Друзья, приветствую вас, продолжаем интереснейшую тему ладов в музыке!
Сегодня поговорим наконец о "тех самых" диатонических семиступенных ладах, которые мы все "проходили" с самых малых лет. Но дойти до них удалось не всем, большинство прошло мимо )). И это не наша вина, а большой методический недостаток, т. к. мыслить о ладах функционально и практично нас не учили, а просто сообщали, от какой ступени натурального мажора строится тот или иной лад, на этом вся методика и заканчивалась. При таком подходе не возникает ощущение самостоятельных и отдельных ладов: они воспринимаются, скорее, как части мажорного, сыгранного от разных ступеней. Ну что же, попробуем взглянуть на школьную программу под другим углом).
Европейская музыкальная культура, в основном, опирается на два лада: мажор и минор. Они наиболее распространены, так как являются тональными: у них есть опора, устойчивые звуки, которые помогают определить тональный центр лада.
А остальные лады, которые известны нам под прекрасными греческими названиями ещë из программы музыкальной школы, можно поделить на мажорные и минорные.
Такая структуризация ладов позволяет легко усвоить их строение и уловить оттенки настроения, которое они создают.
Сегодня поговорим о ладах мажорного наклонения.
Древние греки были очень чувствительны к восприятию музыкальных ладов, и переживания, связанные с восприятием каждого лада, они наполняли определённым этико-эстетическим содержанием. Каждое племя выступало со своей национальной музыкой, и каждое племя имело свой излюбленный музыкальный лад.
Натуральный мажор, он же ионийский лад (Ио́ния, от древнегреческого ἡἸωνία, (латинское Ionia) - область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря)
- настоящий король европейской музыки. Уж о нëм-то мы знаем больше всего, проблем с его построением и узнаванием точно никто не испытывает, так что просто отдадим ему дань уважения и продолжим разговор о его младших братьях.
Что может быть веселее, чем натуральный мажор? Только лидийский лад! Он может передавать и восторженное романтическое настроение - и дурашливое, легкомысленное веселье. Он предельно оптимистичен - и в то же время обладает изяществом и лëгкостью. В лирических балладах он придает композициям сказочный, волшебный колорит - и может прекрасно иллюстрировать мир фэнтези🧝♀️.
Название этого лада происходит от названия исторического региона, соседствовашего с Древней Грецией — Лидии, где, вероятно, он появился.
А построить лидийский лад очень просто: достаточно повысить в натуральном мажоре четвёртую ступень. Он идеально подходит для обыгрывания большого мажорного септаккорда.
А если в натуральном мажоре понизить седьмую ступень, то он станет немного «грустнее» и превратится в миксолидийский лад, название которго призошло от древнегреческого слова μῖξις («смешение») и названия лидийского лада) . Понижение седьмой ступени "заземляет" мажор, делает его более основательным.
Миксолидийский мажор, который ещë называют мажоро-минором, настраивает на хозяйский лад, создаëт рабочее настроение.
Он активно использовался в музыке античности и средневековья, а сегодня играет значительную роль в блюзе, джазе, рок-н-ролле и кантри.
А уже совсем скоро, 11 октября, стартует мой авторский курс по импровизации «Джазовые лады».
4 октября я проведу бесплатный практический мастер-класс, как применять лады в импровизации.
Мы возьмем джазовую тему и проработаем на ней 10 разных ладов! И конечно расскажу подробнее о курсе! Регистрируйтесь по ссылке и получайте подарки!