Найти тему

Зачем нам нужен язык?

Язык — одна из разновидностей знаковых систем. Собственно, зачем нам нужны знаки — вещь самоочевидная. Они необходимы нам для того, чтобы обмениваться информацией. Знаковые системы существуют у массы других существ помимо человека. Животные обмениваются информацией, подают друг другу знаки, и язык мы можем рассматривать, как знаковую систему, однако знаковую систему особого рода.

Дело в том, что благодаря языку, как знаковой системе, мы способны не просто обмениваться информацией, не просто подавать друг другу знаки о явлениях, событиях, а мы способны осмыслять то, что не является предметом непосредственного наблюдения. Мы не связаны здесь не временем, не пространством. Иначе говоря, благодаря языку, в отличи от других знаков, мы можем осмыслять события будущего, события прошедшего, события, непосредственными участниками которого мы не являемся. Мы можем мыслить абстрактно. Именно на языке и построено человеческое мышление, как абстрактная система. В противном случае мы оказались бы связанными нашим текущим положением и исключительно нашим текущим опытом.

Собственно, язык, как знаковая система особого рода, устроен непосредственно принципом избыточности. Здесь удобней всего обратиться к примеру, который приводился в свое время знаменитым итальянским философом Умберто Эко. Можно привести два примера знаковых систем: у нас есть платина. Поскольку платина — вещь опасная, то мы не можем оставить ее как есть, и мы ставим на ней датчик, от датчика мы протягиваем провод, натягиваем его к наблюдательному пункту, и на нем мы вкручиваем лампочку. Этом датчик поставлен на уровне воды, который является для нас опасным. Когда вода достигает этого поставленного уровня, датчик срабатывает, лампочка загорается и тем самым перед нами знаковая система, где есть два элемента, а именно: элемент А — знак А, лампочка горит — знак Б. Посредством этого и знаковой системы, мы можем передавать эти сообщения. Здесь есть несколько очень важных моментов. Во-первых: вся совокупность возможных значений изначально задана в знаковой системе. Попросту говоря, мы можем передать либо сообщение А, либо сообщение Б. Никакое другое треть сообщение посредством этой знаковой системы быть не может. Вторая знаковая система: попросту, поскольку опять же плотина — вещь опасная, мы продублируем датчик номер один датчиком номер два, установив его на том же самом уровне, проведя второй провод и вкрутив на наблюдательном пункте вторую лампочку. Перед нами теперь знаковая система, где есть элементы А, Б, С, Д. Вроде бы, перед нами теперь просто усложнение первой знаковой системы, а именно, когда уровень воды является опасным, мы имеем сообщение-акция, две первые лампочки горят. Когда уровень водя является безопасным, перед нами система БД, то есть обе лампочки не горят. Однако то, что у нас появилось принципиально новое на второй системе, эта ситуация, когда одна лампочки может гореть, а другая не гореть. А именно, у нас появилась возможно АД и БС. Теперь ключевой момент что означают эти сообщения, которые мы получаем? Понятно, что на нашем опыте мы можем проинтерпретировать их различно, можно проинтерпретировать их так. что один из датчиков сломался, одна из лампочек перегорела, один из проводов порван. Однако эта интерпретация осуществляется нами уже из рамок других знаковых систем. Исходя из другого понимания, само по себе это будет означать, что мы получили бессмысленное сообщение, наша реакция интерпретации на полученное на полученное нами бессмысленное значение.

Так вот, основная особенность языков, на которых мы общаемся, заключается в том, что каждый из языков предполагает область бессмысленных значений. Именно благодаря этому, далеко не каждое сообщение ,которое мы передаем, оказывается информацией. В большинстве случаев комбинация знаков, которые мы в принципе можем согласовать, не имеет никакого значения. Если мы с вами получаем по почте электронное письмо, состоящее из последовательности шипящих в пятьдесят знаков. мы с вами не полезем в словарь Даля, для того чтобы узнать, что это за уникальные слова, что нам хотел сообщить корреспондент. Мы с вами почти наверняка сразу же проинтерпретируем. что это сбой кодировки, либо случайно отправленное сообщение, в результате того, что попугай набрал клювом на клавиатуре.

Специфика языка заключается в том, что область осмысленных значений в каждом их языков крайне ограничена. Именно благодаря этому языки, которыми мы общаемся, способны преодолевать шумы, и тем самым обладают большой устойчивостью к искажению. Следовательно, мы способны обмениваться информацией в ситуации, когда значительная часть переданных нами сообщений утрачены или повреждены. Следовательно, благодаря этому мы способны понимать друг друга в ситуации, когда масса факторов оказывается накладывающиеся на отправляемые нами сообщения и получаемые от других.