Найти тему
Записки с тёмной стороны

Целый час

Психотерапия начинается с того, что ты выделяешь целый час времени в неделю для себя.

Час в неделю? Это много или мало? Всего час или целый час?

Когда я впервые пришла к своему нынешнему психологу, целый час был чем-то огромным, не очень посильным. Где его взять, этот час, когда у меня маленький ребёнок, непростая первоклашка, подросток под боком, а ещё учёба, работа, горы всевозможных мелочей, и такая дребедень каждый день?

Технически у меня, конечно, было свободное время. Конечно, было. Но как-то так… Урывками. Когда само получится, а не тогда, когда мне надо. По сути, это свободное время редко было по-настоящему моим. Моё — это то, что я беру себе сама, зная, зачем оно мне. А это время было так… Случайно образовавшееся, которое не всегда понятно, на что тратить, чем занять. Часто это время сливалось как будто в никуда. Потупить в соцсетях, поискать фильм, который можно бы посмотреть, а потом, когда получается найти, обнаружить, что смотреть уже некогда — время вышло, вспомнить о том, сколько всяческих важных дел не сделано, и заняться ими.

Технически у меня, конечно, было свободное время, вот только оно не было моим. В реальности своего времени у меня не было. Даже часа в неделю. А ещё у меня не было своего места в моей собственной квартире. То есть технически, конечно, у меня был свой диван, свой стул, шкаф и прочее, но фактически мои прекрасные дети постоянно врывались в моё пространство. Обнаружила я это, когда выбрала своего психолога.

Я написала письмо, спросила, найдутся ли у неё для меня свободные часы. В ответ пришло письмо, где чёрным по белому были обозначены эти самые часы. Их было довольно много. В разные дни. Всего-то и нужно было выбрать один час в неделю и организовать пространство. И это оказалось настолько сложной задачей, что я совершенно не понимала, как с ней справиться.

Я обнаружила, что выделить целый час в неделю очень сложно. Один раз ещё как-то можно. Но так чтобы регулярно, каждую неделю в одно и то же время. Я очень злилась, я грустила, я завидовала тем волшебным людям, для которых найти этот час — плёвое дело. А ведь эти волшебные люди ещё и деньги могут на себя тратить легко. Вот, прям, на себя.

Поскольку моё желание совпало с требованиями для участников обучающей программы, я сумела-таки выкроить этот час. Каждый понедельник. В шесть вечера. Вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств.

Сначала было сложно. Вообще-то, мне в это время в садик за ребёнком надо. Вообще-то, в это время младшую нужно встретить с занятий. Вообще-то, посуда не мыта, работа не сделана, ужин не готов, конь не валялся, грипп, насморк, магнитные бури и перебои с подачей электроэнергии, нет денег, лапы ломит, хвост отваливается. Помогала опора на то, что это я не просто хочу, это, вообще-то, надо.

Но вот часы в нужном количестве были набраны, а я всё продолжала. Каждый понедельник. В одно и то же время. Вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств. Неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Потому что хочу. При этом то дети болели, то работа не сделана, то денег нет, то кони скачут, то Меркурий в козероге, то ещё что-то. В моём ежедневнике так и записано: «Я». Именно так. С большой буквы. Я заполняю этим «Я» клеточки вперёд на несколько месяцев. Очень поддерживающая практика, между прочим.

Это стало первым опытом выбора себя. По-настоящему. Не теоретического, а реального выбора себя, своих интересов, своего «хочу», своего «надо». Выбора, в реализацию которого нужно вкладываться, который не воплощается сам собою как-то так, а требует иногда немаленьких усилий. Постепенно навык выбирать себя и вкладываться в то, чего хочу я, перешёл и на другие сферы, ведь если умеешь в одном, велики шансы научиться и в другом.

А ещё у меня появилась стабильность. Опора. Что бы ни происходило вокруг и внутри меня, я всегда знала о том, что в понедельник в шесть у меня есть не только лично мой час, но и человек, готовый посвятить этот час только мне. Вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств. Чума, война, мировые кризисы, ретроградный меркурий, не помогает ваша дурацкая терапия, нос заложен, в школу вызывают, не хочу ни о чём говорить, лапы ломит, босходи, я такая идиотка, ребёнок болеет, я столько не зарабатываю, луна в раке, рак в водолее, лучше бы суп сварила, ненавижу вас и вашу терапию, интернет пропал, ноутбук погиб при столкновении со стаей детей, я так устала, не вывожу, сколько можно об этом говорить, работой завалило, кони скачут, а могли бы и поваляться… Что бы ни происходило, в понедельник в шесть (в этом году мы переместились на четверг).

Некоторые люди довольно много готовы отдать за стабильность хоть в чём-то. А у меня она есть. И уже не только в виде одного часа в неделю. Я научилась её создавать и в других сферах, ведь если умеешь в одном, велики шансы научиться и в другом. Да, я знаю, что стопроцентных гарантий в этом мире не бывает, и островки стабильности не вечны. Но я теперь умею их себе создавать.

Кстати, про время. Однажды я обнаружила, что, вообще-то, всё время моей жизни — моё. Это моя жизнь, моё время, и это не обстоятельства и другие люди мне дают или не дают час в неделю, а я сама выбираю, куда своё время направить. Впрочем, это уже другая история.

Психотерапия начинается с того, что ты выделяешь целый час времени в неделю для себя, тратишь в этот час свои ресурсы на себя, встречаешься в этот час с человеком, который готов быть весь час с тобой. И уже это само по себе является очень терапевтичным. Проверено.

У меня, кстати, есть сейчас свободные часы, которые я готова посвятить работе. Возможно, они станут нашими общими часами. Это я так приглашаю, да.