Молодые учителя – вчерашние студенты – горят желанием работать с детьми, но нередко сталкиваются с множеством проблем. В Год педагога и наставника выпускники ДГУ рассказывают, почему они решили связать свою жизнь с преподаванием, как обстоят дела с современным образованием и почему педагоги – самые стрессоустойчивые и активные люди на свете.
Мир вокруг нас непрестанно меняется. Меняются и требования к образованию. Помочь освоить материал, хорошо написать диктант и успешно сдать ОГЭ или ЕГЭ – уже недостаточно. Педагог-наставник не только передает детям содержание учебного плана, но и развивает их эмоциональный интеллект, учит мыслить нешаблонно.
«Современный учитель – это человек с открытым мышлением, готовый принимать перемены в обществе, быть в тренде, в курсе событий и быть в тандеме с учеником. Это преподаватель, который всегда на одной волне с детьми, он понимает шутки, с ним можно поговорить, при этом он очень грамотно и качественно преподносит материал своего урока», – считает выпускница химфака ДГУ, преподаватель-репетитор образовательного центра «Квентин» Джамиля Курбанова.
Увлечь ребят и заинтересовать темой не так сложно, главное быть открытым и постараться стать для них наставником и другом. По словам преподавателя, главный стимул ученика – это возможности, амбиции и самостоятельность. Молодые люди стремятся к независимости, что является лучшей мотивацией для учебы.
Цель педагога-наставника не только передать знания и сеять разумное, доброе, вечное, но также и замотивировать учащихся, причем сделать это так, чтобы ученик сам хотел заниматься и стремился узнавать все больше и больше.
«Нужно найти те болевые точки, которые помогли бы ему совершенствовать свои знания в той или иной сфере. Если говорить об иностранных языках, то в зависимости от уровня знаний, возраста и потребности ученика, необходимо подобрать правильный метод и формат. Это может быть урок-игра или же интерактивное обучение», – полагает преподаватель английского языка, выпускница ФИЯ Разият Гусейнова.
Молодые специалисты отмечают, что справиться с работой в первые годы действительно нелегко. Чаще всего трудности возникают при общении с родителями.
«Есть родители, которые сотрудничают с преподавателем и пытаются создать благоприятные условия для улучшения качества работы. А есть не совсем приятные, которые мало того, что не отвечают на звонки и не читают важную информацию в группе, которая отправляется раз в месяц. Так ещё думают, что их ребенок всегда прав. Он у них отличник, самый дисциплинированный и ответственный», – сетует Разият, отмечая, что с такими родителями тяжело взаимодействовать.
Нередко они не учитывают, что педагоги большую часть времени проводят с детьми, знают их способности и стараются трезво и справедливо оценить выполненную работу.
«Иногда, когда подключаешь родителей, дабы предотвратить худшие последствия, то вместо правильного восприятия тебе выдают удивительную реакцию в формате 5–10-минутного аудио, где говорится, что их ребенок так поступить не мог. И он самый прекрасный», – добавляет преподаватель.
По-иному складываются отношения в образовательных центрах – и дети, и родители в основном нацелены на обучение. Однако некоторые уверены, что если нанять репетитора, то сразу же улучшится успеваемость по предмету, забывая, что сначала следует восполнить пробелы в знаниях.
«С родителями сложности возникают редко, просто некоторые думают, если они отправили ребёнка в центр и оплатили занятия, то мы, как волшебники, должны сделать из него ученого. Порой они забывают, что многое зависит и от самого ученика», – рассказывает Джамиля.
Например, задали домашнее задание, которое нужно выполнить к следующей встрече, чтобы закрепить пройденный материал. Безусловно, бывают очень сознательные и мотивированные дети, которые ответственно подходят к подготовке. Но есть и те, кого приходится контролировать.
«Все зависит от целей ребёнка, от его ценностей и желания. Когда ребёнок сам хочет поступить и учиться, то результат не заставит себя долго ждать. Если же ребёнка заставляют родители, то никакого желания и стремления к знаниям не будет», – отмечает репетитор.
Лучше не идти в педагогическую профессию, если нет стремления и целей.
«Изначально я не планировала стать преподавателем. Всегда хотела связать свою жизнь с иностранными языками. Работать в сфере туризма или же быть юристом-международником. “Право” было одной из любимых дисциплин в университете. Но волею судьбы я стала педагогом. И, как сейчас принято называть, – наставником», – делится Разият Гусейнова.
Учитель – это человек, готовый принимать перемены в обществе, готовый привнести в урок что-то новое: новые разработки и методы преподавания. По ее мнению, у учеников меняются приоритеты, но нельзя сказать, что потребности в знаниях снизились. Скорее изменился фокус: он направлен не совсем на те знания, которые им необходимы.
«Каждый человек может добиться успеха в обучении. Необходимо только дать своим ученикам свободу думать и получать знания. Показать, что он – Личность, что никто и никогда не сделает эту работу лучше, чем он, – может быть в этом моя педагогическая философия на сегодняшний день», – считает она.
Отсутствие результата, нет отдачи от учеников, работа обесценивается… Быть преподавателем очень сложно, признаются молодые специалисты, – это и физическая, и умственная, и моральная нагрузка.
«Пропускаешь через себя каждого ученика, особенно трудно с теми, кто не готовится к занятиям. К каждому ученику и родителю нужно найти подход, добиться какого-то результата, постоянно изучать что-то новое и не отставать от трендов. Это действительно непросто. Но я люблю свою работу. Когда ребята получают хороший результат на экзамене – это очень крутое чувство», – говорит Джамиля и добавляет, что дети видят в ней не строгого учителя, который вечно ворчит, а своего друга и наставника.
Педагоги подчеркивают, что зачастую ученика гораздо больше мотивируют исправиться слова учителя, а не выставленная в журнале двойка. Как и слова поощрения радуют намного сильнее, чем очередная оценка «отлично».
«Я работаю и в госучреждении, и во фрилансе. В первом случае мотивируют ребят оценки и слова поощрения. Это они любят больше. А кто не любит? Ведь все в глубине души ждут похвалы за свои старания, хоть могут этого не признавать. Во втором случае, тоже слова поощрения и плюс бонус – урок, который не похож на все остальные привычные занятия», – отмечает Разият.
Самая большая проблема школы – это привязка учеников к оценкам, а не к знаниям. Дети зависимы от отметок и учат для галочки. Нужно поменять такое мышление, убеждена Джамиля: «У многих ребят нет возможности оплачивать репетитора, а в школах материал поверхностный (не во всех), и некоторые темы, которые встречаются на экзамене, они на уроках и не разбирают вовсе».
Учитель-наставник – это профессионал и друг, – чтобы стать хорошим педагогом, отмечают наши герои, необходимо постоянно изучать новое. Быть в курсе всех изменений в сфере образования, особенно относительно своего предмета.
«Преподавательская деятельность – это как езда на роликах. Когда едешь по ровной дороге, все хорошо. Но если попадётся не асфальтированная, так сразу некомфортная езда и большой риск упасть. Здесь очень много нюансов: начиная от условий работы, завершая подготовкой материалов», – полагает Гусейнова.
Разият работает со студентами и признается, что бывает тяжело и неприятно, когда ученик не воспринимает материал, когда ему всё равно.
«Я стараюсь уделить каждому время на уроке. Мои студенты знают, что в любой момент они могут подойти и обратиться за помощью, – резюмирует она. – Сложности есть и в коммуникации, а если быть точнее, твоя социальная батарейка к концу рабочего дня на нуле. Преподавание весьма нелёгкая профессия, она не для тех, кто боится ответственности».
Амина Магомаева