Андрей Иванович (1327 - 1353) - младший сын великого князя Московского Ивана Калиты и его первой супруги княгини Елены, первый удельный князь Серпуховской и Боровский в 1341—1353 годах.
По завещанию Иван Калита отдавал Андрею — Лопасню, Серпухов, а также ряд сельских округов с сёлами и деревнями, расположенными на территории современных районов — Серпуховского, Чеховского, Подольского, Ступинского. После смерти Ивана Калиты 31 марта 1341 г. его сыновья вступили во владение завещанными землями. С этого дня началась история Серпуховского удельного княжества, и его первым князем был младший сын Калиты — 13-летний Андрей.
В 1345 году Андрей Иванович женился на Марии, дочери князя Ивана Федоровича Галицкого.
Дата рождения Марии неизвестна. Ясно одно, что она не могла быть старше своего супруга, родившегося в 1327 году. По сообщению Рогожского летописца в качестве приданого дочери Иван Федорович определил земли в районе Радонежа. В той же стороне был и наследственный удел жениха.
Долго у супргугов не было детей. В это время княжеская семья неоднократно ездила на богомолье в Троицкий монастырь, к Сергию Радонежскому, которого Юлиана молила о даре чадородия. Молитвы были услышаны: княгиня родила первенца – сына Ивана. Она была беременна вторым ребенком, когда на Русь обрушилась «моровая язва» или «чёрная смерть», как называли её в народе.
От страшной болезни умерли два малолетних сына великого князя Семена Гордого. 26 апреля 1353 года похоронили самого великого князя. А 40 дней спустя, 6 июня, умер его младший брат, третий сын Ивана Калиты, удельный князь Андрей Иванович. Он был похоронен там же, где его отец — в Архангельском соборе Московского Кремля.
На сороковой день после смерти молодого князя Мария родила сына Владимира, который войдет в историю под именем Владимира Храброго.
Вместе с мальчиками рос и осиротевший князь Московский Дмитрий. Живя на кремлевском дворе, как и многие женщины Средневековья Мария проводила много времени в молитвах, ведя тихую и скромную жизнь. Маленькие сын и племянник стали центром жизни княгини Марии. Но не успела молодая вдова оправиться от смерти мужа, как новое горькое испытание – смерть старшего сына. Владимиру же была уготована судьба талантливого полководца.
Мария Серпуховская воспитала прекрасного сына – православного христианина, добродетельного человека и достойного гражданина своего Отечества. Им искренне восхищался соперник Руси Литовский князь Ольгерд Гедиминович, который пожелал отдать за него замуж свою дочь Елену.
Но неспокойно было сердце матери за рано повзрослевших детей, проводивших почти все время в военных походах. С трепетом и тревогой ждала их княжна из походов.
Ждала Мария Ивановна Владимира и с Куликова поля. В древнерусском обществе женский подвиг чаще всего проявлялся в принятии иноческого образа и построении монастырей и храмов. В полной мере можно считать героиней и Марию.
После возвращения сына с ратного поля, в 1386 году на собственные средства она основала в Москве монастырь, посвящая его празднику Рождества пресвятой Богородицы.
В «Кратком историческом очерке Рождественского девичьего монастыря», изданном в 1881 г., сказано, что «эта обитель построена княгинею Мариею во время Богом дарованной победы над Мамаем и всею татарскою ордою в день Рождества Пречистыя Богородицы». По легенде, в память той великой победы монастырские «кресты были поставлены над луной», то есть на крестах собора были изображены полумесяцы.
Племянник княгини Марии великий князь Димитрий утвердил начинание собственным государевым указом. Княгиня Мария вложила в свою обитель все самое дорогое – и силы, и средства, и саму собственную жизнь.
Монастырь стал еще одним зримым, как и Вознесенский монастырь, основанный в Кремле стараниями жены Димитрия Донского, благодарственным памятником в честь победы в великой битве, благословенной «печальником земли русской» преподобным Сергием Радонежским.
Возводился монастырь не как крепость, не как оборонительное сооружение, что чаще всего случалось в те неспокойные века, а как тихая заводь для жен-печальниц.
Первыми насельницами Московского Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря стали вдовы погибших на Куликовом поле воинов. Многие из них происходили из знатных и богатых княжеских родов. Немало было и из боярских семей. Совсем неслучайно монастырь стал в народе называться еще и «княжьим». Переселилась в монастырь и Мария, приняла постриг с именем Марфа.
В иноках и схиме, в возрасте примерно 60 лет, княгиня Мария скончалась в декабре 1389 года. Упокоена инокиня Марфа была в родной обители.
Троицкая летопись сохранила некролог в адрес княгини: «Тое же зимы [1389 г.] в Филиппово говение, месяца декабря во второй день, на память святого пророка Аввакума преставися раба Божия благоверная княгиня Мария Андреева, мати сущи Володимеру, в черницах и скиме, наречно имя ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви Святого Рождества в честном монастыре на рве, иже сама создала еще сущи в своем животе».
Читайте также:
Герои Куликовской битвы: Владимир Храбрый
Первые московские княгини. Несчастливые жены несчастливого князя
Русско-татарские монеты Дмитрия Донского
Подписывайтесь на наш канал здесь.
📩НАШ TELEGRAM