку рядный шестицилиндровый двигатель не в полной мере подходил для этого автобуса.
И вот тут мы переходим к автобусу ПАЗ-672. В проекте 1954 года упоминалось, что в ближайшем будущем, после начала производства автобусов вагонной компоновки на Павловском автобусном заводе, планируется установка более мощного V-образного восьмицилиндрового двигателя, который в тот момент уже начали разрабатывать для будущих грузовиков ГАЗ.
И если ПАЗ-652 добирался до конвейера всего 3 года, то путь автобуса "второй очереди" - ПАЗ-672, оказался куда более тернистым и долгим. С момента разработки до начала запуска на конвейер прошло целых десять лет.
Почему же так вышло? Ведь если посмотреть на внешний вид ПАЗ-672, то он отличается от своего предшественника лишь в деталях. Однако это лишь на первый взгляд. Ведь даже кузов 672-го довольно серьезно отличался от 652-го, пускай это и не было заметно глазу. Что уж говорить о технике? Автобус должен был базироваться на шасси новейшего на тот момент грузовика ГАЗ-53, который, несмотря на визуальную схожесть с ГАЗ-52, имел абсолютно новый двигатель, коробку передач и мосты.
И вот тут сразу возникла заминка, ведь производство грузовика ГАЗ-53 началось только в 1961 году, т.е. спустя 4 года с момента появления ПАЗ-672 "на бумаге". А ведь нужно было выяснить, насколько хорошо будут вести себя агрегаты на грузовике, прежде чем ставить их в автобус. Так что в каком-то смысле именно ГАЗ-53 стал виновником задержки начала серийного производства ПАЗ-672.
И вот в 1967 году худо-бедно наш герой смог добраться до серии и начал выпускаться абсолютно фантастическими тиражами. Причем все время производства ПАЗ-672 постоянно менялся. Например, у него постоянно увеличивался ресурс двигателя до капремонта. В один момент отличий стало настолько много, что в декабре 1982 года началось производство модернизированного варианта 672-го под названием ПАЗ-672М.
Отличить ПАЗ-672М от более ранних модификаций можно было по форме дерматиновой термошумоизоляции передней панели воздуховода отопления, верхушкам поручней пассажирских сидений с травмобезопасным трубчатым покрытием и декоративному рисунку панелей обшивки в салоне. Многие думают, что визуально ПАЗ-672М отличался от простого 672-го квадратными задними фонарями и указателями поворота. Однако, новая оптика в автобус внедрялась постепенно, а не являлась чертой модернизированного варианта.
Салон автобуса был по-настоящему спартанским. Но при этом он располагал мягкими диванами из дерматина, на которых могло расположиться 23 человека. Еще 22 человека могли ехать стоя. Также автобус имел сдвижные форточки в пол-окна. Одним из важных преимуществ 672-го по сравнению с предшественником стало отопление в салоне.
Кабина в автобусе - это отнюдь не пример эргономичного места для водителя. Работа на ПАЗике была по-настоящему тяжелой. Посадка неудобная, руль расположен слишком близко, чтобы выжать педаль сцепления - нужно сильно задирать ногу. Зато был гидроусилитель, а ходы газовской коробки были достаточно четкими.
За 22 года выпуска с конвейера сошло 288 688 этих автобусов с забавной округлой внешностью, которая контрастировала с их сугубо утилитарным предназначением. Среди них 90 645 являлись модификацией ПАЗ-672М. Именно такой автобус попал к нам в "РетроЛайн" весной 2021 года. К нему, собственно, и предлагаю перейти.
Прошлая жизнь нашего ПАЗика
Итак, герой нашего сегодняшнего материала - это один из ранних ПАЗ-672М. Он был произведен в 1983 году. Удивительно, но у этого ПАЗика за сорок лет существования было лишь одно предназначение - он работал учебным автобусом в Омской области. Сначала в автошколе города Омск (тогда он имел госномер 51-32 ОМЯ), ну а в 2007 году он попал в город Тара, где и работал учебным автобусом до 2022 года.
По фотографиям вы можете оценить состояние данного экземпляра. Для такого автобуса в таком почтенном возрасте, он всегда выглядел просто замечательно. И за это нужно сказать спасибо эксплуатационщикам из Тары, которые смогли сохранить и поддерживать автобус в подобном состоянии.
Собственно, по причине отличного визуального и технического состояния им в один момент заинтересовалась наша компания "РетроЛайн". Тарской автошколе был предложен бартер - мы забираем этот ретро-автобус, а взамен привозим им более значительно более свежий ПАЗ-4230-01.
Сделка оказалась выгодна обеим сторонам. Мы получили ранний экземпляр ПАЗ-672М в отличном состоянии, а автошкола приобрела автобус, который по своим эксплуатационным характеристикам значительно превосходил старичка.
ПАЗик в "РетроЛайне"
Впервые широкой общественности наш ПАЗик в качестве музейного автобуса был показан на фестивале SPbTransportFest-2022. На тот момент с ним даже не было проведено никаких серьезных работ, настолько удачным было наше приобретение.
Сразу после фестиваля у ПАЗика жизнь забила ключом. Автобус стал регулярным участником различных мероприятий. О некоторых из них я поведаю ниже, разбавив рассказ красочными фотографиями от наших друзей: Макара Сушкова и Максима Красникова.
В прошлой статье, посвященной "Икарусу-гармошке" я упоминал проект "Несбывшийся Ленинград", в котором этот автобус участвовал в экскурсии "Ленинградская кругосветка".
Вот и ПАЗику выпала возможность поучаствовать в подобной экскурсии. Называлась она "Исчезающий Ленинград" и проходила в мае 2023 года. Это необычное путешествие по тем местам Санкт-Петербурга, в которых вы с большой вероятностью сами бы никогда не оказались.
Еще одним важным этапом в жизни "Колобка" стала работа на экскурсионном маршруте в Карелии. ПАЗ-672М катал всех желающих по маршруту "672" Сортавала - Рускеала.
Раритетный советский автобус прекрасно вписался в потрясающе живописные пейзажи Карельского перешейка. Без лишних слов хотел бы продемонстрировать серию замечательных фотографий ПАЗика из этих мест.
И снова мы возвращаемся к "Исчезающему Ленинграду". В минувшую субботу (30.09.2023) было организовано продолжение этой увлекательнейшей экскурсии. В качестве экскурсионного автобуса снова выступал "Колобок".
Во время экскурсии ПАЗику удалось повстречаться с современными автобусами. Интересно, что с точки зрения эстетической составляющей ПАЗик отнюдь на проигрывает сравнение модным современным автобусам. Он берет своей невероятной харизмой и самобытной внешностью. В конце концов, ведь всем известно, что идеальная форма - это круг. А среди автобусов именно ПАЗ-672 к ней ближе всего.
После завершения экскурсии по "Исчезающему Ленинграду", наш ПАЗик отправился в гараж - отдыхать. Но лишь на одну ночь. Ведь на следующий день ему предстояло выйти на наш экскурсионный маршрут Т2, чтобы возить гостей и жителей города по "Совесткому Ленинграду". Об этом ниже
Появление на маршруте Т2
Итак, в первое воскресенье октября (1.10.2023) ПАЗ-672М стал специальным гостем у нас на маршруте. Его появление даже для нас стало сюрпризом. И сюрприз этот вышел крайне приятным. при всем моем уважении к "Икарусам", внешне ПАЗик давал им фору, благодаря свои классическим формам. Еще бы, ведь его дизайн брал свое начало еще в 50-е годы. Поэтому "Икарусам", с их прогрессивным даже для 70-х годов дизайном, сложно соревноваться с "Колобком", когда речь заходит об облике настоящего ретро-автобуса.
ПАЗику без труда удавалось завлекать людей на экскурсию. А во время рейсов на маршруте Т2 автобус собрал, вероятно, абсолютно все взгляды прохожих и водителей.
Многие мои знакомые, узнав о выходе "Колобка" на наш маршрут, поспешили его заснять в наиболее живописных местах. Например, ниже вы можете увидеть фото, на котором ПАЗик запечатлен на улице Смольного. По ней, к слову, вообще не ходит никакой общественный транспорт.
Увы, гастроли нашего героя на экскурсионном маршруте Т2 закончились достаточно быстро. Еще бы, ведь ПАЗик - автобус очень занятой. Например, в этот вторник он снимался в кино, а вернее в сериале "Город Брежнев".
Но, как говорилось в бессмертном произведении Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше": "Он улетел, но обещал вернуться!" И вполне возможно, что очень скоро у жителей и гостей Санкт-Петербурга вновь выпадет возможность прокатиться по центральной части города на самом милом автобусе эпохи СССР.
А на этом у меня все. До новых встреч!
Предыдущие части:
Экскурсионный маршрут Т2. Часть первая. Вводная
Экскурсионный маршрут Т2. Часть вторая. Автобусная (Ikarus 280.03)
#ретролайн #retroline #экскурсииспб #экскурсии #экскурсиипитер #икарус #ikarus #гармошка #ретроавтобусы #экскурсиянаавтобусах #ретро #автобус
Ссылки на источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%90%D0%97-672