Найти тему

Путеводитель по познаниям истины: способы, виды, Пирс.

«Что есть истина?» —, знаменитый вопрос, который Пилат адресовал Иисусу Христу. И в христианской логике считается, что это очевидный пример человеческого забвения, неспособности видеть очевидное, поскольку истина находилась перед ним воочию. Однако если не углубляться в теологию, не углубляться в христианскую проблематику, то применительно к проблематике истины можно увидеть, что существует множество подходов.

Один из ключевых подходов к пониманию истины — традиционный подход, носит название корреспондентской теории истины ( от лат. korrespondens, то есть соответствие). Попросту говоря, истинным знанием мы называем знания, которые соответствуют положению вещей. Соответствия между нашим положением о реальности и самой реальностью. Корреспондентская теории истины является наивной теорией, наивной, опять же, в исходном значении слова, то есть естественной установкой нашего сознания. Когда мы говорим, что мы о чем-то знаем, мы обладаем истинным представлением. Это означает, что наше представление соответствует тому порядку вещей, находящемуся все нас. Суть затруднения, возникающего в корреспондентской теории истины, в рамках нововременного знания, а именно субъект-объектной теории, заключается в том, каким образом субъект может проверить то, соответствуют ли представления субъекта от окружающем мире самому окружающему миру, поскольку единственное, чем обладает субъект, это как раз самими представлениями. Субъект может сравнивать между собой идеи, которыми он обладает, но он не может сравнить идеи с вещами, так как они находятся в разных уровнях реальности. В сознании человека не может поместится стол и идея стола, чтобы человек мог сравнить их между собой.

Отсюда возникает вопрос: что мы на самом деле подразумеваем под истиной? И возникает несколько других концепций истины. Одна из этого множества называется консенсуальной (когерентной) концепцией истины. Истинным знанием мы называем то знание, в котором мы согласны друг с другом, где достигается некий консенсус, например, в научной области. Мы считаем истиной теорией ту теорию, которую разделяют люди, придерживающиеся одних взглядов.

Понятно, что это крайне скептичный подход, в связи с чем возникают другие понимания истины, например, прагматическая теория истины. Согласно этому подходу, связанному с таким американским философом и логиком, как Чарльз Пирс, истиной мы называем работающее знание (от др.-греч. pragma «польза»). Истинным знанием мы называем то знание, которое подтверждается через использование. С этим же связано и другое понимание истины, понимание через практику.

Разницей между прагмой и праксисом заключается в том, что в практической концепцией истины мы предполагаем человеческое действие и, следовательно, истина является описанием действующего человека, поскольку и сама природа нашего познания мыслится через деятельность. Прагматической теорией истины придерживались философы-марксисты. Так, Ленин писал: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности».

Наконец, стоит сказать, что помимо вышеуказанных концепций истинности, есть еще ряд концепций, связанных с этическими критериями ( завершенность, гармоничность, соответствия).

Одновременно с тем, истина зачастую понимается, как грамматическая концепция, а конкретно истинным считается то знание, которое соответствует нормам нашего языка, которое в свою очередь отсылает к природе человеческого мышления.

Ключевой момент, который обнаруживается в современном философском знании заключается в том, что когда мы вообще говорим об истинности и поднимаем проблему истинности, мы сталкиваемся с целым рядом затруднений, уводящим нас в теорию познания, в природу человеческого знания. А именно, в какой степени мы вообще способны проверять имеющееся у нас знания и, соответственно, истина отсылает к знанию, которые мы способны проверить. Однако вопрос трактовки заключается в том, проверить в соответствии с чем, проверить на внутренние соответствие, и тогда мы говорим о когерентности, либо проверить на внешнее соответствие, и тогда мы говорим о корреспондировании, или мы говорим о практике, или о прагме. В любом случае, вопрос об истинности, это вопрос о соответствии.