Найти в Дзене
Истории Алексея Боярского

В унтах из зоны: как хакасский предприниматель зарабатывает на традиционной обуви

Оглавление

В России много мест, где на морозе до -50С даже мужчины вынуждены носить высокую теплую обувь на меху. На Севере, в Сибири унты – действительно средство передвижения по городу. Не говоря уже об экспедициях, охоте, катании на снегоходах. Благодаря Сергею Панченко, основателю компании «Снежная Ласка», премиальные унты, ичиги и монголки стали носить даже в московском регионе. Правда, для этого пришлось поработать с их дизайном.

Впервые Сергей Панченко собственное дело пытался начать ещё при Брежневе. Вернувшись из армии, окончил ПТУ хакаском Черногорске. Женился. И вместе с супругой Екатериной отправился по распределению буровиком в Туруханск. «Обещали квартиру дать, но обманули, - вспоминает Панченко. - Помыкались в общаге-клоповнике, а потом вернулись в Черногорск». Там Сергей устроился фотографом в фотоателье. Фотографией он увлекается по сей день. Но настоящее призвание, как оказалось, - что-то изготавливать своими руками. В 1970-х в моду вошли женские туфли на деревянной колодке, типа, сабо. «Их делали кустари и продавали безумно дорого, около 70 рублей, а по качеству — дерьмо. Я решил, что сделаю лучше, и начал стругать колодки», - вспоминает Панченко. На одной паре зарабатывал по 60 рублей – для сравнения, средняя месячная зарплата городского служащего тогда была около 150 рублей.
Но жизнь «индивидуального предпринимателя» при советской власти уверенности в завтрашнем дне не вселяла, да мода на сабо уже уходила. Панченко окончил школу прапорщиков – вместе с женой уехал служить в Якутск. «Там все офицеры и прапорщики в свободное время от скуки пили. А Сергей купил токарный станок - занялся изготовлением журнальных столиков с резными ножками», - рассказывает Екатерина Панченко. При себестоимости 17 рублей, в местной комиссионке столики расхватывали по 160 рублей.

Когда через пять лет службы прапорщиком Панченко уволился на гражданку, и семья вернулась в Черногорск, уже началась Перестройка.

Екатерина и Сергей Панченко
Екатерина и Сергей Панченко

Предпринимательством можно было заниматься уже открыто, но и советский дефицит исчез – в частности, из Китая уже хлынул поток дешёвых товаров. Из-за этого разорился и первый открытый Панченко кооператив по производству мебели. И второй, по разведению и выделке шкур черно-бурых лис - крашеный мех из Канады оказался дешевле.

Мехом наружу

В 1992 году Панченко занялся производством седел и уздечек. В 1990-х лошади ещё активно использовались в местных сельхозпредприятиях, а советские кожевенные производства уже закрывались. Да и Хакасия регион коневодческий: одновременно с разорением совхозов, рос спрос на дорогую сбрую среди частных владельцев лошадей. Научившись работать с кожей, в 2003 году Панченко расширил ассортимент меховыми изделиями и обувью на меху, которые теперь продавались под брендом «Снежна Ласка»

Тогда в соседнем с Черногорском Усть-Абакане приобрёл цех работавшего с 1942 года и к тому моменту давно закрытого предприятия «Кожпром». 800 кв. м. вместе со станками 1940-х годов.

«Сибирь - зимы бывают холодные, снежные – спрос на теплую меховую обувь очевиден, - объясняет Панченко. – Унты, сделанные по всем правилам, позволяют чувствовать себя комфортно на морозе -50С».

Традиционные унты – это сапог из цельной шкуры мехом наружу, утеплённый внутри так же выделанной цельной шкурой, мехом внутрь. Толстая подошва обязательно по принципу сэндвича – между нижним слоем и колодкой проложен войлок. И обязательно с рантом с прошивкой.

-3

Если северные народы шьют унты из оленьей шкуры, то Панченко в Хакасии делает, в основном, из конской. «Здесь мясное коневодство, - говорит он. – Раньше шкуры просто выбрасывали. Первые годы, когда мы сами выделкой занимались, даже покупать не нужно было – платил не за саму шкуру, а просто, чтоб сняли аккуратно». Внутренне утепление – из овчины. Настоящее разнообразие в женских моделях: унты из нерпы, енота, норки, мутона, рыси и т.д. Это серийные. А по индивидуальному заказу «Снежная Ласка» шьёт унты из любого меха. Например, высоким гостям из Москвы когда-то местные власти заказывали медвежьи унты. Благо, и разнообразного зверя, и охотников в Сибири хватает.
В селе мех ниже голенища до подошвы - вполне нормально. Но в городе, где даже при сильных морозах на тротуарах каша из-за реагентов, нога в классических унтах может промокать. «Для всех моделей мы предлагаем дополнительный вариант, когда верхний войлочный слой закрыт черпрачной кожей быка с водоотталкивающей пропиткой, - комментирует Сергей Панченко. – На сохранении тепла это не отражается, зато влагу не пропускает».

Прорыв из Сибири

До 2020 года бизнес развивался довольно медленно. «Автоматизированных линий для прошивки и затягивания таких колодок нет - производство по большинству операций ручное. Себестоимость высокая. Отдавать оптовику, который сделает 100% наценку, невозможно. А потому, у нас только прямые продажи, - рассказывает сын Сергея и Екатерины, Иван Панченко. - Ещё три года назад мы продавали, фактически, только в Хакасии».

А это не только ограниченный рынок сбыта, но и сезонные риски – если зима в Сибири выпадала сравнительно теплой, продажи проваливались.

Иван, отучившись когда-то в томском Политехническом университете на физика-ядерщика, там и остался. Создал собственный бизнес. Но в 2020 году уже погрузился с головой в семейное предприятие. «Сайт, который сделал для родителей много лет назад, совсем не продавал, - рассказывает Иван. – Пересобрал его, настроил тагетирование, продвижение в Яндексе. Так же завели товар на Wildberries и Ozon». Причём, львиную долю продаж даёт именно свой сайт. Действительно, после того, как корреспондент Forbes изучал в сети «унты», контекстная реклама ещё несколько дней настойчиво предлагала баннеры с обувью «Снежной Ласки».

-4



«А на AliExpress наш товар сливается с царящим там «китаем» », - комментирует Иван.

По его словам, на онлайн площадках аудитория часто ищет товары из сегмента массмаркета, и не всегда осознаёт, почему за унты просят такие деньги.

Средняя цена унтов «Снежной Ласки» - 25 000 рублей. Но есть модели, которые стоят и 100 000 рублей – например, отделанные соболем. Товар категории премиум. «В продаже можно найти обувь даже за 8 000 рублей, которая будет называться «унтами», но таковыми не является, - поясняет Иван. – Вместо качественного прошива через рант используют проклейку на картон, но с имитацией рантового метода пошива. Внутреннее утепление не из цельной овчины, а приклеенного состриженного меха. И т.п. мелочи, которые сильно удешевляют продукт лишая его заявленных потребительских свойств».

Дизайнер - нейросеть, сапожники - зэки

С 2021 года было принято решение окончательно отказаться от собственной выделки шкур – перейти к закупкам готовых. Этим занимается Екатерина Панченко. Провели модернизацию – приобрели новое швейное оборудование. Существенно расширили ассортимент. Сегодня помимо собственно унт, производятся так называемые «монголки» (официально – унты-сапоги) – внутри мех, снаружи гладкая кожа. Ичиги – похожий сапог, но со шнуровкой. Добавились разные виды кожи: гладкая телячья, замша и др. Добавилась демисезонная линейка. И в ней уникальный для России товар: мужские кожаные «офицерские» сапоги с каблуком из влагостойкого березовый шпона. Красивая и функциональная обувь для пеших прогулок загородом или верховой езды. «Видел такие только у люксовых зарубежных брендов», - комментирует Иван.

Сейчас в ассортименте «зимы» около 60 мужских моделей, 100 женских, 15 детских. Плюс, 20 мужских «демисезонных».

Ежегодно вводятся новые модели. Причём, по словам Ивана, последнее время общий дизайн создаётся нейросетью – живой модельер работает с уже предложенным образом.

-5

А вот швей и сапожников, увы, роботом не заменить. И это огромная проблема. А потому из 35 работников предприятия, половина – заключенные соседней зоны строго режима. «Ручная затяжка заготовки на колодку требует мужской силы – женщин на эту операцию никогда не ставили, - рассказывает Сергей Панченко. – В нашей местности спрос на квалифицированных работников среди крепких мужчин давно превышает предложение. Из-за этой ситуации многие годы назад мы заключили партнерский договор с местной колонией».

Дефицит сапожников, пожалуй, сегодня главный сдерживающий развитие фактор. Благодаря инновациям, а так же онлайн рекламе, которая, по словам Ивана, составляет до 20% оборота, продажи резко выросли: с 35 млн рублей в 2022 году до предположительных 60 млн рублей в 2023 году. Из них прибыль, согласно планам, должна составить 50% - пока она меньше.

В 2022 году продано около 1400 пар, в 2023 должно быть не меньше 3600. При потенциале производства в 10 000 пар.

Сами себе рынок

Половину продукции забирают покупатели из московского региона. «Жители коттеджных посёлков, и те, кто носит эту обувь вдали от дома – предпочитает ездить на охоту в премиальной обуви, - комментирует Иван. – Был человек, который сказал, что покупает обувь лететь на буровую – какой-то менеджер».

Рыбопромышленник из Приморья Александр Бусов, в интервью корреспонденту Forbesрассказал, что ежегодно лично для себя покупает по нескольку пар обуви «Снежная Ласка» - разные модели монголок, берцев. «Да, недешевые, - замечает он. – Но мне нравятся. И с компанией можно общаться – учтут личные пожелания».

Обувь по типу унтов как элемент экипировки для работы в суровых условиях Севера массово производятся со времён СССР. Например, советские «авиаторы» – с чёрным или бежевым мутоном снаружи, перетянутые кожаным ремешком. Довольно грубые, но теплые и крепкие. При отсутствии альтернативы, их очень любили рыболовы-охотники и сторожа. Новоделы производятся и сегодня разными российскими цехами. Но эти модели проходят по разряду рабочей обуви – стоят около 4000 рублей.

Унты из дорогого меха по 40 000 рублей продаются в магазине «Экспедиция Фактория». «Мы заказываем у скорняков Красноярского края – это не фабрики, а частные мастера. У нас можно купить унты из ассортимента, который в наличии, или сделать индивидуальный заказ, - рассказала Оксана Никоненко, управляющий «Экспедиции Фактории». – Торгуем унтами уже точно больше 15 лет. Но спрос растёт. А в последние годы продажи в этой категории удваиваются ежегодно. Уходит импорт, входит в моду национальное. А обувь эта, можно сказать, универсальная - берут и вокруг коттеджа гулять, и в экспедицию на вездеходе поехать».

По словам Ивана, если не считать частных мастеров в национальных округах, более-менее серьезно производством традиционных унтов премиального уровня в России никто не занимается. «Есть фабрика «Айхал» (название по имени поселка Якутии, но само производство в Иркутске, - Forbes) - эти унты стоят, примерно, как наши, - говорит Иван. – А больше никого не встречал».

Унты «Айхал» шьются из камуса (шкура с голени) оленя. Судя по моделям на сайте, выполнены в национальном якутском стиле. Почти все снаружи с мехом. Стоят около 30 000 рублей. В «Айхале» мне заметили, что являются крупнейшим в России производителем – годовой выпуск больше, чем у "Снежной Ласки". Однако, от полноценного комментария руководство компании отказалось.

Как сообщили в Ozon, унты товар сезонный, и в первой половине года продается меньше. По статистике площадки за январь-июнь: в 2021 году продано - 334 шт, в 2022 году - 1111 шт, в 2023 году - 3016 шт.

«На Wildberries представлена различная национальная обувь, в том числе унты, ичиги и монголки от различных продавцов и производителей. Видим интерес покупателей к такой продукции, поскольку она изготовлена с учетом их потребностей – благодаря традиционным технологиям производства такая обувь часто является более долговечной и согреет в суровых погодных условиях. Так, за 8 месяцев 2023 г. продажи унт в штуках выросли на 49% год к году, а монголок – на 78%», - ответили на мой запрос в пресс-службе Wildberries.

Конкуренции с импортом у российских производителей нет. Точнее, только с современными синтетическими ботинками мировых брендов, среди которых есть модели, заявленные до -45С. А вот традиционную для Севера тёплую качественную обувь, по словам Ивана, делают ещё только в Канаде. Но с учётом курса валюты, стоимости и времени доставки, проще и выгоднее купить в Хакасии.

«Многие просто не знают, что для леса, тундры, катания на снегоходах и т.п. существует не только рабочая обувь, а удобная и красивая премиального качества - поясняет Иван. – Фактически, мы сами создаём этот рынок в России».

(Моя статья, опубликована на forbes.ru)

Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1

Читать ещё: Мог сдавать бабушкину однушку, но поменял её на чёрный джип