Философия в собственном смысле слова существует исключительно в античной Греции и связанных с нею культурных традициях. Поэтому когда мы говорим о Древнем Востоке и древневосточной философии, то слово «философия» здесь понимается весьма условно. Дело в том, что не в Древней Индии, не в Древнем Китае то, что мы теперь называем философией, не отделяется внутренне от иных видов знания. Эта дифференциация, это различение существует только во внешнем взгляде наблюдателя. Иными словами, только когда мы прочитываем древнеиндийские или древнекитайские тексты, то мы некоторые фрагменты из них, или некоторые из этих текстов идентифицируем как философские, а другие выводим за пределы данной традиции. Это не внутренний взгляд наблюдателя.
Тем не менее, если все-таки говорить о философии Древней Индии, то необходимо отметить, что возникает она практически синхронно с античной философией. Для индийской философии, восходящей к религиозному знанию, характерна проблематика «мокша», то есть проблематика освобождения, что в самой известной философской традиции Древней Индии — буддизме, которая одновременно является одной из мировых религий, осмысляется через понятие нирваны. То есть, путь к мокши, путь к освобождению, лежит как путь к нирване из сансары, то есть из иллюзорной реальности.
В целом, для индийской философии характерно сосредоточение на проблематике индивидуального существования. Это проблема того, как мне, конкретному человеку, достигнуть освобождения в пределах своего существования. Подобная проблематика присуща самым различным индийским философским школам, которые традиционно делятся на ортодоксальные и неортодоксальные (астика и настика).
Напротив, в древнекитайской философии, в таких философских школах, как даосизм, основателем которого является Лао-цзы, или конфуцианство, связанная с Конфуцием, характерна социальная проблематика.