Найти тему

Smart city в Петербурге: начало пути

Оглавление
Иллюстрация: https://russiasmartcity.ru/
Иллюстрация: https://russiasmartcity.ru/

«Умный город», «умный дом» — эти понятия в последние годы перешли из категории фантазий о будущем в разряд насущной необходимости. Что нас ждет в ближайшие годы, как сделать Петербург «умным»? Об этом рассуждают эксперты — участники онлайн-конференции «Петербург: Умный город, квартал, дом», организованной проектом «Retrogradu.net — Архитектура Петербурга» совместно с Отделом бизнес-конференций РБК.

«Умный город» — что это?

Понятие «умного города» Данияр Юсупов, архитектор, сооснователь студии средового проектирования «design: unit СПб», объясняет так: «Концепция smart city включает в себя два с половиной существенных пункта. Первый был озвучен основоположником кибернетики Норбертом Виннером: «Не управляйте ничем, чем не нужно управлять вручную». Второй — упреждение аварийных ситуаций. Условная половина третьего пункта — организация ресурсообмена, то есть перераспределения ресурсов с участков, где сейчас они не очень востребованы, в те локации, где ощущается их дефицит». Те же принципы работают на уровне квартала и отдельного жилого дома.

Еще одно ключевое условие для создания «умного города» назвал Алексей Лазутин, управляющий партнер «Брокерус» (Москва): внятная стратегия развития города, которая проводится сверху вниз при наличии в системе обратной связи на всех уровнях. Как положительный пример реализации этого принципа эксперт привел Москву. Но все это не заработает, если не будет обеспечено единство, интегрированность информационных систем, отмечает Антон Таращанский, руководитель проекта «Умный дом» ГК «Самолет».

Рендер: «design: unit СПб»
Рендер: «design: unit СПб»

«Если совсем близко «к земле», то речь идет об организации взаимодействия власти, бизнеса и жителей с поставщиками ресурсов — рыцарями огня и пара», — как метко назвал их Алексей Голубев, генеральный директор АО «Цифровые платформы и решения умного города». В условиях больших городов управление огромным инженерным хозяйством требует сбора данных о работе всех систем, аналитики полученных результатов, принятия решений о тех или иных действиях и, собственно, управления этой системой. «Когда у нас перед глазами во всей полноте разворачивается картина управления городом, вы просто не знаете, куда смотреть, — перед вами звездное небо деталей», — образно описывает суть проблемы Данияр Юсупов.

Глупый умному не конкурент

Если не идти в ногу со временем и не учитывать возможность изменений в будущем, город может не выдержать конкуренции за жителей. Как отметили участники дискуссии, это можно наблюдать и сейчас: зачастую, даже потеряв в зарплате, люди переезжают из мегаполисов в малые города, активно внедряющие новые технологии, то есть «голосуют ногами». Среди таких комфортных для жизни городов Максим Жабин, заместитель генерального директора строительной корпорации «ЛенРусСтрой», называет, в частности, Тюмень. Эксперты также вспоминают Сочи, Краснодар и Нижний Новгород.

Поскольку главный вопрос, который решает концепция smart city, — безопасность, как техногенная, так и личная. У мегаполисов — Москвы и Петербурга — в любом случае нет другого пути, вопрос только во времени. «Москва — размером и численностью с Нидерланды, и управленческий аппарат такого образования имеет неуправляемый масштаб. Если мы не приступим к немедленной автоматизации, а Москва будет все больше расширяться, она будет становиться все более глупым городом. И поэтому у Москвы нет другого выхода, как только внезапно поумнеть», — поясняет Данияр Юсупов.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Кто заказывает музыку?

Совершенно точно заказчиками процесса цифровизации являются не жители, а город задает проектам только внешние рамки, отмечает Алексей Голубев. «На данный момент «умность» жилья в значительной степени является «бантиком». Жители в первую очередь голосуют за площади, локацию и безопасность. Причем за безопасность физическую — ограды, заборы, калитки. Вся наша электроника — это, безусловно, улучшение качества продукта, он становится востребованнее, но это доли процента», — подтверждает Антон Таращанский.

При этом именно строительная отрасль занимает второе место после сельского хозяйства по проникновению «умных технологий». Это касается не только видимых «плюшек» для конечного потребителя, но и технологий строительства, уточняет Максим Жабин. «Новое качество жизни — это не только обеспечение новыми технологиями, это еще и про ресурсы. Мы все живем во времена, когда у нас в России ресурс еще не стоит тех денег, как, например, в Англии. Но все идет к тому, что рано или поздно мы начнем задумываться, сколько мы тратим воды, сколько тратим электроэнергии. Все вспомнят про то, что ресурс надо экономить, и это возможно благодаря технологиям. Если внедрять сейчас, то у нас не будет повторения того, что происходит в западных странах», — дополняет он.

Петербург — в авангарде?

Фото: lakhta.center
Фото: lakhta.center

Двигателем процесса цифровизации остается девелопер. С этим согласен и Алексей Лазутин. Причем, по его мнению, в авангарде цифровизации — крупные бизнес-центры. Стандарты, внедряемые в коммерческой недвижимости класса А, затем переносятся и на жилые проекты, и на город в целом. «Если раньше у нас к разряду «бантиков» относились такие вещи, как Face ID для электронной регистрации, то сейчас это стало повсеместной практикой. Просто потому, что это удобно. Так же происходит и с «зелеными» системами — сегодня новые сотрудники уже интересуются при устройстве на работу, экологичен ли новый офис, какие технологии в нем применяются», — поясняет он.

Петербургу есть что показать в этом сегменте. Согласно предоставленной специально для онлайн-дискуссии аналитике «Брокерус», Петербургская агломерация занимает уверенное второе место после Московской по внедрению сертифицированных, в том числе по международным стандартам, «зеленых» технологий в строительстве. «Понятно, что и по площади, и по применяемым технологиям самым крупным объектом является «Лахта Центр». А когда в город приходит такой инвестор и потребитель, требования к комфорту каскадируются и на жилую среду», — говорит Алексей Лазутин.

«Будущее наступает неравномерно, но оно приходит в то место где уже задана потребность каким-то образом. Например, пришел крупный игрок — ПАО «Газпром», «Газпром нефть», которая сделала огромную сделку в Петербурге на 80 тысяч квадратных метров и этот объект так же, как и «Лахта центр», сертифицирован по классификации «зеленых технологий». Все думали, что уйдут международные технологии и «Лахта Центр», который получил высшие оценки по двум системам, на который все смотрят — что же будет с ним? Но сейчас ВЭБ РФ разрабатывает свою классификацию и радует, что «зеленая» повестка никуда не ушла», — делится эксперт .

Однако Данияр Юсупов не считает, что ситуация, когда бизнес играет главную роль во внедрении новых технологий, должна сохраняться. «Городу с большой разницей технологических решений в разных девелоперских проектах придется «сшивать» их воедино. А любой сантехник знает, что основная потеря идет на фитингах. Петербург с этой проблемой столкнулся, когда стал вводить систему оплаты в общественном транспорте, и это было столкновение разных поколений софта, в результате чего пришлось менять всю систему», — поясняет эксперт.
Однако Данияр Юсупов не считает, что ситуация, когда бизнес играет главную роль во внедрении новых технологий, должна сохраняться. «Городу с большой разницей технологических решений в разных девелоперских проектах придется «сшивать» их воедино. А любой сантехник знает, что основная потеря идет на фитингах. Петербург с этой проблемой столкнулся, когда стал вводить систему оплаты в общественном транспорте, и это было столкновение разных поколений софта, в результате чего пришлось менять всю систему», — поясняет эксперт.

Риск получить такую же проблему, но большего масштаба, был 10 лет назад и у Москвы. Как рассказал Данияр Юсупов, в 2012 году в Токио была направлена делегация Московской агломерации на переговоры о закупке систем для «умного города». Уже в процессе переговоров стало понятно, что им пытаются продать устаревшую систему. «Они поняли, что заплатят миллионы долларов и окажутся в результате в «глупом городе». Москва тогда этого не сделала, за что ей огромное спасибо», — поделился эксперт.

Безболезненная цифровизация исторического центра

Но что делать с огромным историческим центром Петербурга? «Что делать со старыми зданиями и как их сделать умными, ведь, когда они строились, просто не предполагалось какое-то оборудование? На самом деле есть два типа цифровизации: хард и софт. Первое – это когда мы изначально закладываем «умное» оборудование в объект, и второе — софтовизация, то есть приложения и дополнительные сервисы в виде софта. Это возможно сделать на уровне центра», — рассказывает Роман Блонов, директор по развитию PropTech.

«Не надо оцифровывать то, что невозможно оцифровать, и не надо оптимизировать то, что не надо оптимизировать. У нас не так много объектов в старой части Петербурга, чтобы требовать полной оцифровки и внедрения «умных технологий». Упростите правила, и девелоперы превратят эти дома в конфетки и продадут задорого», — поддерживает мысль коллеги Максим Жабин.

Иллюстрация: фасадная съемка fotometr.ru
Иллюстрация: фасадная съемка fotometr.ru

«Если мы «умными вещами» начнем называть не только инженерные системы, но и среду обратной связи, обмена информацией и взаимодействия всех участников рынка или жителей города, то старый фонд не является исключением и не обязательно его ломать, чтобы включить в новый цифровой мир. Это сравнительно недорого. Обеспечение слаботочными информационными системами зданий даже с учетом реконструкции и реставрации старого фонда — доля процента от стоимости квадратного метра», — уверяет Андрей Таращанский.

Не деньги решают всё

Алексей Лазутин абсолютно уверен, что финансы в вопросе строительства и цифровизации играют далеко не главную роль. «Все решает наличие качественных идей. Деньги это всего лишь ресурс, который при наличии качественной идеи не имеет значения. В центре есть большое количество памятников прошлого. А из памятников Петербурга нового времени таковым может стать, пожалуй, только «Лахта Центр». Так что мы имеем дело именно с дефицитом идей. На самом деле основной вопрос в том, как сделать качественную среду, в том числе в центре города, чтобы там появилось экономически активное население», — поясняет он свою мысль.

Данияр Юсупов конкретизирует — проблемы Петербурга в том, что капитализация имущественного комплекса не соответствует его цене и общественной ценности. Поэтому из качественных идей нужно искать такие, которые дадут возможность для дальнейшего развития. В качестве примера эксперт привел Нью-Йорк, где ведомство, аналогичное нашему КГИОПу, придумывает решения для старых зданий — в отличие от петербургских коллег, которые «бьют всех по рукам». Например, американские эксперты решают, как сделать возможным размещение ресторана на первом этаже старого небоскреба, как обеспечить новой точке общественного питания соответствующие современным стандартам системы вентиляции и иную инженерию.

«Напоминаю, что между умным и глупым решением один небольшой и никому не заметный шаг, и потому я за то, чтобы «умный город» умнел постепенно, вместе с гостями, жителями и администрацией, — такое у меня пожелание к будущему», — подытожил дискуссию Данияр Юсупов.

Уралова Мария