Это самая жуткая история выживания, которая может попасться на глаза. Рассказ о жестокости, о бесчеловечности и о том, как люди перестают быть людьми. Событие переносит нас в годы войны.
16 февраля 1942 года биплан Р-5 вылетел из Душанбе. В то время этот город назывался Сталинабад. Конечной остановкой был город Хорог. Самолет переправлял сотрудников НКВД.
На борту были: пилот Василий Княжиненко, начальник Памирского погранотряда майор Андрей Масловский, работник Наркомата НКВД капитан Михаил Вихров, сотрудник НКВД Таджикской ССР Жуковский.
Среди мужчин была Анна Гуреева, жена Хорогского начальника аэропорта. С Анной было двое детей: десятилетний сын Саша и шестимесячный Валерий.
Рейс был предназначен для офицеров НКВД. Анну с двумя маленькими детьми в него взяли только по-случаю, потому что никакого другого способа добраться до мужа через высокие горы Памира у женщины не было.
Р-5 - надежный одномоторный самолёт-биплан конца 30-х годов. Но этот биплан, по всей видимости, был неисправен. Полеты над Памиром на таких самолетах были делом достаточно опасным и требовали от летчика большого мастерства.
Горы Памира настолько высокие, что пролететь сверху на старых самолетах было практически невозможно. Летчикам приходилось пролетать через так называемые горные ворота. Когда самолет пролетает между двумя вершинами.
Как раз через такие горные ворота и летел этот биплан.
Около 3 часов дня, обходя облачность, пилот свернул в боковое ущелье, пытаясь слева облететь вершины 5200 и 5100 метров. Но самолет зацепило крылом за край скалы, и пилот потерял управление. В этот момент снова произошел резкий сильный бросок. Мотор заглох, и самолет врезался в снежный склон почти на вершине горы.
Удивительно, но все пассажиры биплана выживают и даже не получают травм. Мелкие синяки и царапины не в счет. Но приземляются они практически на самую вершину горы - 4400 метров.
Горная болезнь не заставила себя ждать. Известно, что на такой высоте воздух разряженный, а кислорода очень мало. В горах часто бывают снегопады, а по-ночам температура может опускаться до минус 30 градусов.
Это были жесточайшие условия даже для взрослых мужчин. А ведь на борту было два ребенка, одному из которых было чуть больше полугода.
Потерпевшие бедствие люди решили не сидеть, сложа руки. Спустя всего несколько часов после падения Княжиненко и Вихров отправились искать проход к реке Пянджу. Но вернулись, не найдя пути. Дальнейшие поиски выхода показали, что самолет упал на край ледника, который как бы стекал в глубочайшую пропасть.
Кругом был очень глубокий снег, который, собственно, и спас самолет и пассажиров. Только вот по нему практически невозможно было двигаться. Люди проваливались в снег по грудь. Пилот предлагает не паниковать, а ждать спасения у самолета.
Ведь их уже скоро должны были начать искать.
Начали подсчитывать запасы еды: 600 грамм сливочного масла, 1 килограмм колбасы, 1200 грамм сыра, 1 банка крабов, три бутылки водки. Питьевой воды не было. Еды было совсем мало, но при экономном подходе их можно было растянуть на несколько дней.
А там уже и спасение подоспеет, - решили люди. Андрей Масловский предложил питаться один раз в день и лично поделил еду.
Худшее ждало впереди. Температура опустилась до минус тридцати.
К сведению, это совсем маленький самолет и в пассажирском купе всего 4 места. Люди сидели впритык друг к другу. Временами выходили за снегом и ели его, так как воды у них не было.
Но снег почти не утолял жажду. Снег и лед в горах - это все равно, что дистиллированная вода, не содержащая солей и минералов. Если долго пить такую воду, соли из организма начинают вымываться.
Помощь не пришла и на следующий день, и через день. Ночи становились все холоднее, еда таяла на глазах.
19 февраля мужчины снова предприняли попытку найти выход. Но, пройдя 6 километров через глубокий снег по грудь, они вернулись обратно, изнемогая от усталости. На пятый день пытались топить снег. Получили несколько стаканов воды. Все равно лучше, чем ничего.
В одну из ночей людям показалось, что рядом стреляют. Они подумали, что их ищут. Мужчины вышли из самолета и поняли, что стреляют на пограничной заставе, которая находилась совсем недалеко.
Анна начала вести дневник. Она записывала события в бортовой пилотский журнал. Этот жуткий дневник стал главным свидетелем этих трагических событий. И главным доказательством на последующем суде.
23 февраля умер младенец, младший сын Анны Валерий. Мать проплакала над сыном весь день. Вечером закутала сына в материю и положила в дальний конец фюзеляжа.
24 февраля запас продуктов подошел к концу. Силы начали покидать. Ночи в тесной кабине при температуре минус 30, воздействие высоты давали о себе знать.
Люди начинают понимать, что помощь не придет. Они решают предпринять последнюю попытку выхода к людям. Мужчины понимают, что женщина и десятилетний мальчик на переход по горам просто не способны. Мать с сыном оставляют в самолете, обещая вернуться за ними, как только они выйдут к людям.
Проводив мужчин, Анна с Сашей утеплили кабину, натопили воды на несколько дней и стали ждать. Ждать им пришлось очень долго. Единственным спасением для Анны стал дневник. В него Анна достаточно сухо и цинично записывала эти ужасные события.
Также она писала письма своим родным и своему мужу. На третий день ожидания закончились спички. Как назло, испортилась погода и начались сильные снегопады. Самолет полностью засыпало снегом, и Анне приходилось откапывать выход, чтобы не остаться похороненной под снегом.
В какой-то момент в Анне что-то ломается. Дальше развиваются по-настоящему жуткие события. С каждым днем все сильнее хотелось есть. Мать, как могла, старалась отвлечь сына от еды. Она играла с ним в домино, заставляла что-нибудь рисовать.
Саша тоже писал письма.
Из писем Саши. Орфография ребенка сохранена: "Здравствай папа и Вова шлю я горячий привет Гуреев Папа мы с мама уже голодуем целый месяц и сели Валерия. Папа чивожа ты даже не мох оставить самолет и нас искать.
Здравтвати Коля и Витя и теть Варя шлю я вам горячий привет жилаю всива харашава. Бабушка намали нам богу чтобы нас из этой бирлоги вытощили."
С каждым днем он становился все слабее. Мать проткнула вену и дала ему выпить свою кровь. Саша успокоился и заснул. Но через несколько часов проснулся, начал бредить и звать отца. Бред продолжался несколько дней. Как-то в полубредовом состоянии он поблагодарил мать за все. Попросил, если она выберется из этого ада, пусть напечет пирогов с кишмишем и раздаст всей родне. Мол, пусть помянут его.
22 марта Саша умер. Судя по записям в дневнике, Анна уже не была той женщиной, которая садилась в этот проклятый самолет. Но тело старшего сына она решает не трогать. Продержалась всего три дня.
Ей казалось, что она одна на этой снежной скале. Только это было не так. По ночам возле кабины кто-то начал ходить. Утром Анна увидела на снегу следы крупной кошки. По всей видимости, ее выследил снежный барс и ждал, когда сможет добраться до своей добычи. Утром зверь уходил.
Анна выходила из своего убежища, ложилась на нагретое солнцем крыло самолета и дремала. Прошел еще один месяц снежного заточения.
Спасателей все не было. Она написала в дневнике: “Сегодня уже 70 суток, как я жду. Но никто за мной не идет”.
Она понимает, что за ней никто и не придет, и пишет прощальные письма мужу и родне. Женщина думала, что пилот и три сотрудника НКВД мертвы. Иначе помощь уже давно бы пришла.
Но самое удивительное в этой истории только начинается. Они были живы. Через несколько дней пути по глубокому снегу Масловский, Вихров и Княжиненко доли до кишлака Матраун, где их подобрали местные жители и переправили в Харог. Жуковского с ними не было.
Выжившие получили сильнейшие обморожения. Двоим пришлось ампутировать ноги. Пилоту Княжиненко повезло больше. Он был в меховых унтах (часть формы пилотов) которые спасли его.
Находясь в кишлаке, ни один из троих даже не вспомнил о женщине с детьми, которая была брошена в горах. Местные жители потом утверждали, что если бы узнали об этом сразу, то Анну с Сашей они бы точно спасли.
Лишь в Хороге пилот случайно обмолвился об Анне Гуреевой, уверенно добавив, что она уже мертва. Поэтому пропавшего Жуковского и женщину с детьми не искали еще целых 2 месяца. И, скорее всего, не стали бы искать вовсе.
Но шел 1942 год. Самый разгар войны. В Душанбинское управление Гражданской авиации пришла шифротелеграмма за подписью Вячеслава Молотова, которая предписывала найти все разбившиеся до этого времени Р-5. Снять с них двигатели и направить на нужды фронта.
На поиски биплана отправляется группа. По воспоминаниям старшего группы Тихомирова, в экспедиции, кроме 14 добровольцев, участвовал и муж Гуреевой.
Интересен и другой факт. К тому времени он уже месяц был женат на другой женщине. Хотя к тому времени с момента пропажи жены прошло всего 2 месяца.
8 мая группа двинулась в путь. Несколько суток понадобилось спасателям, чтобы добраться до места катастрофы. Пока они шли, в одной из расщелин обнаружили тело погибшего Жуковского. В руке он сжимал пистолет. Вокруг лежало много стреляных гильз. В обойме ТТ не было ни одного патрона. Скорей всего, он стрелял в надежде подать сигнал.
На четвертые сутки экспедиция вышла к предполагаемому месту падения самолета. По описываемой местности и координатам все совпадало. Но самолета нигде не было.
Решили уже возвращаться. Но тут один из членов экспедиции решил перебраться через хребет.
И увидел жуткую картину. В нескольких метрах от него лежал черный фюзеляж самолета. А на нем сидела женщина.
Она повернула голову. Оцепеневшие мужчины в мертвой тишине ясно услышали ее вопрос: “Ваня, ты, наверное, уже женился?”
А как мы знаем, он уже действительно женился.
“А где Саша!?” - спросил Иван. Женщина указала рукой на останки.
За 85 дней она превратилась в живой труп. Ее спасли, но после всего пережитого она не была рада такому спасению.
После этого Анна больше года лечилась в психиатрической больнице в Душанбе. О судьбе ее мужа ничего не известно.
А Анна вылечилась, вторично вышла замуж и даже родила детей. Появились и внуки. Анна умерла в начале 90-х годов в Душанбе. До последних дней своей жизни она не могла вспоминать об этих месяцах, проведенных в горах. Но и забыть о них тоже не могла. Она сменила имя, фамилию, документы, желая вычеркнуть из памяти страшные месяцы. Фото с ней не сохранилось.
Вернемся к сотрудникам НКВД и пилоту, которые оставили несчастных умирать в горах. Против них было возбуждено уголовное дело по факту оставления женщины и ребенка в опасной ситуации. Вихров, Масловский получили разные сроки наказания.
Пилот Княжиненко был направлен на фронт в штрафной батальон, где он вскоре погиб. К уголовному делу был приобщен дневник Анны Гуреевой, который стал источником подробностей о ее заточении. Кроме записей Анны, в деле фигурируют и письма сына Саши.
Ужасные поступки, совершенные Анной от безысходности и с явно помутившимся рассудком, ни в какое сравнение не идут с поступком выживших мужчин.
Дорогие читатели. Благодарю вас за внимание. Желаю мира и добра. С уважением к вам.