Найти тему
окно в икону

Богоматерь страдающая: перед Крестом

С праздником, уважаемые читатели! Среди икон Богородицы есть такие, на которых явлено Ее страдание и так или иначе передано оно в предстоянии орудиям страстей или умершему Иисусу Христу. В этой статье рассмотрим примеры икон, где Богородица предстоит перед Крестом. Начнем с Ахтырской иконы Богоматери.

Прославленная икона, явленная в июле 1739 г. в г. Ахтырка Харьковской губернии на Украине. Образ был обретен священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Первые чудеса произошли у него в доме, потом - в Покровском храме. В новопостроенном каменном Покровском соборе икона находилась до ее похищения в 1903 г. во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. Более поздняя история иконы представляется неоднозначной, но для нас важнее особенности образа, множество копий которого сохранилось от восемнадцатого-девятнадцатого веков.

Иконография этой иконы явно восходит к образцам итало-греческого искусства. Дело в том, что на Руси благосклонно относились к заимствованиям из греческого иконописания, но оно само претерпело сильное влияние католического искусства. Так, Богородица на Ахтырской иконе изображена со сложенными на груди в молении руками в соответствии с католической традицией. Для иллюстрации - пример католического образа пятнадцатого века.

Дирк Боутс. Богоматерь Скорбей. 15в.
Дирк Боутс. Богоматерь Скорбей. 15в.

Что касается изображения одежд Богородицы, то на самом первообразе у Богоматери голова изображена непокрытой, но в копиях менялось и положение рук (вместо сложенных изображались перекрещенные, как в Благовещении) , и одежды. Мог изображаться и мафорий, покрывающий голову, и корона, и распущенные волосы.

В чем же смысл изображения распущенных волос? В древности было два изображения Богоматери: в чепце и с покрытой мафорием головой, и с непокрытой головой, с прической или распущенными волосами. У исследователей сложилось мнение, что эти два типа изображения делают акцент на разных сторонах прославления Богородицы: как Матери (с покрытой головой) и как Девы (с непокрытой головой). Но поскольку Богородица всегда проявляла смирение, в православной традиции доминирует Ее образ с покрытой головой. Однако изображение такое, как на Ахтырской иконе, в Византии было еще вполне возможно, как и в Греции. Характерно, что чудеса от иконы были столь явные, что вопроса о том, чтобы ее переписать и дополнить, не возникало. Только при копировании могли изменить облик Богоматери, придав ему более привычный вид.

Итак, Богородица изображается молящейся перед Крестом Своего Сына и Бога, просящей Его о спасении людей. И это не только образ, смоделированый иконописцем. Есть и реальная современная история, в которой Богоматерь видели именно так: молящейся перед Крестом. Произошла эта история в июне 1995 года в городе Буденновске, в Ставропольском крае. Чеченские бандиты захватили там более тысячи людей в больнице и требовали прекратить военные действия в Чечне. Штурм больницы был неудачным, велись переговоры, в конце концов боевики уехали в Чечню, прикрываясь добровольцами-заложниками.

В эти несколько дней, когда людям была особенно нужна помощь и поддержка, и жители города, и заложники в больнице неоднократно видели Богородицу в небе, молящуюся перед Крестом. После завершения событий была написана Свято-Крестовская икона Богоматери по воспоминаниям очевидцев.

Важно, что город этот, существовавший еще с восемнадцатого века, носил до революции название Святой Крест, а на месте больницы, подвергшейся нападению, стоял Воскресенский мужской монастырь. И местоположение монастыря тоже было избрано не случайно. Много столетий на этом месте была только часовня, в память об одном запомнившемся жителям событии. Когда поселение еще не было русским городом Святой Крест, оно было армянским поселением Маджары. Через него в 1318 году везли домой тело убитого в Орде тверского князя Михаила, который был канонизирован Церковью в шестнадцатом веке. Жители города видели огненный столп над местом, куда положили его тело на ночь. Поэтому на иконе Свято-Крестовской иногда внизу изображается святой Михаил Тверской.

В 2022 году Святейший Патриарх Кирилл благословил в пределах Ставропольской митрополии установить почитание образа "Явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Свято Крестовская» во граде Святой Крест (Буденновск) в 1995 году" и утвердить дату ежегодного празднования 18 июня по новому стилю.

Явление Пресвятой Богородицы "Свято-Крестовская" во граде Святой Крест. Современная икона.
Явление Пресвятой Богородицы "Свято-Крестовская" во граде Святой Крест. Современная икона.

На иконе в центральной части изображена больница и захват заложников. В небе над ними - молящаяся перед Крестом Богородица. В нижней части иконы - изображение Воскресенского монастыря до революции (ныне он не существует). По сторонам - списки имен 129 человек, погибших в этих событиях.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!