Найти в Дзене

Пару слов о красоте и эстетике: Кант, Шиллер (вторая часть)

Огромное влияние на развитие наших представлений о прекрасном сыграла философия Канта. Эстетические представления Канта изложены в третей из трех критик «Критики способности суждения». Идя вслед за за британским философом и политическим деятелем Эдмундом Берком, Кант разграничивает два вида эстетического, а именно он говорит о эстетическом. как о прекрасном и как о возвышенном. Прекрасное в данном случае — это совершенство, связанное формой, то есть некой границей, оформленностью. Соответственно, в случае прекрасного мы имеем дело с символом нравственного, полагает Кант, а в ситуации с возвышенным мы имеем дело с безграничностью. То есть когда эстетическое переживание порождается в нас безграничным, беспредельным, то здесь перед нами уже эстетика возвышенного. Говоря о эстетике возвышенного, Кант разграничивает возвышенное на динамическое и математическое. Примером возвышенного динамического может выступить явление от силы, от движения, например, шторм. Примером же возвышенного математ

Огромное влияние на развитие наших представлений о прекрасном сыграла философия Канта. Эстетические представления Канта изложены в третей из трех критик «Критики способности суждения».

Идя вслед за за британским философом и политическим деятелем Эдмундом Берком, Кант разграничивает два вида эстетического, а именно он говорит о эстетическом. как о прекрасном и как о возвышенном. Прекрасное в данном случае — это совершенство, связанное формой, то есть некой границей, оформленностью. Соответственно, в случае прекрасного мы имеем дело с символом нравственного, полагает Кант, а в ситуации с возвышенным мы имеем дело с безграничностью. То есть когда эстетическое переживание порождается в нас безграничным, беспредельным, то здесь перед нами уже эстетика возвышенного.

Говоря о эстетике возвышенного, Кант разграничивает возвышенное на динамическое и математическое. Примером возвышенного динамического может выступить явление от силы, от движения, например, шторм. Примером же возвышенного математического будет выступать гора, или классический кантовский пример, который, как правило и вспоминается в труде, это бесконечность звездного неба.

Продолжением и развитием кантовской эстетики является эстетика Шиллера. И вот здесь можно видеть, как эстетическому, в собственном смысле слова, оказывается узко в границах прекрасного. Шиллер совершенно не случайно осуществляет переход и начинает говорить об эстетическом воспитании. Вместо выделения эстетического в кантовском понимании, как целесообразности без цели, то есть самостоятельное эстетическое наслаждение. Для эстетического объекта его цель заключается в нем самом по себе. Для Шиллера эстетика оправдывается через то, что с эстетическим связывается вся человеческая культура, процесс человеческого воспитания. Тем самым оказывается, что цивилизация в целом осмысляется как исторический феномен, однако эстетика прекрасно находит в свое оправдание уже за границами целесообразности без цели, она оказывается для нас, конкретных людей, связано с неким внешнем целеполаганием.